Душа не материальна, но...

Валерий Могильницкий
        Опираясь на многочисленные изыскания ученых и философов, я могу вместе с ними утверждать, что феномен сознания человека не ограничивается только процессами в его психике. Потребовались века, чтобы освободится от представлений тождественности психического и сознательного без рассмотрения явлений внешнего мира.

        В разных отраслях науки обоснованы материальные предпосылки мышления, сознания, духовной жизни людей. При этом не было необходимости в поисках особой материи сознания или мышления – её не существует, т.к. материальным для сознания является то, что может восприниматься им как что-то внешнее, существующее независимо от него. Но сознание по природе не может ощущать само себя как нечто внешнее. Следовательно сознание, мышление, духовная жизнь людей не материальны. И в то же время без материи сознание не возможно, как невозможна морская волна без моря.

        Духовный мир людей реализуется в сознании и в самосознании, и не мыслим без феномена “Я”, который называют ещё Душой. Мир разделился на тех, кто верит в бессмертие Души и независимость её от материального, “временного” обиталища на пути к вечному блаженству, и тех, кто верит в тесную зависимость Души от материальной субстанции на пути к её безвозвратному растворению в мире.

        Здесь я скорее придерживаюсь ко второй группе людей, и далее возьму на себя дерзость сжато показать главные основания моей веры, не ссылаясь на авторитеты, но сконцентрировав их и свои мысли в нескольких утверждениях:

1) Явление сознания есть внутреннее, психическое продолжение внешних явлений, которые явились поводом для его появления и без которых оно не может реализоваться в каждый момент жизни.

2) Воспринимают не органы ощущений, а человек при помощи своих органов. Восприятие происходит в динамически активном взаимодействии человека и среды.

3) Продукты сознания - это не сами вещи, а всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Эти образы могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. В отличие от физиологических процессов мозга образы не наблюдаются с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д.

4) Сознание есть процесс, а не субстанция или вещество. Т.е. само сознание нематериально и  реализуется только при взаимодействии внешних и внутренних явлений. Если прервать воздействие внешних явлений, то психическая активность затухнет, а вместе с ней и сознание, как процесс.
 
5) В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Возможности восприятия обусловлены устройством органов ощущений человека, его сенсорными способностями. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для человека как существующий вне сознания - как объективное "поле".
 
6) Ощущения не осознаются от рождения. Т.е. человек учится ощущать в ходе своего развития и в процессе жизнедеятельности. Можно утверждать, что сознание есть результат развития и обучения человека, как общественного существа и биологического организма – носителя психических процессов.

7) Генеральная цель сознания – выжить во все более усложняющихся условиях среды обитания – с одной стороны и с другой стороны - все более усложнить среду своего обитания и присвоить себе все больше материальных вещей, управляя все большим числом явлений мира, - т. е. осуществить экспансию в Мир.

8) У человека чувственные образы приобретают новое качество посредством обозначений. Значения являются “материей” человеческого мышления. Носителем значений является язык.
 
9) Мысль лишена образности. Потому выразить и усвоить мысль - значит облечь ее в знаковую форму. Даже когда человек мыслит “про себя”, он обращает мысль в языковые формы. Мышление,  как часть сознания,  имеет социальную природу ибо язык невозможен вне общественных связей.
 
10) Если восприятие отражает один предмет, то понятие уже замещает огромное количество предметов, благодаря чему емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики возрастает в миллиарды раз и позволяет человеческому мозгу вобрать в себя неизмеримо большее количество информации и оперировать им. 

11) Единство языка и мышления не означает их тождества. В одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают разное смысловое содержание. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понятна. Но будет ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить.

12) Речь есть только форма существования языка, но не есть сам язык! Язык не порождается сознанием так же как и сознание не порождается языком (бессознательный бред больного человека - это речь; а наши слова не смогут пробудить сознание в умершем человеке). Сознание и язык существуют  неразрывно и в то же время не совпадают полностью.
 
13)   Мышление невозможно без эмоций, регулирующих процесс мышления и сознания. Т.к. слово обозначает предмет или явление, то мы мысленно имеем дело с предметом или явлением в их отсутствии, как с реальными, что неизбежно приводит к изменению нашего физического состояния. Следовательно мышление не ограничивается корой мозга, а вовлекает в процесс весь организм в целом, где разворачивается фантастически сложная картина физиологических явлений организма и психики. В ходе мышления (в особенности абстрактного мышления) тело имеет предметом своих действий само себя. Словом, голова профессора Доуэля не могла бы полноценно размышлять и осознавать окружающий мир!

14) Сознание не тождественно психике потому, что психическая жизнь включает в себя и подсознательное. Эмоции могут быть не только осознанными но и подсознательными. Понятие сознания шире, чем понятие мышления, поскольку включает в себя также другие осознаваемые элементы психики. Понятие душа включает в себя сознательное и бессознательное.

15) Сознание позволяет человеку контролировать практическую деятельность, а самосознание держит под контролем само сознание, что качественно его меняет. В процессе самосознания человек становится личностью, возникает феномен “Я”. В этом коренное отличие человека от животных.

16) Сознание есть процесс восприятия внешних воздействий и собственных внутренних реакций на них с одновременным управлением ими. А управление немыслимо без обратных связей. Обратная связь великое изобретение природы. Но, что касается механизмов обратной связи, которые присущи всему живому, то истоки их возникновения остаются для меня тайной за семью печатями.

17) Мозг, да и весь организм, благодаря свойству обратной связи становится элементом внешней среды по отношению к самому себе, реализуя бесконечную последовательность отображений самого себя. Мозг, тело и внешняя среда с информационной точки зрения не разобщены, а составляют единую открытую систему.

18) Мышление заключается в реализации последовательности стереотипов-понятий, где каждому понятию соответствует слово. А дальше начинается комбинаторика: из тысячи простых элементов можно получить гигантское количество комбинаций, образуя базу знаний, в которой человек интерпретирует любое изначально целостное явление природы, раскладывая его на абстракции. Это называется анализом. Второй ступенью познания является синтез - из выделенных абстракций синтезируются мысленные конструкции или “модели”, которые в основном подобны реальным целостным явлениям.

19) Любая модель явлений не учитывает всех свойств реальности, допуская “загрубление” рассматриваемых процессов. В моделях не находят отражение стороны явлений, которым в базе знаний человека не нашлось соответствующего аналога. Это может привести к ошибочным выводам, при формально непротиворечивой логике размышлений.

20) Благодаря указанной способности мышления к “моделированию” рождается иллюзия самостоятельности сознания и мышления, оторванности от внешнего мира, что приводит к соблазну обоснования необходимости в существовании особой субстанции - души, для объяснения природы человеческого сознания.

21) Человек приобрел свой разум и сознание не моментально, а в ходе длительного биологического и исторического развития. Не учитывая это, неизбежно приходишь к мистике при рассуждениях о происхождении сознания, мышления и духовной сферы человека.


       Понятие сознания принято рассматривать в философии в качестве категории сферы духа. Согласно этой традиции можно выделить три проблемы, находящиеся в центре внимания различных течений:

а)  существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?
б)  является ли сознание атрибутом человека или это явление сверхчеловеческое, космическое?
в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности – психика, духовное, идеальное?
      Все ранее сказанное так или иначе частично отвечает на эти вопросы.

                * * *
    
      В завершении хочу коснуться часто приводимых в спорах  утверждений о том, что никто ещё из учёных не обнаружил при изучении мозга ни одной мысли в нем, и что это есть доказательство того, что мозг не есть генератор мышления.
 
      Спрашивая о том, что такое сознание и мышление, необходимо корректно задавать вопрос: спрашивать не о том, где и как оно реализовано, ибо здесь мы сможем получить лишь ответ о механизмах его реализации.

      Ведь когда спрашивают о том, что такое ходьба, спрашивают не о том, как устроены ноги, способные ходить. Так и мышление, как действие,- хотя и неотделимо от материальных механизмов, с помощью которых оно осуществляется, но вовсе не тождественно самим этим механизмам.

      Самое полное описание структуры мозга и организма в целом, т. е. описание их в бездействующем состоянии, не имеет никакого права выдавать себя за хотя бы приблизительное описание той функции, которую они выполняют, за описание того процесса мышления, которое они осуществляют.
http://www.proza.ru/2014/05/11/1165
http://www.proza.ru/2014/01/17/1430