Московские заметки

Борис Ящук
               
                Памяти  друга



        В  разные  времена  при первой  возможности  я   всегда стремился  в Москву.   Первое свидание со столицей состоялось  на второй  день войны – тогда мне исполнилось три года.   Уже тогда  в памяти  запечатались названия её  улочек, жили мы и на Собачьей площадке, на  Новобасманной, на Солянке….. После войны  опять все дороги  пролегали через Москву. Теперь останавливались  у родни или у фронтовых друзей отца, так что поневоле я становился москвичом. Здесь даже встречал своих одноклассников из своей первой школы в городе Изяславе на Украине.  А  уж когда  после военного  училища стал служить на улице Кирова 33, то  совсем осмысленно  воспринял Москву   совсем своей. Жила здесь и ( как я был уверен) моя будущая  жена, с которой я познакомился после фестиваля молодёжи  и несколько лет был очень дружен. Жила она на Новослободской, а потом на Бутырской. Там же на Бутырской ,в том же доме, где жила моя зазноба – жили наши добрые друзья из Нальчика, с которыми мы бедовали в 1941-1942 годах.   Пролетело десяток  лет и у меня была своя семья. Свой кров на Украине, но вот  захотелось закончить московский ВУЗ. Было решено начать это мероприятие в  стенах славного МГУ.  Над факультетом  особенно не заморачивался -  пальцем ткнул  на страницу справочника. Он попал на строку  ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ.    Немного почесав «репу»  , всё же решил : ну так тому и быть!  Как круглый отличник и  льготник  , в поступлении я  и не сомневался.   С необыкновенной легкостью  начал учёбу , ещё не подозревая , -какие острые  рифы ожидают моё плавание на  на поприще журналистики.  А они(рифы)  обнажились сразу  на первой экзаменационной  сессии.  Самоуверенный балбес  срезался на  банальном диктанте повышенной сложности  для  работников  газет, телевидения и радио.  Недостаток в  нашем захолустьи  хороших учебников подставил  ножку и на некоторых  экзаменах.  Впервые  за многие годы учёбы и  массу экзаменов, именно впервые  - вылетал из аудитории  с   треском  и неудом. Таких оплеух  я ещё  не получал.  Когда таких  неудачников   поднакопилось, то они обычно встречались  на повторных  диктантах. На  тот момент  моим соседом по несчастью оказался  худощавый   пацан в  интеллигентных  очках    с позолоченой оправой.  Хрупкий  и    совсем ещё молодой, он поразил меня  неугасимым  вёселым   огоньком  в глазах.    Познакомились, определились – мы ещё  и в одной  группе  числимся.  Так    судьба  свела меня с  Вовкой Барановым    Парень с Урала  , как  оказалось, носил в своём  худющем теле неиссякаемый  заряд оптимизма  и юмора, при  этом обладая  тактом и воспитанностью  не по годам. Для  меня , прошедшего  армию во всех  её ипостасях, контакты  с подчинёнными солдатами и  с  рабочей  средой, где порою не до сантиментов, Вовкина  скромность   и интеллигентность   послужила  сдерживающим  фактором.  Откровенно признаюсь, что имея  дерьмовый  характер, мог сорваться   и от души покрыть  кого угодно горячим словом   или  послать куда подальше.  А  вот при этом   пацане, все разболтанные «чуйсва»  приходилось урезонивать.
        Наши  трудности  сближали  всех   неудачников из нашей группы. Так подобрались  Лёшка Гуревич, Вовка Ромаскевич,   я, Вовка  и пара  девок  - Лилька Рыжеванова и   Аня Зеленская. Часто мы  коллективно  заседали   в  факультетской   читалке. И здесь  занудное  бдение  оживлял  Вовка  Баранов, который  забавно двумя голосами  комментировал    диспут между  Лениным  и Плехановым, который  заканчивался нашим ржанием   и   изгнанием  нас  возмущёнными    служителями храма науки.     Уже  в фойе,  перед раздевалкой, обычный  ритуал начинал Вовка : « А не  посетить, нам, господа,  экое  злачное место  с названием «Пельменная»?? Наши  девушки на это крутили носом и отправлялись по своим делам, а бесшабашное  племя  заочников  втихую  протаскивало  в  пельменную  бутылку водки и втихую её распивало, ибо сибирские пельмени всегда  напоминали вареных лягушек – скользких и противных. А вот под водку как-то пролетали…            
       Гуревич( машинист драги  из Билибинского золотого прииска) особенно деньгами  не сорил, но однажды  предложил нам сходить на фильм   с его участием в кинотеатр «Россия», а после просмотра фильма  посетить кафешку на углу. Конечно, соседство «Арагви» сподвигнуло нас  посетить кафе. Это нам по карману. Да!  А по поводу фильма, - оказывается Гуревич  умудрился сняться  в фильме «Двенадцать стульев» Вот  тут нас  заела интрига, фильм мы все видели, а вот Гуревича  там  не нашли…. Ну и пошли на сеанс.      Меня  тогда    поразила  наблюдательность    нашего очкарика Вовки -  он ещё  умудрился  при подходе  к кинозалу  рассмотреть   на ступенях Михаила Пуговкина, который  в этот момент встречался  с  некоей дамой.    Уловив наши любопытные взгляды, артист  хитро подмигнул нам…   Итак  - кинозал, гаснет свет .   Молча  смотрели, приближался  финал, пошли заключительные  титры, а  Гуревича всё нет. Мы уже  хотели высказать ему своё «ФЕ», как  он завопил на весь зал:  « Это я!!!!»  В это время  на экране  были забавные кадры: по лестнице к кинотеатру «Россия»  поднимаетя парень в рябой  куртке, на спине которой  красовался  белый  квадрат с чёрной надписью : «Нет ли лишнего билетика?»  - на фоне огромного рекламного полотна  « Двенадцать  стульев»  на фронтоне кинотеатра. Попал-таки  парень в историю и  в   фильм. Был  потом  ужин  в  упомянутом   кафе, который  подтвердил, что наш  золотостаратель оказался  непроходимым жмотом . А вскоре  и учёбу  он   забросил напрочь.
  От    курса  к  курсу  мы  с  Вовкой Барановым  связи не теряли. На каждой сессии  старались и в общаге  селиться  вместе. Жили вместе на  Мичуринском проспекте,   в  ДАСе   до получения  диплома.  Однажды  зимою на  Мичуринском  пришлось урезонить  хулиганов. Вовка это видел и потом мне говорил: « Как  противостоять с голыми руками?»  Мы  находились   в  нашей комнате и тут я ошеломил Вовку  преподанным уроком – я внезапно схватил со стола пустую бутылку  за горлышко, трахнул ею о батарею  и, под звон битого стекла, показал ему опасное оружие, которое у блатных называется розочка. Вовка  был ошарашен, а я сказал ему : « Учись , сынок!» - и пошёл за веником и совком.
  Мой молодой  друг  был  неиссякаемым  заводилой  в наших приключениях. Как –то  мы сидели в пивбаре Дома Журналистов. Когда  заканчивалось наше  бражничество, Вовка  вдруг  подкинул  идею посетить  все московские  знаменитые пивбары  и сделать этакий  пивный  репортаж « За пенной кружкою».  Что вы думаете,- мы сделали это . Побывали в « Жигулях», «Саянах», в « Ракушке»  на юго-западе  и в многих других. Отметили все интьересные нюансы, но писать  не стали. Зачем? Удовольствие получили и ладно!  Утомлённый  такой  журналистской  экспедицией, Вовка  погружался  в тёплую ванну и  смаковал какую-то душистую сигарету… Я курение в ванне не одобрял, но терпел   «привычку»  друга. Но непременно  ворчал  - смотри не утопись в ванне!    Тот   обычно парировал :  «Отстаньте, батенька!»
     В часы досуга  вдруг решали  поискать старые московские  трактиры. Но получилось не полностью. Мне  моя родня подсказала, что на Солянке  есть хорошая столовая, которая ранее была  знаменитым трактиром. Туда мы с Вовкой  забежали пару раз , отведали растегаи   и курник,квасную окрошку.   Потом  моя тётка рассказала, что неподалёку от Мясницкой есть храм, у входа перед которым скульптура ангела. Если воззриться на него ,,то на фоне неба он действительно парит. Когда я рассказал Вовке об этом, он заставил меня  сводить его туда.  Много мы чудили по Москве, бывали в музеях и галереях. Моя дальняя родня , экскурсовод  оружейной палаты Оля , сводила нас туда на экскурсию.      Во время сессий , признаться, питались мы скромно  и зачастую устраивали малую коммуну, где скидывались, закупали продукты и сами готовили    на кухнях общаги.  Однако в  награду  за скудный стол, мы всё же  раз в две недели, на сэкономленные «бабульки»  устраивали  «пир»  в  ресторане Дома Журналиста. И здесь Баранов   не упускал случаю разыграть спектакль для всех нас. Он надевал такую маску  заграничного гостя, которого мы встречаем с обожанием. Естественно, мы ему подыгрывали,что заметил официант. Он старался не ударить в грязь и расстарался во всю. На столе  шкварчало жареное мясо ,  грибочки маринованые. А тут Вовка ломаным русским спросил у нас  : А как по руському    сельодка  с  картошшщечкой.?  На что парень метнул нам  на стол громадную селёдочницу  с  тихоокеанской жирной сельдью в обрамлении вареной  картошкой и все сдобренное пахучим постным маслом. Сверху  задорно и пахуче возлежали  пучки укропа и петрушки.  В общем, официант показал, что значит русское   хлебосолье..    Ну, а наше  полупьяное братство  собиралось  покинуть  ресторан  и тогда Вовка стал рассчитываться с официантом и сказал ошалелому официанту: « Спасибо, голубчик! Всё было  так вкусно, как дома у мамы!!!  Парень обиженно     глянул и понял, что его разыграли…. Но Вовка  чисто московским  говорком вдруг выпалил: « Ну паря, мы пока  в общагу поехаем, ты   утешься  - от нас студэнтов держи  на пару пива!» - и протянул парню  ещё десятку.  Гогоча, мы вывалили  на Калининский проспект.  Вовка! А чё ты  половому червонец отслюнил, не много ?  На что он  отбрил:  « Не мелочись, старче!»
         Вовка в свою очередь  старался  и меня чем-либо  удивить. Он не один раз сводил  меня  на концерты группы «Ариэль» - это были его уральские друзья.
Июньские дни семьдесят шестого  года  были   на исходе  и мы расставались, ничего друг другу не обещая.  Однако  спустя пяток лет  меня  разыскали ребята из Норильска, которые приехали в отпуск на Украину. Отдыхая  у родни, они отыскали меня и передали огромный  привет от Володи  Баранова.   
        В  последние годы, будучи  пенсионером, овладел компьютером и интернетом и стал  искать друзей, одноклассников, сокурсников. Вот беда – они без спроса уходят  ….. Ушёл и Володька, так  и не успев ещё раз поговорить со мною. Об этом я так горюю….