1. Кампучия

Андрей Михайлович Толоконников
1. ПЛОСКОСТОПИЕ

В седьмом классе, через два года после похода к собакам, повели нас в военкомат для того, чтобы получить приписное свидетельство. Прошёл я всех врачей, а последний меня огорошил – «негоден к армии» из-за сильной степени плоскостопия.

Вышел я из военкомата растерянный: отец и дед войну прошли, другой дед там голову сложил, в семье культ войны был, десятки книг про войну и армию прочитал, примеряя на себя все ситуации.
А тут – негоден, да ещё и по такому несерьёзному поводу!

Всегда здоровый был и не присматривался к ступням. Может, годы плавания сказались, от которого стопы постепенно в плоские ласты превращались?

Отец мой был человек дела – в библиотеке набрал всё о плоскостопии, стельки особые вложил мне в обувь, а затем принёс обрезок трубы длиной сантиметров в 30, а диаметром - 15. Отшлифовал её и положил под мой стол, и стал я делать уроки, держа ноги на ней. Ежедневно по нескольку часов ногами на трубе.

А в перерывы пробовал постоять на ней, балансируя. Вначале сразу падал, но скоро стало получаться. И уже через пару месяцев я стал по дому передвигаться только на трубе, не касаясь ногами пола.

Для поворотов надо было перенести вес на одну ногу и пяткой другой толкнуть конец трубы, чтобы он описал окружность вокруг первой ноги. С тех пор я ездил по дому и в ванную и в туалет и на кухню.
А для полного разворота надо было, подпрыгнув, развернуться в воздухе на все 180 и приземлиться на трубу. Желательно, чтобы не больно.

Забегая вперёд, скажу, что за два года на трубе стопы изменились настолько, что врачи признали их свод полностью нормальным. Но ставшая родной труба и привычка отдыхать стоя на ней остались со мной до сих пор.

2. КАМПУЧИЯ

А вспоминал я про своё плоскостопие только один раз. В середине 9 класса.
Тогда случилась первая война между соцстранами. Сначала власть в Камбодже захватили отряды левых коммунистов  из Коммунистической партии Кампучии. Их лидер Пол Пот пообещал построить коммунизм за несколько дней. Они считали, что горожане привыкли жить лучше деревенских и поэтому изначально враждебны идеям всеобщего равенства. Значит, нужно превратить их в крестьян, чтобы, утомляясь на полях под взглядом надсмотрщиков, они не могли задумываться ни о чём другом.

По бессмысленной свирепости эти очередные революционные романтики, желавшие счастья человечеству,  переплюнули всех тиранов мира. Захватив столицу, они выгнали из неё все 2,5 миллиона её населения. Всего за трое суток! Детей отрывали от родителей. Задающих вопросы расстреливали. Как и не успевших выйти из дома. Инвалидов сразу обливали бензином.

Палимые испепеляющим тропическим солнцем, на дорогах страны падали, умирая, беременные, дети и инвалиды. Да и все остальные, конечно, тоже. Ведь никто не собирался создавать для них запасы еды вдоль дорог. Истощённые люди пили из луж и вскоре умирали от кишечных болезней.

А гигантская столица опустела, как в фильме про конец света. Полная тишина в гигантском городе величиной с  Киев или Ташкент. Но тишина была не всегда: стадион они использовали для того, чтобы заживо сжигать на нём людей. Зловещая жизнь бурлила только возле вокзала - там была ставка Пол Пота, окружённая тысячами солдат. И стаи собак, пожиравших трупы.

Затем они принялись убивать всех людей с высшим образованием. Убивать дёшево, зато символично, - крестьянскими  мотыгами по интеллигентским затылкам. Первыми рубили всех людей в очках. Врачей уничтожили, так как  при коммунизме не будет больных. Писали, что всего полпотовцы уничтожили больше трёх из десяти миллионов человек населения своей страны. Рекорд, недосягаемый для нашего ГУЛАГа.

Причём, это были самые опасные убийцы – искренние фанатики. Они не жалели никого – родню Пол Пота настигла смерть, так как у них было высшее образование.

Всё руководство было скрыто под псевдонимами «товарищ второй», «товарищ пятый»,… Скромный Пол Пот подписывался как «товарищ 87».

Крестьянам, доказавшим свою неграмотность, было тоже несладко: каждого переселяли в противоположный от дома конец страны.  Всё население, гонимые за много километров миллионы голодных людей, заполнило дороги, с обочин которых солдаты сталкивали на поля мириады трупов, на место которых тут же падали новые обессилевшие. Многих просто связывали целой группой и сталкивали в воду, где клубок из тел сразу шёл ко дну. А всех уцелевших заставили отдать своих жён другим.

Вся техника была разбита, и из профессий осталась одна – растить рис. На полях, в которые для удобрения постоянно закапывали новые трупы.
У этих садистов было и совершенно оригинальное психологическое нововведение – запрет выражать эмоции и жалеть другого. Их головы насаживали на колья рядом с домами.

А когда мы отучились уже половину девятого класса, наши союзники-вьетнамцы, обозлённые глупыми пограничными провокациями обезумевшего от безнаказанности режима, ворвались в Кампучию, чтобы остановить  людоедов-полпотовцев.  И оказалось, что армия палачей сильна только с безоружными: вьетнамцы дошли до столицы всего за две недели.

Вьетнамцы вошли в страну, в которой кроме армии палачей, оставались только придавленные террором крестьяне и ожидавшие казни последние двести тысяч сирот. Их родители, люди с высшим образованием  и множество других детей уже были закопаны с проломленными головами. 

Про интеллигентских и вообще про городских детей Пол Пот считал, что они уже отравлены ядом мышления и поэтому неисправимы.

Вся страна была адом. Непокорный двенадцатилетний мальчик смог сбежать из бывшей деревенской школы, где их всех заперли. Но, побродив три дня и дважды еле убежав от крестьян, пытавшихся его тут же изловить и сдать, голодный и обессиленный, он вернулся в школу ожидать приближавшейся смерти.

Один из сирот спустя годы стал главным психологом Камбоджи. Поздравляя меня с новогодним миллениумом, он писал: «Не дай бог в новом веке ни твоему, ни другим народам пережить и тысячную долю ужасов, которые обрушились на мою страну и на нас, малых детей!»

Полпотовскую Кампучию поддерживала только другая страна левых коммунистов - Китай, в котором до того уже прошли десятилетние репрессии носителей «старой» культуры. Сто миллионов пострадало, а один миллион погиб.  Миллион человек. От руки своих сограждан. Но после XX века нас это уже не удивляет.

(Продолжение читайте здесь: http://www.proza.ru/2014/05/13/741)