Из молодых - да раненых...

Дина Немировская 2
(Предисловие к сборнику стихов Дины Немировской «Попытка бегства»

У каждого поэта есть своя "визитная" строчка - не обязательно лучшая, но характерная, определяющая нечто на всю последующую творческую жизнь. Напишутся новые стихи, издадутся другие книги, а Дина Немировская будет помниться прежде всего безоглядным кликом "Возьмите замуж женщину с ребёнком!.." Это стихотворение, как и многие другие, мне нравится целиком. Дина может "проваливаться" иногда, торопиться, подстраиваться под тему, но лгать и притворяться - никогда! Нет надобности! Потому что она настоящий поэт - умный, глубокий, с данной от природы самосохранной интонацией, ясностью зрения, чувством слова. Это редкий дар, и за поэтическую судьбу Дины можно не беспокоиться.

Мы знакомы давно. В искренней, братской дружбе волгоградских и астраханских поэтов место Немировской было и остаётся определённым, очень достойным, ценным для меня. Открытая, приветливая, немельтешащая - Дина всегда побуждала к ответной доброте, порыву защитить на всякий случай, хотя никто не обижал её и не притеснял. Но такова природа поэтических дружб: и защищать без надобности, и правду-матку резать без оглядки.

Вопреки литературоведческим принципам я не склонна затенять авторское "я" понятием "лирическая героиня". В стихах Дины Немировской и видится, и слышится лишь она - живая, страдающая, красивая, часто невезучая, но благородная в помыслах и поступках. Мир её мне ясен и близок до слёз: белокаменная красавица-Астрахань и коммуналка без удобств, готовность любить напропалую и постоянно теряемое счастье, тоска и надежда, обмирание на черте нравственного допуска и всепрощение. Это трудный мир, но более лёгким он никогда не был для российского поэта.

О себе Дина пишет с отчаянной решимостью:
Да, я из тех - из молодых, да раненых...
Заменив идеоматически известное "ранних" на "раненых", находит ту самую точность формулировки, которая говорит о свободе мышления, изобретательности, лёгкой литературной поступи. Резко подводя черту под судьбой поколения, отождествляя себя со всеми, Дина остаётся милосердной к миру, который по сути и есть - все мы.

Стихи её читать интересно, даже захватывающе, потому что она говорит правду и о себе, и о каждом из нас. Именно в этом главная ценность книги.

Мои пятки горят
От погони за счастьем.
Про меня говорят:
"Слишком много огня!"
Успокой же меня!
Отогрей соучастьем!
Дай счастливых ночей
И покорного дня!

Женская тема в поэзии Дины Немировской безусловно доминирующая, самая сильная не только в эмоциональном плане, но и в творческом. Эти стихи при минимуме изобразительных средств наполнены горячей энергией богатого сердца и светлого ума.

Колокольный звон.
Проснусь с улыбкой.
Милый спит.
Цветные видит сны.
Золотая пойманная
Посулит забвенья и весны.
По ночам всегда темно и больно,
Если вдалеке твоя рука.
Просыпайся! Звоном колокольным
Утро расправляет облака.
Отвернулся. Спит.
С улыбкой кроткой
Потеплей укрою.
Холода!
Нет колоколов.
На сковородку
Капает студёная вода.

Капающей студёной водой на раскалённую сковородку видится мне поэзия Дины Немировской и поэзия вообще в мире не слишком обустроенном для торжества красоты и гармонии. И всё же, всё же... Ледяные капли должны капать на сковородку!

Я поздравляю Дину с новой книгой и поздравляю Астрахань, взрастившую такого поэта. Что же касается "ранености" - выход один: лечить раны любовью, заботой, улучшением не только жилищных условий, но и душевного мироощущения тех, кто по слезинке, по капле, по слову отдаёт себя созиданию тёплого человеческого мира.


Татьяна Брыксина,
член Союза писателей России,
г. Волгоград.