В ДОКЕ

Петр Чванов
В  ДОКЕ
(Глава из повести „Когда молчат дипломаты”)

Не знаю, необходимость или случайность, но в службе мне катастрофически  не везло. Стоило мне подняться на очередную ступень служебной лестницы, как она обрывалась, и я снова падал на дно.
В училище я был одним из самых успешных курсантов и пользовался уважением и товарищей, и начальства, но будучи курсантом 3 курса  заболел ревматизмом и был отправлен для дальнейшего продолжения службы в сухопутные войска.
Несмотря на мои постоянные усилия вернуться на флот, за четыре года пребывания в сухопутных войсках я вырос до майорской должности, но вернувшись на флот, снова был вынужден начать свою службу с нуля.
Через 5 лет службы на флоте снова поднялся на должность капитана 2 ранга и был направлен на классы командиров кораблей 1-2 ранга.   Во время сдачи выпускных экзаменов по окончании классов, был отмечен начальником классов вице-адмиралом Чернавиным, как один из наиболее подготовленных командиров противолодочных кораблей 1-2 ранга, но началось омоложение флота и я оказался на должности командира корабля 3 ранга. Тем не менее эти взлёты и падения не поколебали моих правил относиться к своим обязанностям должным образом.
Однажды, вернувшись  с боевой службы, я получил приказание немедленно стать в док  на Северной стороне в Севастопольской бухте. Одновременно со мной в док был поставлен средний десантный корабль того же типа, которым командовал  капитан 3 ранга Чулков Рафаил Николаевич. Он  собирался уходить на пенсию. Он и раньше не отличался особым рвением, а грядущее увольнение в запас и вовсе  не  стимулировало его к  служебным подвигам. Как только оканчивался рабочий день, он исчезал с корабля и, в лучшем случае, появлялся на нём снова к подъёму флага. Служба на корабле постепенно приходила в упадок. Корабль заростал грязью. Дисциплина матросов и старшин тоже расшаталась. На корабле копились горы мусора, которые неизменно сопутствуют любому ремонту либо докованию.
Я же, наоборот, методично и последовательно проводил в жизнь  требования уставов и наставлений. После окончания рабочего дня, стоило рабочим сойти с корабля, как я собирал офицеров, заслушивал их о результатах выполнения планов докования, повышения уровня подготовки матросов и старшин, и результатах несения вахты и повседневной службы на корабле. Окончив „пятиминутку”, я лично обходил корабль, проверял надёжность закрытия водонепроницаемых переборок, люков цистерн и коффердамов, которые открывались в процессе дневных работ, чистоту и порядок в отсеках и жилых, и служебных помещений. Так и на сей раз, я  провёл „пятиминутку”, обошёл корабль проверил порядок и чистоту помещений, в которых шёл ремонт, проверил знание обязанностей личного состава дежурства и вахты и пошёл к себе в каюту.
Наши корабли стояли на кильблоках в полуметре друг от друга и сообщались между собой маленькой сходней, а парадные трапы выходили на разные стороны дока.
Не успел я раздеться, как услышал сигналы ревуна, извещавшего о прибытии начальства.
-Кому это не  отдыхается? – подумал я. – Время уже к закату солнца, а они припёрлись.
На  соседнем корабле уже появилась группа старших офицеров во главе с начальником ОУС. Их сопровождал лейтенант Кауров, недавно назначенный помощником командира соседнего корабля.
Пока они осматривали корабль Чулкова Р.Н., я успел ещё раз опросить дежурство и вахту,  и был очень доволен результатом.
Когда начальник ОУС капитан 1 ранга Васильев перешёл на борт моего корабля, раздалась громкая команда: -Смирно!  Дежурный чётко отдал рапорт и сделал шаг в сторону. Я приблизился к комиссии и так же чётко представился.
-Ну что, командир, предъявляй свой корабль, – пожав мне руку, предложил капитан 1 ранга Васильев. – Показывай, где у тебя идёт ремонт и сумеешь ли ты выйти из дока в установленный срок.
- Я думаю никаких задержек не будет, а может быть сумеем справиться и раньше, -заверил я начальника ОУС.
Обошли корабль. Проверяющие придирчиво осматривали все углы, дотошно проверяли знания личного состава дежурства и вахты и явно остались довольны результатом.
-Ну, командир за время пребывания в должности начальника ОУС я проверил добрых два десятка кораблей, стоящих в ремонте, но такого ещё не встречал. Неси журнал боевой подготовки! Я буду ждать тебя в рубке дежурного.
Я зашёл в свою каюту, достал из  сейфа журнал БП и принес его в рубку дежурного.
„Проверил порядок несения дежурства и вахты и порядок на корабле. Служба несётся исправно, личный состав обязанности знает отлично. Корабль содержится в чистоте и порядке. Начальник ОУС кап.1 ранга           =Васильев С.Н. = написал начальник ОУС и поставил свою размашистую подпись.
На следующее утро, как обычно, в 08-00 на корабле  начался осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Личный состав корабля разбежался по своим заведованиям. С оружия и технических средств корабля были сняты чехлы и началась обычная рутинная работа по осмотру , чистке, смазке и проверке исправности оружия и технических средств. Я спустился в танковый трюм. Накануне боцман загрузил туда около тонны красок и я  решил лично удостовериться в их качестве. Вдруг загремели колокола громкого боя и раздался голос помощника командира  капитан-лейтенанта Чистякова:
- Командиру корабля просьба подойти к трапу!
-Я, не медля, поднялся на верхнюю палубу, увидел командира бригады десантных кораблей капитана 1 ранга Потехина Л.Н. Он стоял возле шлюпбалки и громко распекал старшину команды мотористов за чехол от шлюпки, который лежал на палубе.
-Совсем уже страх потеряли. Только ушли из расположения бригады, как тут же разболтались. Для Вас не существует ни порядка, ни правил. Рабочий день ещё не начался, а у вас уже по всей палубе разбросаны чехлы и люди болтаются где попало.
-Товарищ капитан 1 ранга. Командир СДК -106. Капитан 3 ранга Родионов. На корабле идёт плановый осмотр и проворачивание оружия и технических средств! -представился я.
-Если бардак, который Вы развели на корабле называется плановым осмотром, тогда не зря, командира бригады поднимают среди ночи и как мальчишку вычитывают за то, что целый капитан 3 ранга, стоя в доке, не может обеспечить элементарного порядка...
-Товарищ комбриг, по-моему Вы  обращаете свой гнев не по адресу...- пытаюсь остановить его я.
-Молчать! - громовым голосом прерывает меня комбриг. -Вы никчёмный, бестолковый и беспринципный офицер. Мы Вам доверили отличный боевой корабль с прекрасными боевыми традициями...
- Простите, Лев Николаевич, личный состав корабля недавно получил отличную оценку за боевую службу... –снова пытаюсь я остановить комбрига.
- Не смейте хвастаться своими успехами! Лучше расскажите, как Вы довели корабль до ручки, - снова рычит комбриг. – Вы слепой, глухой и равнодушный человек. Вас...
-Надо гнать грязной метлой с корабля, - продолжаю я мысль комбрига. –Зачем держать слепого глухого и безответственного человека на такой должности?
Комбриг  взрывается. Он  хватает меня за рукав кителя и тащит в надстройку.
-Пошли в каюту! - кричит он. –Там я тебе скажу ещё кое-что.
Я спокойно вхожу в свою каюту. Следом за мной врывается комбриг. Он снова запальчиво начинает мне выговаривать как его из-за меня ночью поднял командующий флотом и как он его воспитывал.
Ни слова не говоря, я открыл сейф, достал оттуда журнал боевой подготовки, открыл на странице, где начальник ОУС сделал последнюю запись и сунул его под нос комбрига.
-В чём дело? – недоуменно уставился он на журнал.
-Читайте! - резко сказал я. –Там всё написано.
Лев Николаевич несколько раз перечитал запись и вдруг зашвырнул ЖБП в угол каюты.
-Что же ты сразу мне не сказал? – устало спросил он.
-А Вы меня слушали? – вопросом на вопрос ответил я.

ПРИМЕЧАНИЯ:
КОФФЕРДАМ -сухой отек, предназначенный для улучшения плавучести корабля.
КИЛЬБЛОКИ- профильные подставки для установки на них корабля в доке или на берегу.
ОУС - отдел организации службы на кораблях и в частях.
ШЛЮПБАЛКИ - Стальные конструкции, на которых подвешиваются шлюпки и катера.
ЖБП- журнал боевой подготовки.
СДК-средний десантный корабль.