Аттестационные страдания

Сам-По-Себе
Аттестация научных сотрудников и аспирантов всегда была явлением забавным и довольно нелепым. До полного маразма эта процедура была доведена в горном институте, где папег, любивший количественные показатели, но не любивший думать, требовал от аспирантов указывать в отчётах процент выполнения диссера. Понимая всю абсурдность такой квантификации, мы с моими аспирантами пробовали от этого идиотизма уклоняться. Но куда там:  "Усё должно быть цЫвильно" (с). А "цЫвильно" – это, в частности, единообразно. А значит – выдай цифру и не выпендривайся. В итоге мы в одном из аспирантских аттестационных отчётов в графе "процент выполнения диссертационной работы" указали: в среднем – 71,45 %. Потом спохватились – а как же ошибка среднего значения? И дописали:  71,45 ± 0,643. Чем мудрые квантификаторы и удовлетворились.

Но и в советские времена аттестационного бреда хватало. Мне, юному лаборанту, запомнилась жаркая дискуссия учёных мужей и жён ГосНИОРХа: в чём же на аттестациях следует измерять публикационную активность, не в штуках же, ведь статья может быть и маленькой, и большой. О качестве её, замечу, никто даже и не заикнулся. Спорщиками предлагались показатели сугубо количественные: суммарные значения печатных и авторских листов, машинописных страниц, знаков... Чемпионом было признано самое гениальное предложение – оценивать публикации аттестующегося скопом на вес. Да, да, именно так, как я написал. Их общей массой. Я не шучу.

В это же примерно время один из научных сотрудников, алкаш и бездельник, незадолго до аттестации спохватился, что отчитываться ему, как ни странно, нечем, и спьяну надумал, как решить эту проблему в один молодецкий удар. Его обязанностью было разрабатывать новые корма для рыб. И вот накануне аттестации он, изрядно подкрепившись, по своему обыкновению, огненной водой, выловил из своего аквариума всех мальков, а вместо них посадил туда годовиков – то есть сравнительно крупных уже рыбёшек, проживших больше года. И ставших за это время, естественно, не на один порядок величин крупнее, чем мальки. Утром он гордо представил обалдевшим коллегам плоды своей новой секретной разработки – чудо-корма, от которого за ночь рыба вырастает в сотни раз. И, не успев толком насладиться своим триумфом – получил в глаз от соседа, который хватился годовиков в своём опустевшем аквариуме.