Христианизация земель Северной Прибалтики

Бируте Ланге
Перевод с латышского.Автор эссе-Эрнстс Брастыньш

У каждого народа  или другой человеческой общности есть свои духовные ценности, которые, приобревши организованную форму , выражаются в системе верований. Верования многих народов уже утрачены, из-за того, что сам народ их не смог сохранить, либо же по причине вытесенения их другими религиями.
Суть и форма христианства сформировалась под сильным влиянием иудаизма. В свою очередь, буддизм и кришнаизм снабдил его своими мифами и принципами из священных книг. Таким образом , получилась религия, что распросторанялась сравнительно медленно и лишь спустя 1000 лет после своего возникновения достигла балтийских народов.
10 век. Начинается экспансия со стороны католической церкви по отношению к верованиям балтийских народов. Она происходила с двух сторон (двумя способами) – силой и убеждением (речь идет о миссионерах, – Прим. пер.). До этого времени народ славился своей человечностью, миролюбием, трудолюбием и богобоязненностью. Почетом славились ученые и ведающие жрецы, к которым люди обращались даже из далеких земель. В то время ведовство считалось самым высшим знанием в мире.
11. век. Люди,  живущие на балтийских землях жили и умирали как воины. Защитники балтийских земель были совершенно глухи к словам миссионеров и безжалостны к завоевателям, но они никак не могли бороться против той пропаганды, что велась католическими монахами и того, в каком свете выставлялась сама балтская вера, признаваемая неправильной, нечестивой. Прикрываясь такой демагогией , легко было ввести народ в заблуждение. В 11 веке  вся Европа подключилась к пламенной борьбе за то, чтобы обратить  балтов  к «истинной вере».
12. век. Епископ Мейнардс  возвел первую деревянную церковь и  так было основано первое епископство.
1196 год. Никаких особенных миссионерских успехов не достигши, Мейнардс, умер, и на  его должность выдвинули Бертольда, который не хотел проповедовать, считая, что завоевывать  земли и насаждать веру, нужно не словом, а в первую очередь мечем. В результате погиб от руки ливов.
1199 год. Епископ Альберт  проявил себя уже не как носитель вероучения, а как человек, наделенный властью, который хотел создать христиансткую, германизироавнную государственную структуру на берегах Даугавы. Около 1200 года он вернулся из Германии по Даугаве с 23 кораблями. Он поселился в Риге и воздвиг церкви, а также монастыри, из которых миссионеры распространились по всем близлежащим землям, желая нести язычникам христианство.
13 век. Против новой веры борются как земгалы, так и летты, не стояли в стороне и пруссы.
Епископ Альберт 14 раз обращался в германскиеземли за дополнительными военными силами, а именно-за Христовыми рыцарями, братьями Ордена.
Кроме того, на прусских землях создали рыцарский орден, к которому на помощь пришел другой орден-созданный в Палестине. В результате военных действий, Пруссия была  окончательно завоевана.
В  конце 13. века курши, земгалы и летты были покорены. Правда, курши и земгалы присоеденились к противостоянию, которое было на землях Видземе. Это было пассивное сопротивление. Католическая церковь учила, но латыши игнорировали это учение.
В это же время почти полностью были уничтожены все ятвяги. Единственной незавоеванной территорией оставалась Литва. Туда как правило стремились оставшиеся  земгалы, пруссы и последние ятвяги.
14 –й век. На проятжении всего столетия сопротивление оказывают латышские военные силы. Так называемые язычники больше не принуждались принимать христианскую веру, но их хватали и делали рабами. Христиане рубили священные деревья и сжигали святилища. К концу столетия некрещеные оставались только в Жемайтии.
1330 год. Рига подписывает договор о том, что латгалы никогда не будут их союзниками. В середине столетия стали использовать огнестрельное оружие.
Пятьсот лет прошло, пока часть земли, длиною почти в 500 км была окружена со всех сторон и сложила свое оружие. Осталось только перейти от открытой борьбы к молчаливому, скрытому сопротивлению. В этой битве полегло около 117 тыс. христиан, те, кто не покорился остался некрещеным, и число их было очень велико.
1410. Витаутас и Ягайло( с польской стороны) победили Тевтонский Орден и получили себе еще языческую Жемайтию, которая ,словно буфер, находясь между двумя териториями Ордена защищала латышские земли от колонизации и народ от ассимиляции.
Католическое духовенство не владело латышским и другими балтийскими языками, потому было сложно менять балтийские религиозные представления. Священники начали искать переводчиков.
В 1450 году была наапечатана первак Библия, которая быстро распространялась, приумножая  христианскую літературу и вероучительные писания. В католической церкви назревала необходимость реформ. С большими и мучительніми трудностями католическая церковь пыталась сохранить свое влияние и статус.
16. век.
Духовное влияние в городах было гораздо легче осуществить, но непримиримая католическая церковь также достигла и деревенских поселений. Но тем не менее, у  каждого латыша  в укромном, скрытом месте были свои святилища,  и даже умерших не хоронили в земле, что освящена церковью. Из книг того времени видно, что вся балтийская земля была наполнена древней верой.
В 1415 году был сожжен чешский священник Ян Гус, поскольку церковь была против его учения. После этого на тех землях многие восстали против  католицизма и началось неспокойствие, которое  свидетельствовало о том, что церкви пора вернуться к евангелию.
В 1517 году Мартин Лютер открыто проповедовал свои взгляды и протест против существующей церкви. Вследствие этого появилось новое течение-лютеранство.
В 1521 году Андрейс Кнофенс начал проповедовать учение Лютера в Риге. Все столетие активно строились церкви.
В 1585 году появились первые катехизисы на латышском языке. Но латыши тогда еще не умели читать, потому эти катехизисы почти что не затронули их веру.
Еще кое-что декларировалось в этих книгах, а именно-сожжение ведьм, колдунов и оборотней.
А уже в 1561 году прекратил свое существование Тевтонский Орден, также не выполнив своего главного задания-уничтожения древней веры..
Лютеранская вера, которая встала на место ордена, продолжила неоконченную работу. Но своим евангелием она добилась большего, чем орден мечем.
17 век. В 1600-1629 году началась шведско-польская война. После войны Латвию разделили на три части-Курземе-лютеранское герцогство, Видземе-тоже лютеранская часть, Латгале-католическая часть.
Теолог Паул Ейнхорн в своих работах назвал латышские дайны особенными»песнями их Бога», которые точно выражают латышские верования и обычаи, но неодобряя, что в них остались многое языческие пережитки. В этом же столетии пруссы больше не могли сопротивляться. Они оставили свой язык, перешли на немецкий, и , одним словом, стали чужим народом.
18 век. Из четырех балтийских народов, до этого века дожило только два-литовцы и латыши.Пруссы и ятвяги не смогли выдержавть давления церкви и исчезли как народы. Землю к тому же опустошала и Северная война. После нее осталась только пятая часть населения.
В 1739 году церковь начала гонения против всех, кто оставался верен вере предков.Всюду священники осуждали таких людей.
В 1739 году в Вальмиере начали создаваться первіе латышские протестантские общины, где люди стремились к общению»от сердца к сердцу». В скором времени это движение нанесло большой вред  латышской древній вере и мироощущению, потому как только начиная с этого пери ода можно говорить про христиан-латышей. Протестантизм распространился пока только по Видземе. Протестанты-латыши не оставили в своїм мировоззрении ничего от древней веры.Они презрительно озывались о дайнах, называя их нечестивими песнями. Если бы протестантизм был более  успешен, то он наших дайн вообще ничего бы не осталось, как это могло бы случться в Видземе.
19 век. Наиболее страшне и опасные времена для нашей древней веры. С помощью школ, книг и священников вера была полностью уничтожена  и унижена в глазах людей. Ее большая часть, правда, содержалась в дайнах,которые начали издавать только в 1915 году.

 
Биография Эрнеста Брастыньша
Художник, искусствовед, журналист, фольклорист, археолог, основатель религиозного направления Эрнест Брастыньш (Ernests Brasti;;) родился 19 марта 1892 года в приходе Страупе, в семье кузнеца.
Отец, заметивший склонность мальчика к искусству, отправляет его в художественную школу Стиглица в Санкт-Петербурге, которую Эрнест заканчивает с отличием. Но начинается Первая мировая война и молодого человека призывают в армию. Он заканчивает военное училище и участвовает в войне в звании унтер-офицера. После революции, в составе латышских стрелков, воюет с немцами полковника Бермонта.
В 1921 году, после демобилизации, он работает над созданием Военного Музея. В ходе подготовки экспозиций, именно Брастыньш начинает изучать древние латышские городища. Результат его исследований – четыре книги о городищах, могильных курганах. Книги написаны очень профессионально, включают таблицы, карты, подробные археологические описания, фотографии а также список 282 городищ на территории современной Латвии.
В 1926 году Эрнест Брастыньш издаёт сборник малоизвестных латышских народных песен, не вошедших в антологии его предшественников.
В этом же году Брастыньш регистрирует новую церковь – Dievturu, считая, что его религиозные суждения призваны привести к религиозному возрождению человечества. Его взгляды, тесно переплетающиеся с традиционными языческими верованиями и основанные на поклонении природе, солнцу и другим объектам, становятся очень популярны в Латвии и в Европе.