Басаев и Черномырдин

Саид Нунуев
БАСАЕВ и ЧЕРНОМЫРДИН.

Такого диалога не было. Но если бы он состоялся, то многое для россиян прояснилось бы. Жаль, что с таким диалогом Виктор Черномырдин и Шамиль Басаев не предстанут перед миллионами телезрителей. Честный бы разговор получился.

 Виктор Черномырдин: Шамиль Басаев, ты что, ненормальный? Почему воюешь с беременными женщинами? Отпусти их. Хочешь, сделаю из твоей банды, акционерное общество и пристрою к какой – ни будь газовой или нефтяной трубе?

Шамиль Басаев: Нет, не хочу. С беременными женщинами воевать тоже не хочу. Согласен отпустить всех, если вместо них пришлешь сюда Грачева, Ерина и Егорова. Решайся.

Виктор Черномырдин: Шамиль Басаев, ты так не шути. Ты же знаешь, что все силовые министры подчинены лично президенту Ельцину. Я их заставить не могу. Да и, честно говоря, им своя жизнь дороже, чем жизни беременных женщин точнее, всех россиян.

Шамиль Басаев: Пусть тогда Ельцин и выходит  со мною на связь, если у тебя не тот уровень.

Виктор Черномырдин: Он не может. Он отдыхает после Галифакса.

Шамиль Басаев: Я согласен распустить свое незаконное бандформирование, если вы распустите, и выведите из Чечни все свои законные бандформирования.
 
Виктор Черномырдин: Ты же знаешь, Шамиль Басаев, мы туда свои банды… точнее федеральные войска ввели не от хорошей жизни. Ну, зачем вам этот суверенитет нужен? Вам что, турки, арабы, персы или грузины окажут покровительство? Разве русские вам враги?
 
Шамиль Басаев: А чего же вы взбаламутили людей своими сказками о демократии, о том, что можете взять суверенитете столько, сколько хотите? Зачем вооружали нашу армию, заключали с этой армией соглашения, как с армией иностранного государства? Зачем все эти четыре года закачивали в Чечню российскую нефть? Зачем предоставляли воздушные коридоры во все страны света? С русскими мы, конечно, не враги. Но вы, русские, договоритесь сначала между собой и решите какую политику вы проводите с Чечней. Одни нам кричали « молодцы, так держать!» другие говорят « это дикари, их всех надо поубивать». Естественно, нам хочется верить тем, кто кричат, что мы молодцы…

Виктор Черномырдин: Ты знаешь, Шамиль, ты, конечно, прав в этом. Но у нас здесь в Москве такой бардак, такой бардак… каждая ветвь власти так и мечтает, как бы напакостить другой.  В это время вам, маленькому народу, сидеть бы тише воды и ниже травы, не высовываться: мы самые гордые, смелые, самостоятельные… вот и стали козлом отпущения. Сидели бы тихо на своих награбленных вместе с еврейскими банкирами воздушных миллиардах. Создавали бы на эти деньги цеха, заводики, развивали бы фермерские хозяйства.  Жили бы уже нормально, как люди. А вы все сели на мерседесы,  да вооружились до зубов.  Русских из своих квартир повыгоняли. Кто такое потерпит?  Вот и пеняйте теперь на себя, на своего шизонутого генерала.

Шамиль Басаев: Виктор Черномырдин, а почему нельзя было с самого начала вот так, по – человечески поговорить с нашим народом? А потом с тем же шизонутым генералом? Вспомните, как все началось и продолжалось. В августе 1991 года после ГКЧП Ельцин обратился к нам с призывом: защитите российскую демократию всеми возможными средствами, в том числе и вооруженными. Поэтому наши горячие головы вооружились. Потом нам помогли разогнать прокоммунистический Верховой Совет. Но как только мы сами начали определять свою судьбу, из Кремля пошли ультиматумы, угрозы, объявили ЧП. Нас словно выталкивали из России. Мы, конечно, наивные люди, что поверили российским политикам. Теперь вы сами называете этих политиков предателями, резидентами то американской, то израильской разведок. Вы прекрасно видите, что чеченский народ обманут, что он оказался в капкане! Так зачем же вы до сих пор бомбите наши несчастные аулы, убиваете безжалостно толпы детей, женщин, стариков? Разве мы злодеи какие – то? Разве русский народ такой изверг, народоубийца? Так чей преступный замысел исполняют ваши военные на территории Чечни?

Виктор Черномырдин: Шамиль Басаев, ты видишь, какая Россия большая? Она как огромное деревянное судно, которое раскачивается волнами беспокойного океана. То в одном месте прогнувшие доски ломаются, то в другом мачты трескаются. Некогда нам нянчиться с каждым отдельно взятым регионом. Регион сам должен думать о своей судьбе, о своем сохранении и процветании. Мы ведь, русские, люди щедрой, большой души. Мы и миловать можем по – щедрому: в один миг весь СССР распустили, и наказывать можем круто: полгода бомбим Чечню величиной с кулак всеми бомбовыми запасами могучего СССР, накопленные за десятки лет рабским трудом граждан коммунистической империи.

Шамиль Басаев: Вам некогда. Это правда. У вас приватизация. Передел собственности. Несчастный русский народ обворовываете.  Все переходит в руки западных компаний. Как бы парламентарии не стонали, все отдаете победителям – бывшим врагам, международному капиталу. Знаете ведь кто и что за всем этим стоит. Тимано – Печору, Лензолото, Якуталмаз – все им, туда. Десятки миллиардов долларов ежегодно утекает из России в зарубежные банки на частные счета, в то время как вы, правительство, униженно просите у этого же запада кредиты. Вот где корень зла! Вот где собака зарыта! И эту военную компанию в Чечне вы начали, чтобы отвлечь общественное мнение от подлинной трагедии, происходящей с Россией.

Виктор Черномырдин: Шамиль Басаев, ты, пожалуйста, потише. Наши телефоны могут прослушиваться. Надо мной ведь тоже есть власть. Ты это не забывай.  Это во –первых.  А во – вторых, извини, какое твое бандитское дело до больших Российских проблем? Живи себе в своем Ведено, чабануй, делай три раза в день намаз, как тебя твой президент учит. Зачем тебе лишняя головная боль? Тебе что, жить надоело?

Шамиль Басаев: Нет уж, дорогой Виктор Черномырдин. Не будет так, чтобы вы жировали, а наивные горцы прятались в ущельях вместе со своими баранами.  Или мы  все равные россияне, или табачок врозь! Если мы россияне, то нам есть дело до всего, что в России творится! Наша сегодняшняя диверсия – это прямое следствие преступной политики российского руководства в Чечне за последние два столетия! Не будем уходить далеко в прошлое, начнем со счастливого для нас 1957 года. Восстановив республику, Кремль не позволил чеченцам вернуться в Чеберлойский, Итум – Калинский, Шаройский, Галанчожский районы. Эти районы просто были упразднены и превращены в пастбище для плоскостных колхозов и совхозов. Население начало кучковаться в предгорных районах. Но рабочих мест не создавали. Все эти годы у нас была анклавная экономика и до занятости людей в обкоме КПСС  как и в Кремле никому не было дела. Люди приспосабливались к ситуации и начали выезжать на заработки за пределы республики. Это стало образом жизни более половины трудоспособного населения сельских районов Чечни, а власть имущие их презрительно называли « шабашники», «тунеядцы».
Но с приходом на рыночные отношения, вернее, на пародию рынка, совхозы и колхозы перестали финансироваться из государственного бюджета. Сотни тысячи чеченцев – строителей лишись работы. Естественно, многие из них начали искать быстрые деньги, жить то надо. Все это совпало с авантюрным курсом нашего президента. Я не слуга его, и никогда не служил ему. А война России в Чечне преступна. Давайте остановим войну, чтобы спокойно разобраться в том, что произошло. Страдает народ, который ни в чем не виноват. Если вы считаете нас россиянами, то почему вам не воспринимать  с такой же болью гибель сорока тысяч мирных граждан и ополченцев Чечни, как и сорока милиционеров и военных из Буденновска?

Виктор Черномырдин: Шамиль, твои упреки по поводу того что коммунистическая Россия мало заботилась о развитии Чечено - Ингушетии справедливы. Но ответь мне, пожалуйста, что у вас там улучшилось за годы правления Дудаевым? Вы же всю тяжесть борьбы с Россией переложили на плечи самых обездоленных людей. Никакой системы социальной защиты! Вся ваша нефть, лес, продукция, машиностроение и виноделия уходили по воровским каналам. Вам было наплевать на образование, здравоохранение, культуру. Вы все катастрофически начали деградировать! Разве вы этого не видели? Вы же катились в пропасть!
 
Шамиль Басаев:  Да, Виктор Черномырдин, и вы нас туда подталкивали! Вы думаете, мы не знаем, почему вы у нас горы оружия оставили? Знаем. Вы хотели, чтобы мы, чеченцы, сцепились друг с другом и потом войти как святые миротворцы. Не получилось. Чеченцы видели ваше коварство в Ингушетии, когда вы помогли осетинским экстремистам – националистам, провести этническую чистку в Пригородном районе. Мы  видели как вы раскалываете наш народ, одних называя бандитами, а других, таких как Автурханов и Лабазанов, одаривая властью. Но мы постараемся быть умнее вас. Мы кое - чему научились. Как только вы перестанете нас бомбить (а это когда-нибудь произойдет) мы соберемся в большой национальный совет и  попросим друг у друга прощенья. Мы мусульмане, и, более того, чеченцы! Наш Бог с теми, кто умеет прощать. Не по своей воле мы, чеченцы, оказались по разные стороны баррикад. Мы не родились ни коммунистами, ни чекистами, ни дудаевцами, ни оппозиционерами, это вы там в Москве каждый раз делите нас на каждом повороте истории. И мы, наивные, доверчивые и честные, каждый раз верим вам. Но эта самая бесчеловечная и подлая в истории человечества война с собственным народом многому нас научила.  Никто не знает цену горя лучше того, кто это горе испытал сполна. Поэтому прошу тебя, Виктор Черномырдин,  останови эту войну. Кроме тебя это, кажется, больше некому уже сделать.
 
Виктор Черномырдин: Это точно. Все ушли играть в теннис… о, извини, чего это я говорю… это не тебе, Шамиль, это так, задумался маленько.  Короче, мне нравиться, что у нас с тобой идет откровенный  диалог. Тем более, весь мир на нас с тобой смотрит. Скажи, Шамиль Басаев, а ты не задумывался над судьбой своего народа по большому счету? Разве вам плохо жить а России? Посмотри на Татарстан. Ведь почти самостоятельное государство! Более того, – надежно защищена Россией  от врагов. Более того, надежный рынок сбыта продукции и богатейшая   сырьевая база.  Более того, грандиозные дотации на содержание бюджетных структур! Вам бы не уходить, а рваться надо было в Россию! Несколько авантюристов помутили разум вашему народу и добились сказочных богатств для себя лично. Сколько чеченских денег гуляет за границей! Но они никогда уже не принесут пользу чеченскому народу.

Шамиль Басаев: Ты прав, Виктор Черномырдине, ворюги везде одинаковые, что в вашем правительстве, что в нашем. Поэтому и нужна война ворюгам, чтобы на нее все списать. А как ее остановить, проклятую? Вот я и решился на крайность. Вы ведь по-другому не понимаете. Москва слезам не верит. Ваши боги называются Деньги и Сила. Вот и пришлось пострелять немного. Не от хорошей жизни. Мы не маньяки, а нормальные люди. У вас есть выбор. Или вы продолжаете убивать мирных людей здесь в Буденновске и там, в Чечне, или вы прекращаете это делать повсеместно. Я все сказал!

В конце концов, в Москве согласились посадить Басаева с сотоварищами в мягкие автобусы и, сопровождаемые мигалками, словно иностранных туристов, покупая по дороге мороженое,  целенькими доставить в Чечню. Войну необходимо было продолжать во что бы то ни стало...

1995 год.