Двойной кульбит

В.Владмели
-Вы уже познакомились с моим дядей? - спросила Нина.
-Нет, - ответил Илья.
-Ничего не потеряли. Это тот самый тип, который получил статус беженца несколько лет назад, но бежать из России не торопился. Только когда его жена забеременела, он согласился осчастливить Америку своим появлением.
-Отчаянный человек, с беременной женой в неизвестность.
-Он ничем не рискует. В Москве у него осталась квартира, а сюда он приехал с хорошими деньгами и наверняка сядет на велфер. Жену же свою специально обрюхатил, чтобы его наследнику сразу дали американское гражданство. В худшем случае он уедет обратно в Россию. При таком раскладе можно быть отчаянным.
-Не очень ты его жалуешь.
-А за что мне его жаловать?
-Он всё-таки брат твоей матери.
-Этот брат ничем нам не помог, когда мы уезжали.
-Ниночка, тогда люди вообще боялись говорить с отъезжающими.
-Это кто как. Моему отцу сотрудники даже отходную устроили, а этот уговаривал маму остаться и доказывал ей, что лучше жить в насиженном гнезде, чем ехать неизвестно куда. Он всем жаловался, что мы ему жизнь поломали, хотя от нашего отъезда только выиграл. 
-Что же он выиграл?
-Он приватизировал квартиру, которая принадлежала моему отцу и оставил себе украшения моей бабушки, а потом, как видите, изменил своё мнение относительно насиженного гнезда. Я его вообще бы принимать не стала, это всё мамина инициатива. Она ведёт себя как Тургеневская девушка. О деньгах за нашу квартиру даже не заикнулась и до сих пор относится к нему, так как будто он ещё не вырос из коротких штанишек. Она всегда заботилась о нём больше чем обо мне, а он пользовался этим и грёб под себя. Он даже внешне не похож на своих родителей. Откуда он такой взялся непонятно. Наверно, моя бабушка хранила какую-то тайну от моего дедушки.
-Зачем ты мне всё это говоришь?
-Вам тоже придётся с ним общаться и вы должны знать, что это за фрукт. Он запросто может поломать ваши отношения с мамой только для того, чтобы вы не мешали ей нянчить его ребёнка.
-Понятно, что ещё?
-А ещё у него нарциссов комплекс. Он во всём считает себя лучшим. Инженер он гениальный, спортсмен непревзойдённый, повар самый искусный. Послушать его, так Бог, прежде чем создавать землю советовался с ним насчёт плана, - с каждой фразой Нина раздражалась всё больше и больше и чтобы успокоить её, Илья сказал:
-Нина, остановись, посмотри, какая погода, вспомни, что ты на озере. Ведь не для того же ты сюда приехала, чтобы ругаться. Иди, поплавай, может, в воде ты немного остынешь.
-Не хочу я плавать.
-Ну, тогда познакомь меня со своим дядей.
-Познакомьтесь сами, вон он стоит около скамейки.
-Здравствуйте, - сказал Илья, подходя к нему и протягивая руку, - я друг вашей сестры, меня зовут Илья.
-Марк, - ответил тот, - а это моя жена Рина. Угощайтесь, - он указал на яблоки.
-Спасибо, не хочу.
-А я хочу, - Марк взял яблоко, обтёр его и, с аппетитом хрумкая, начал есть. Левой рукой он поглаживал коленку своей жены и, казалось, будто он приехал не в эмиграцию, а в санаторий. Глядя на него, Илья невольно вспомнил, как начиналась его собственная жизнь в Штатах.
***
    На первом собрании в JCC (1*) руководитель эмиграционного отдела Ася Фридман объявила, что еврейская община Миннеаполиса собрала для своих советских братьев весьма значительную сумму и готова оказать вновь прибывшим всяческую помощь. На собранные деньги Ася приняла на работу двух социологов, что значительно увеличило численность её отдела и повысило её статус. Почувствовав себя персоной VIP, она публично заявила, что возьмёт новых эмигрантов под свою опеку. Руководители Миннесоты приняли её предложение с благодарностью, а саму её пригласили на ТВ, где она подробно рассказала, как собирается помогать бывшим Советским гражданам обустраиваться в Америке. С экрана это звучало весьма впечатляюще, в действительности же, кроме невразумительных советов недавно принятых на работу социологов, эмигранты ничего не получили. Затем Ася собственноручно поставила в документах новоприбывших печать, которая перекрыла им возможность государственной помощи на всех уровнях.   
    Осчастливленный таким образом, Илья начал жизнь в Америке с нуля. Он устроился рабочим в магазин и скоро его стало тошнить от вида красивых разноцветных баночек, так понравившихся ему в первые дни. В свободное время он учил язык, но гранит лингвистической науки оказался необычно прочным для его, уже затупившихся зубов. Только через год ему удалось устроиться инженером. К этому времени и другие эмигранты нашли работу, соответствующую своей квалификации. Социологи приписали это своим неустанным заботам и сердобольные доноры собрали им за это деньги на премию. 
***
-Нам дали спонсоров, - рассказывал Марк, жуя яблоко, - но мы им ещё не звонили. Сначала мы хотим придти в себя. Мы ведь в Советском Союзе такого натерпелись, что не дай Бог. Сначала нас шмонали на таможне, а потом отправили на специальный досмотр. Из-за этого мы опоздали на самолёт и должны были ночевать в аэропорту, так что не зря нам дали статус беженцев. Ни один американец бы этого не выдержал. Все они живут в раю и ничем кроме своего бейсбола не интересуются. Я разговаривал с соседом, так он даже не знает, кто такой Лев Толстой.
-Зачем же ты к ним, дуракам, приехал, - спросила Нина.
-Обстоятельства заставили.
-Какие обстоятельства?
-Долго рассказывать.
-Расскажи, мы не торопимся.
-Это никому неинтересно.
-Почему же, мне интересно, Илье тоже. Правда, Илюша?
   Илья пожал плечами.
-Если ты так настаиваешь, пожалуйста. Я много лет работал в наладочной организации, был там главным инженером и пользовался большим авторитетом, но когда старый директор ушёл на пенсию, нам прислали нового из бывших партийных вожаков. Этот тип привёл с собой человека, которого явно хотел посадить на моё место и чтобы быстрее ввести его в курс дела, стал посылать со мной в командировки. У меня действительно было чему поучиться, а новичок оказался бестолковым, усваивал всё очень медленно, так что назначать его главным инженером директор не спешил. Когда в очередной раз меня послали с ним отремонтировать подстанцию, я, как обычно, прежде всего вырубил питание, а потом вместе с ним стал проверять оборудование. И вот когда я отвернулся, этот парень включил рубильник. Потом он говорил, что его чёрт попутал, а чего он на самом деле хотел, понятно и без объяснений. Как бы там ни было, спасло меня чудо. Вернее, спас себя я сам. У меня прямо перед носом началась электрическая дуга и если бы я замешкался, то превратился бы в обгоревшую головешку.
-В обгоревшую задницу, - поправила его Нина, но Марк, который, видно, заранее подготовил рассказ и хотел его закончить, не обратил внимания на комментарии племянницы.
-Я был кандидатом в мастера спорта по гимнастике и у меня ещё сохранилась хорошая реакция. Я сделал двойной кульбит и приземлился на безопасном расстоянии. После этого случая я боялся работать с человеком, которого чёрт путает, а поскольку из-за пятого пункта никуда больше устроиться не мог, приехал сюда.
-Покажи, как делают двойной кульбит, - попросила Нина, окинув дядю красноречивым взглядом. Жиденькие бицепсы, выступающее вперёд брюшко и куриные ножки ставили под сомнение рассказ об его спортивном прошлом.
-Теперь уже не смогу.
-Сделай хотя бы одинарный.
-Нет, я слишком давно не занимался. Мне сначала надо форму восстановить.
-Илья бывает в спортклубе почти каждый день, он сможет и тебя туда брать.
-Нина, тебя никто не уполномочивал давать обещания от моего имени.
-Вы же хотите посмотреть, как мой дядя делает двойной кульбит.
-Нет, не хочу.
-А что, - сказал Марк, обращаясь к Илье, - если тебе не трудно, я с похожу в клуб с удовольствием.
   Когда он отошёл, Нина сказала:
-Илюша, - неужели вам не хочется посадить его в лужу?
-У меня времени нет. Я уже достаточно для него сделал, когда вместе с твоей мамой готовил ему квартиру.
-Понимаете, он сейчас сидит целыми днями дома и бесится с жиру. Это действует Ринке на нервы, а она беременна, ей волноваться вредно, так что если вы его хоть чем-то займёте, то сделаете благородное дело.
-Ты пять минут назад говорила, что твоя мать уделяет ему слишком много внимания, а теперь и сама за него просишь.
-Не за него, а за его жену.
-Ладно, - нехотя согласился Илья.
      Марк тем временем начал разводить костёр. Накануне прошёл дождь, дрова ещё были сыроваты и он долго над ними колдовал. Когда, наконец, пламя разгорелось, к нему подошёл работник парка и сказал, что жечь костры в зоне отдыха запрещено.
-Вот жалость! – огорчился Марк и, показывая на кастрюлю, сказал Илье, - я замариновал мясо по собственному рецепту и хотел угостить вас шашлыками, а у меня они получаются такие, что пальчики оближешь. Когда их попробовал шеф-повар ресторана «Берлин», он не отставал от меня, пока не узнал, как я их делаю.
-Ты можешь пригласить нас к себе и мы с удовольствием оценим твоё кулинарное искусство, - сказала Нина.
-К себе не могу, - возразил Марк, - для гриля в квартире места нет.
-Так купи дом!
-Сначала надо на работу устроиться, а теперь это проблема. Вот когда вы сюда приехали, другое дело. Русских брали только, чтобы убедиться, что у них нет третьего глаза во лбу.
-Кто это тебе сказал?
-Это все знают.
-Моего папу приняли, потому что он был известным учёным.
-Ну, не знаю, не знаю, - ответил Марк тоном, выражавшим большие сомнения в словах племянницы.
    На следующий день он вместе с Ильёй отправился в клуб. Пока Илья разминался, Марк осматривал помещение. Он попробовал стационарный велосипед, «лестницу» и несколько разных машин, затем встал на ту, которая была рядом с Ильёй и, увидев, что Илья одевает наушники, спросил:
-Что ты слушаешь?
-Собрание сочинений Толстого.
-Я тебя серьёзно спрашиваю.
-А я тебе серьёзно и отвечаю. Хочу поддержать престиж американской интеллигенции, а то смотрят свой бейсбол с утра до вечера и не знают кто такой Лев Толстой. За державу обидно.
-Да, брось ты, я вчера сгоряча брякнул. Я прекрасно понимаю, что в России дураков не меньше, чем здесь.
-Приятно слышать, - сказал Илья и, отрегулировав скорость ленты, побежал трусцой. Марк несколько минут бежал гораздо быстрее, однако вскоре дыхание его стало тяжёлым, а тело покрылось потом. Он то и дело стал поглядывать на часы и, наконец, сказал:
-Конечно, я мог бы ещё позаниматься, но после длительного перерыва организм нельзя так сильно напрягать.
-Ты бегал всего семь минут.
-Зато, каким темпом! Мне этого вполне достаточно, а ты долго ещё собираешься заниматься?
-Полчаса.
-А что мне делать?
-Сходи в сауну. Сгонишь жир, а тогда может и тройной кульбит сделаешь.
  Марк ничего не ответил и направился в раздевалку. По дороге домой он сказал, что в клубе ему очень понравилось, что за сегодняшний вечер он сильно похудел и чувствует себя так, как будто заново родился. Ему потребуется совсем немного времени, чтобы опять приобрести хорошую форму, но пока он вынужден сделать перерыв.
-Надолго? – спросил Илья.
-По крайней мере, дня на три. 
                ***
  После того, как Рина родила, Лиза почти всё свободное время проводила с семьёй брата. Она ездила по магазинам, выбирала племяннице одежду, водила её к врачу, а иногда и просто оставалась нянчить, давая возможность Марку с женой выйти из дома.
-Я тебя ревную к племяннице, - сказал однажды  Илья.
-Конечно, я её люблю. Она такая маленькая, хорошенькая и каждый день новая. Я завидую Рине. Здесь в родильном отделении стерильная чистота, к молодым мамашам относятся, как к родным и растить ребёнка одно удовольствие. Пелёнок нет, стирать ничего не надо, а дайперсы стоят копейки. Я бы в таких условиях десятерых родила.   
-Я с удовольствием тебе в этом помогу, - сказал Илья, - только в беспорочное зачатие я не верю, а для традиционного способа мы встречаемся недостаточно часто.
-Поздно уже, Илюша, теперь я буду ждать внуков.
-Поедем в отпуск и я тебе докажу, что не поздно.
-Куда ты собираешься ехать?
-В Москву.
-Что? – Лиза посмотрела на него с удивлением.
-Когда я был на похоронах отца, то провёл там всего несколько дней, даже к новому времени не успел привыкнуть и теперь хочу посмотреть Москву в нормальном состоянии. К тому же до конца года мне надо израсходовать отпуск, а то он пропадёт.
-Я не знаю, смогу ли я уехать.
-Почему?
-Марку предложили работу в Чикаго и сначала он поедет туда один. Ведь неизвестно как его примут на новом месте.
-А пока Рина переселится к тебе?
-Нет, но помогать ей я буду. Она ведь языка не знает, машину водить не умеет и случись что-нибудь с ребёнком, даже врачу ничего объяснить не сумеет.
-У неё муж есть.
-Так в том-то и дело, что он будет в Чикаго.
-Пусть берёт её с собой.
-А вдруг он не удержится на работе?
-Не удержится на этой, найдёт другую.
-Ладно, мы об этом потом поговорим, а пока я приглашаю тебя на обед.
-Когда?
-Послезавтра.
-В честь чего?
-Это будет отходная Марку.
-А почему он сам этого не делает?
-Они живут в маленькой квартире и Рина боится, что гости заразят её дочку. Это поздний ребёнок и она любит его, как сумасшедшая.
-Себя она любит, как сумасшедшая.
-Что ты ворчишь по любому поводу, как столетний дед.
***
  На отходную Илья приехал последний, драйвей (2*) уже был заполнен машинами остальных гостей, а поскольку  из-за ремонта парковка на улице была запрещена, он с трудом поставил свою Мерседес поперёк драйвея в самом его конце. 
-Привет, - сказал он, заходя в дом, - хочу всех предупредить, что вы сможете отсюда уехать только после меня. Я запарковался так, что всех вас запер.
-Мы никуда не собираемся, - ответил Марк.
-Я слышал, что ты как раз собираешься.
-Да, меня пригласили на работу в Чикаго, - расплывшись в довольной улыбке, сказал он, - там у меня будут отличные перспективы. Это огромная компания, у которой филиалы есть во всём мире.
-Где она находится?
-В пригороде. Дома там ещё относительно дешёвые. Я уже присмотрел себе один. Его только что выставили на продажу. Это самый лучший дом на улице, в нём гараж на две машины, но туда можно поставить три. Мне-то они не понадобятся, я оставлю третье место для лодки. Там ведь рядом озеро Мичиган.
-Далеко это от Чикаго?
-Примерно час езды. Зато вокруг дикая природа.
-А жена твоя согласна играть роль деревенской нимфы?
-Здесь же она играет, а там такая же деревня, только погода лучше, ну и развлечений больше.
-Откуда ты знаешь? Ты ведь и здесь никуда не ходил.
-Нельзя же сравнивать Чикаго с каким-то провинциальным городом. Отсюда люди бегут толпами. Когда я возвращался сюда после интервью, то ехал по дороге один, а на встречной полосе была пробка.
-Наверно, все возвращались в Чикаго после интервью здесь, - сказал Илья.
-Марк, тебя к телефону, - прервала их Лиза и, посмотрев на дочь, добавила, - Нина, помоги мне.
-Скажи, что надо делать, я её заменю, - предложил Илья, - пусть она с гостями посидит.
-Нужно расставить тарелки и принести мясо.
-Хорошо.
  На кухне Илья несколько раз пытался поговорить с Лизой, но она всё время избегала разговора. Он собрал грязную посуду, вынул из духовки мясо, выложил его на блюдо и направился к столу. Когда он выходил из кухни, Марк неожиданно открыл дверь. Илья успел подставить локоть и ручка так ударила его в кость, что он охнул. У него еле хватило сил осторожно поставить блюдо на стол. Сделав это, он схватился за ушибленное место. Марк в это время уже тряс рукой и причитал:
-Ай-яй-яй, у меня, кажется, вывих. Ой, как больно. И всего-то дверь резко открыл. Ай-яй-яй.
Он так тряс рукой, что Илья хотел было спросить, как он себя чувствует, но посмотрев на него, понял, что никакого вывиха у него нет. Просто он гораздо быстрее оценил ситуацию и притворился пострадавшим, чтобы привлечь к себе внимание. Когда суматоха немного улеглась, Марк сказал:
-Рина просила меня вернуться домой пораньше. Я, пожалуй, поеду, а вам счастливо оставаться.
  Он вышел, но через несколько минут вновь появился в гостиной и сказал, - Илья, я, кажется, ударил твою машину.
-А, чёрт! Я же предупреждал, что она стоит поперёк дороги, неужели ты не слышал?
-Нет, Илюша. Мой дядя слышит только, когда ему говорят: «на», - сказала Нина.
-Что будем делать? - спросил Марк.
-Как «что», оформлять аварию.
-Но у меня  после этого поднимется страховка.
-А ты хочешь, чтобы за ремонт платил я? Новый Мерседес бесплатно никто не сделает.
-Ты можешь заявить об аварии через несколько дней. Например, скажешь, что тебе помяли машину на стоянке.
-Конечно, - поддержала брата Лиза, - тебе же всё равно.
-У меня сейчас совершенно нет времени. Мне надо оформлять визы, заказывать билеты в Москву. Ты, кстати, договорилась на работе?
-Видишь ли, Илюша, я, наверно, не поеду.
-Почему?
-Рина здесь без меня не справится.
-Значит, ты вместо отпуска хочешь нянчить племянницу?
-Так уж получается.
-Если ты не захочешь, не получится.
-Значит, я хочу.
-Это твоё окончательное решение?
-Да.
-Ну, тогда будь здорова, - сказал Илья и вышел из дома. 




(1*) JCC – Jewish Community Center, организация, помогавшая эмигрантам.
(2*) драйвей – дорога, соединяющая гараж домовладельца с проезжей частью улицы.






Уважаемые читатели!
Вы можете приобрести мой новый роман "Неверноподданный" на https://www.ozon.ru/context/detail/id/147287087/
Жители США могут приобрести его у автора $15 с пересылкой. Адрес автора v_vladmeli@mail.ru