Рецензия на фильм Хористы Франция, 2004

Максим Странник Петров
Известно, что в  животном мире жеребёнок рождается готовой лошадью со всеми навыками, рефлексами и т.д. И даже, если изолировать жеребёнка от своих родителей и других представителей рода, то жеребёнок всё равно будет лошадью. Человек становится человеком только в результате контакта с обществом себе подобных. Все случаи развития детей в животном сообществе приводили к тому, что людьми такие дети уже не становились никогда. Т.е. в реальности опыт Маугли невозможен.

Именно поэтому так важен период от момента рождения до полового созревания человеческого детёныша. Во-первых, с точки зрения физиологии. Во-вторых, с точки зрения психологии развития. Физиология человека - это всё, что относится к развитию его тела и сознания. Психология - это гармоничное развитие его души. Если какой-то этап развития пропущен, то в некоторых случаях это приведёт к необратимым последствиям (развитие речи, например, невозможно после 3-х лет). В других, к серьёзным искажениям в мировоззрении, к последствиям для общества (в обществе будет развиваться корысть, эгоизм, потребительство, агрессивность).

Если общество не понимает законов развития Вселенной, то цели общества всё больше отклоняются в сторону животных инстинктов и всё больше противоречат целям Вселенной. Такое общество начинает деградировать, болеть и умирать.

В мире всегда существуют различные идеи воспитания. Но все их можно свести к двум. Одна идея исходит из понимания человека как животного. Тогда в человеке есть врождённые наклонности, которые формируют его характер. И изменить сущность человека невозможно. Можно только ограничить его вредные для общества наклонности. В такой системе главное - это ограничения и контроль за человеком. Такое общество становится иерархическим, где люди классифицируются по степени здоровья психики и природных способностей. В фильме "Хористы" есть эпизод, где психиатр рассказывает о тесте, который делит людей на 7 категорий: нормальные, ограниченные, лёгкие дебилы и т.д. Каждому типу свой уровень свободы и ограничений. Смысл воспитания тогда в выработке полезных для общества навыков, в ограничении негативных проявлений природных наклонностей. Семья и школа тогда занимаются по сути дрессировкой, многократным повтором одних и тех же действий и зубрёжкой. Сопровождают дрессировку система наказаний и поощрений, кнута и пряника.

Другой подход к человеку и его воспитанию можно назвать христианским. Человек - это сочетание земного и небесного, человеческого и Божественного, тела и души. Тело - бренно. Душа вечна. Но приоритет в такой системе отдан душе как вместилищу Божественной сущности человека. Тогда смысл воспитания это: обращение к душе ребёнка, помощь в раскрытии его творческих возможностей, умении сдерживать свои инстинкты, привитие нравственных ценностей, воспитание чувств, приоритета коллективного мышления над личным, в вовлечении в коллективное творчество. То, что мы делаем своей целью, те качества мы в себе и вырабатываем. Если цель нашего путешествия Тот, кто нас создал, Бог, Творец, то тогда и воспитание будет заключаться в формировании Человека-Творца.

После того, как сформировано понятие что есть Человек, что есть воспитание человека, можно задаться вопросом: каким должен быть Учитель.

В схеме "человек-животное" учитель - это надсмотрщик, вожак стаи, альфа-самец, диктатор. Он постоянно доказывает своё право на лидерство, на духовное лидерство. Потому что за кем сила духа, сила воли, за тем и право на власть. Кстати, мы ненароком подходим ещё к одной важной теме, родственной теме воспитания. Это тема лидерства, руководства коллективом, вождизма. Это как бы побочный продукт исследований.

В схеме христианского воспитания Учитель - это старший товарищ, советчик. Он делится опытом, показывает пути и возможные последствия. Не только в теории, но и на практике, давая возможность самим воспитуемым на собственном опыте проверить свои идеи. В этой системе наказание - это не подавление инстинктов. Это скорее наказ - наставление на путь нравственного совершенствования. Воспитание при этом происходит не через сознание, а через чувства, через любовь. Через любовь к своим воспитанникам, к своему делу. Поэтому в данной системе Учитель - это призвание, это самопожертвование.

Первыми нашими учителями становятся родители. Они наши проводники на пути развития от момента рождения. Отношения с ними формируют наше отношение к другим людям. Именно поэтому в десяти Заповедях Моисея заповедь об отношении к родителям стоит перед заповедями о взаимоотношениях с другими людьми. Человек, имеющий претензии к родителям, по жизни несёт претензии к обществу: к начальникам, к соседям, муж к жене, жена к мужу. Если общество формирует именно такую модель поведения, то общество проникается идеей эгоизма. В таком обществе все друг другу враги. И в лучшем случае, государство силой своих законов и правоохранительной системы подавляет желание полностью раздавить того, кто перешёл тебе дорогу.

Лидер в двух моделях жизнеустройства - это либо человек, который готов взять на себя ответственность за выживание общества (в Христианстве), либо через обретение статуса реализует свои эгоистические желания (повышение своего материального положения, карьеры, расширение властных полномочий и закрепление всего накопленного для своих потомков).

Все эти вопросы и затронуты в фильме "Хористы". И на них даны исчерпывающие ответы.

Мы встречаем главного героя Клемана Матье, когда он попадает воспитателем в интернат для трудных подростков "Дно пруда". "Потерпев неудачу во всех областях жизни, я по-прежнему был уверен, что худшее ещё впереди." И название интерната Матье показалось символичным.

Но мы видим, что это очень добрый человек, живущий чувствами, любящий детей такими, какие они есть. Он музыкант, сочиняющий музыку. Т.е. по факту человек творческий. Понятно, что если есть фильм, то должна быть интрига, диалектика, столкновение как минимум двух миров. И вторая тенденция предстаёт в облике директора интерната Рашена. Самодур, жёсткий, а вернее жестокий человек с замашками диктатора, Рашен с самого начала знакомства с новым сотрудником показывает, кто в доме хозяин. "В нашем заведении ценится пунктуальность". При этом он стоит на верхних ступенях лестницы, подчёркивая своё положение в иерархии этого заведения. И поправляет Матье, который называет его "мсье директор": "Господин директор".

В интернате царят тюремные порядки. Об этом Матье узнаёт сразу, как только знакомится с директором. ЧП. Кто-то подстроил местному сторожу-завхозу ловушку и тот повредил себе глаз. Система Рашена называется "акция-реакция". Если неизвестен виновный, наказание коллективное. Для виновных существует карцер и принудительный труд уборщика и обслуги. Поощряется донос. Царит казарменная атмосфера. И постоянные пакости со стороны детей. Не имеющего грозного вида Матье сразу же обзывают "яйцеголовым".

Матье в шоке. Но не от проделок детей, а от жестокости обращения с ними. Но Рашен утверждает, что по-другому с ними нельзя. Место этих подростков в тюрьме.

Мы не ставим задачу пересказывать сюжет фильма. И отошлём на соответствующие сайты всех желающих прочитать аннотации, посмотреть трейлеры или сам фильм целиком. Важно понять, для чего фильм снят. Что он показывает. К чему призывает.

Две идеи сталкиваются в этом образовательном учреждении. Идея Рашена выглядит более сильной, волевой. Матье проигрывает в том, что касается ответа на вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею". У Рашена есть все нити, рычаги воздействия, власть. Но за полгода Матье преобразует атмосферу настолько, что достигает точки невозврата. Проиграв тактически, он выигрывает безусловно стратегически. После его ухода из интерната, ничто не возвращается на круги своя. И уже руками тех же сотрудников, которые выполняли волю Рашена, Рашен теряет это место навсегда.

Как же это происходит? Каков механизм работы христианской модели воспитания.

Козыри, которые получает Матье на руки на старте, это знание секрета, кто покалечил папашу Максанса. Во-первых, он не выдаёт виновного Рашену на расправу. Во-вторых, договаривается с подростком, что он будет ухаживать за Максансом. Т.е. вместо наказания возможность исправить то, что он сделал.

Мы видим, что несмотря на мягкость, Матье совсем не мямля. Он не спускает на тормозах проступки детей. Но и не доносит на них. Считая, что можно попытаться понять причину поступка, узнав, чем живёт подросток, какие его затаённые мечты, желания. А кто ещё интересуется внутренним миром детей в этом учреждении. И это подкупает ребят. Первое задание Матье было написать, о какой профессии мечтает каждый из них. И он понял, что все их мечты сказочные: пожарные, ковбои, укротители тигров, пилот воздушного шара. Потому что именно сказки им и не хватает. Не хватает тех образов, образцов для подражания, тех идеалов, к которым стремиться. И никто не мечтает стать воспитателем.

Разница в подходах Матье и Рашена проявляется, когда ребята делают какую-нибудь пакость им лично. Матье включается в игру. Он на пение про него дразнилок отвечает, что поющий фальшивит. На карикатуру на себя Моранжа отвечает своей карикатурой, где рисует Моранжу улыбку и нос гордеца. А Рашен мстит. Сажает в карцер. Заставляет работать. Не брезгует и телесными наказаниями.

Рашен способен только давить, наказывать и запрещать. Матье придумывает хор. И увлекает их творчеством и творчеством коллективным. Для них уже это есть сказка. Как ноты на бумаге могут звучать? Для Рашена это нереально. "Вам придётся ноты из них клещами тянуть".

Матье подводит промежуточный итог: мне удалось завладеть их вниманием. Провинившегося воспитанника, которого Матье приставил ухаживать за своей "жертвой" прошибает результат его проделок. Он видит, что Максансу становится хуже. И его (Максанса) даже увозят в больницу.

Что ещё важно. Матье не пытается встать в оппозицию к Рашену даже тогда, когда он добивается первых успехов. Он не разрушает систему. Он её плавно трансформирует. Он действует в рамках правил. Он получает разрешение на хор. Он даже благодарит Рашена за поддержку. Матье изначально не считает никого плохим. Он ищет в каждом человеке его лучшие, сильные стороны. Он выявил природный талант в Моранже. Тот поёт превосходно, хотя нигде не учился. Всё схватывает на лету. Но он гордец. А гений-гордец может стать злодеем. Матье это понимает. И он в критический момент просто исключает Моранжа из солистов. Он как бы свергает Моранжа с пьедестала гордыни. Он видит, что в будущем Моранж может стать известным, получить почести, награды. Но гордыня нанесёт ему непоправимый вред. И показывает Моранжу, что его талант не делает его лучше других. Что талант ещё не всё. Урок срабатывает. Когда хор в конце концов получает слушателей со стороны высокопоставленной делегации попечителей, то Матье неожиданно включает Моранжа в игру. "И в глазах Моранжа я вдруг прочёл очень многое: гордость, радость быть прощённым и что было новое для него - нечто, похожее на признательность". Когда артист получает от зрителей аплодисменты, он может возгордиться этим. А может быть им признателен. Это и есть испытание славой. Те самые медные трубы, которые после воды и огня проходят в наше время далеко не каждый.

А хор меняет атмосферу в интернате в сторону потепления. К весне в союзники Матье переходят учитель физкультуры и математики. Сам Рашен вдруг начинает играть в футбол с ребятами и пускать самолётики у себя в кабинете.

Но испытания на этом не заканчиваются. В интернате появляется Модэн. Это подросток из исправительной колонии. Он заметно старше остальных воспитанников. И психиатр определяет его как ограниченного по классификации теста. "У него сильно развито стадное чувство: склонность к жестокости, паразитизму, разрушению, самоутверждению." Интересно, что именно директор Рашен больше всего подпадает под это описание.

Модэн задел за живое Моранжа. Он назвал его мать шлюхой. Моранж даже сбегает на целый день из интерната, чтобы проверить это. А Модэн всего лишь проверяет свои лидерские качества, пытается подчинить себе ребят, стать вожаком. Для этого в его понимании надо унизить других, подавить их волю. Модэн терроризирует самого маленького в интернате Пепино.

Что делает Матье. Он опять-таки принимает правила игры. Он понимает, что душеспасительными беседами здесь не обойтись. Если для Модэна показатель лидерства сила воли и духа, то Матье и доказывает, что эта сила у него есть. И Модэн признаёт это. Признаёт своё поражение перед Матье. Но не перед Рашеном. Если Матье не доносит на проступки Модэна директору, то директор, когда Модэн сбегает и пропадают деньги интерната, просто физически пытается подавить Модэна. Он обращается в полицию. Модэна ловят. Но когда Рашен пытается выбить признание, где деньги, Модэн нападает на него. И оказывается в тюрьме.

Но вскоре случай проясняет, что не Модэн взял деньги. Их находят в туалете вместе с губной гармошкой одного из воспитанников. Но Рашен неумолим. Он не собирается реабилитировать Модэна. Тот попытался напасть на него, унизить директора. А это простить он не может.

Когда деньги пропали, директор запрещает хор и лишает воспитанников горячей воды. И вот здесь восстаёт уже Матье. В союзе с другим учителем он подпольно продолжает заниматься с ребятами. И они греют воду за счёт личного запаса дров директора. А папаша Максанс сообщает о хоре в опекунский совет. Что позволяет легализовать хор, несмотря на запрет Рашена.

Кульминация наступает, когда директор уезжает в город добиваться для себя получения ордена. Матье с Максансом выводят детей на природу за пределы интерната. И тем спасают детей от пожара в интернате. Модэн отомстил директору, устроив поджог. Но для Рашена принципы важнее. Он увольняет Матье. И вот тогда Матье и Рашен становятся искренними друг перед другом. Матье высказывает Рашену, что он не имеет права руководить подобным учреждением. Что он ненавидит детей. Что он превратил интернат в тюрьму. А Рашен видит других только такими как он сам. "Не врите, Матье, что мечтали руководить только хором... А такие школы и должны быть тюрьмой." И подчёркивает, что эта работа не является для него призванием. Да, интернат и все его обитатели были лишь средством для самоутверждения Рашена, ступенькой для его карьеры, получения наград. И Рашен этого не скрывает. Он запрещает Матье прощаться с детьми. Но можно ограничить свободу человека физически. Но души, благодарные души детей, ограничить нельзя никакими замками.

Один из последних кадров - это летящие вслед Матье из окна бумажные самолётики со словами признательности и напутствиями для Матье. И пение. Эти самолётики как бы символ их признательных душ. И то, что всеми своими мыслями и чувствами они остаются со своим любимым учителем.

В самом начале фильма мы сталкиваемся с человеком, который достиг мировой известности в качестве дирижёра. Это Моранж. К нему приходит Пепино. Этого самого маленького воспитанника интерната забрал в своё время Матье. И воспитал его, и вывел в люди. И Пепино принёс дневник Матье Моранжу. Они встречаются через 50 лет после тех событий в интернате, в момент, когда уходят из жизни мать Моранжа и бывший его учитель Матье. И мы понимаем, что известность Моранжа, его слава - это результат трудов Матье. Круг замыкается.