Тютчев о славянском единстве

Александр Абрамов 2
        Великий Тютчев большую часть своей жизни прожил в Западной Европе, будучи дипломатом в Германии (Мюнхене) и  Италии (Турине). Даже выйдя в отставку, он продолжал долго жить в Германии. Женившись дважды на  немках:  графине Ботмер и баронессе Пфеффель, Тютчев поддерживал дружеские и родственные связи со многими иностранными дипломатами и политическими деятелями. Владея в совершенстве французским и немецким языками, он большинство своих писем писал по французски, писал на французском языке стихи. Дружил с Гейне. Многие западные интеллектуалы считали его одним из интереснейших и образованнейших людей своего времени. Поэтому Тютчева можно считать величайшим знатоком западного мира. Наряду с этим, Тютчев всю жизнь проповедовал идеи славянского братства. Он тяжело переживал процесс экспансии католической церкви на славянские земли. Смотри в этой связи его стихотворение «Чехам от московских славян». Этот процесс активно продолжают юниаты  на Украине и в наши дни. Обращения Тютчева к славянам в ряде стихотворений как нельзя более актуально звучат в наши дни:

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: - Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.

Ещё полтора века назад Запад исповедовал политику двойных стандартов в отношении своих и славянских народов. И,  как показывает история, эта политика остаётся краеугольным камнем нынешнего Евросоюза. Запад спокойно смотрит на фашистский оскал Евромайдана, хотя никто не отменял суд над гитлеровским фашизмом. Следующее стихотворение  можно рассматривать как актуальнейшее обращение к нынешним киевским властям:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

         Гитлер в одной из бесед утверждал, что Россию удастся победить только тогда, когда украинцы и белорусы признают, что они не русские. Сейчас практически врагами России считают себя поляки, болгары,  да и другие славянские народы. Идёт к этому и Украина, благодаря разнузданной антироссийской пропаганде США, Западной Европы и СМИ Киевского майдана. Ничего хорошего от этого не выиграют и украинцы, которые поддаются на удочку этой пропаганды. Прав Тютчев, для Запада они так и останутся холопами, и только в союзе с Россией, пусть медленно, но всё-таки они будут двигаться к достойному существованию.

И.С.Аксаков о Тютчеве: Ко  всем  единодушным отзывам  нашей  периодической печати об его уме и таланте, раздавшимся вслед за  его  кончиной  вместе  с  выражениями искренней скорби, мы позволим себе прибавить  еще  и свой: Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не  только  своеобразный,  истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.