Нерядовая ситуация

Стас Литвинов
     Жизнь наша флотская достаточно чётко обозначена требованиями "Устава службы на судах торгового флота СССР" и многими другими регламентирующими документами. Казалось бы учтены все возможные нюансы, с которыми можно встретиться в жизни. Но всё же бывают и такие обстоятельства, когда не знаешь, как лучше поступить, а спросить совета не у кого.

     Было это на "Иване Кулибине" и с приёмки судна плавал у меня в должности 3 штурмана хороший парень. Был октябрь 1985 года. Мы закончили работу с практикантами, высадив их в Петрозаводске. В Кондопоге (Онежское озеро) взяли груз газетной бумаги в рулонах на Грецию и пошли до мая месяца следующего года в любезные нам южные края. Выгружаться предстояло в порту Элефсис – это рядом с Пиреем, пригородом Афин. Можно по соответствующей карте географического атласа отследить весь наш путь и место будущего события. Так вот, третьему штурману его мама подарила кинокамеру (ещё плёночная) и сын обещал ей снимать наши пути-дороги, чтобы потом показать суровые будни экипажа. Распрощались мы с Карелией и пустились в путь по Волго-Балтийскому каналу, рекам Волге и Дону, чтобы выйти в Азовское море.  Плыли мы плыли, стойко преодолевая все сложности пути нашего и, наконец, добрались до порта Ростов-на-Дону. Здесь закончили трудный осенний переход по внутренним водным путям родного отечества. Оформили в Ростове все нужные бумаги, “закрыли” границу и пошли на выход в Азовское море. Нам осталось пройти морскую часть пути, чтобы выполнить свой рейс, начатый три недели назад в далёком отсюда Петрозаводске.

     И вот позади мелководье Азова и Керченский пролив. Нас бьёт тяжёлая осенняя волна Чёрного моря, а впереди Босфор и множество паромов в районе бухты Золотой Рог. Вот уже прошли крутые повороты у Чанаккале в Дарданеллах и растворяемся в глубокой синеве Эгейского моря. Но, наконец, путь наш подходит к концу и “Кулибин“ заходит на рейд Пирея. Здесь будем ждать своей очереди на выгрузку. Рейд открытый, глубины большие (50-70 метров), волнение, стоять неуютно. Но выяснилось, что пробудем здесь недолго и ждём только лоцмана. Элефсис находится в обширном заливе, закрытым с моря островами. Кстати, в этом заливе отведёно место для якорной стоянки супертанкеров и супербалкеров, которые временно выводятся из эксплуатации по коммерческим причинам до нового востребования их. Зрелище захватывающее. Огромные монстры стоят на якорях борт к борту длинными шеренгами. Безлюдье на палубах и спущенные флаги. Ни дымка из многочисленных труб. Но в любой момент они готовы вступить в строй и выполнить своё предназначение.

     Тем временем мы снялись с якоря и с лоцманом на борту пошли в проход между островами на вход в залив. Можно догадаться, что на этих островах стоят какие-то военные сооружения, и нет в этом секрета. Идём и обгоняем небольшого "грека", который тоже идёт в Элефсис. Вдруг по УКВ на нашем канале что-то быстро заговорили по-гречески, а лоцман обращается ко мне:- “Капитан, кто из ваших людей ведёт съёмку берегов?" Что за новости, этого нам только не хватало. По трансляции объявляю:- “Кто с борта фотографирует берег - прекратить съёмку и срочно подняться в ходовую рубку!”. Является 3-й помощник - здрасьте вам! Объясняет, мол, стоял под шлюпкой и снимал кинокамерой пароход, который мы обгоняли. Ничего другого. А с "грека" кто-то увидел оператора и "стукнул" куда следует. Ясно, что проблемы только начинаются.

     Швартуемся в Элефсисе, а на причале кроме комиссии на приход ожидают нас и представители другого ведомства. Поднялись все на борт, в капитанском кабинете не умещаются, заняли столовую практикантов, благо места хватает. Принесли путевую карту, судовой журнал. Лоцман подтверждает момент обгона. Штурман предъявил кинокамеру. Ещё раз показал углы съёмки при заходе в залив. Представители спецслужб забрали кассету, мол, проявим и, если нет криминала, то вернём её.

     Наконец все ушли и остались мы вдвоём с агентом думать, что делать дальше. Он предлагает: - "Капитан, нужно 2-3 бутылки шампанского и все проблемы исчезнут". А в это время, как всем известно, в СССР начали всенародную борьбу с пьянством и борьба эта, а вернее дурость наша, напрямую коснулась и торгового флота. Даже для представительских целей капитану запретили иметь на борту какое-либо спиртное. Дурацкое положение, но делать нечего. Взяли с собой штурмана и вместе с агентом поехали к капитану порта на официальное расследование. Нужно бы доложить консулу, но агент умоляет не делать этого – замучаемся потом оправдываться и сколько придётся стоять в порту никто не скажет. Полицейский из конторы капитана порта задаёт вопрос по-гречески, а агент переводит на английский. Отвечаю на английском - агент переводит полицейскому по-гречески. Вопрос-ответ заносят в протокол. Закончили. И нужно подписывать его, а как на это решиться, если ты не понимаешь, что написано ? Переводчика взять негде. Агент умоляет: вот вопрос - вот твой ответ. Последствий не будет. В протоколе указываем, что ответы дублированы на английский язык. Прикладываем текст ответов на английском. Была - не была, подписываю оба листа. Появляется капитан порта – холёный, радушный мужчина Ещё небольшие формальности и парочка баночек чёрной икры из НЗ. Любезно прощаемся, агент в ухо шепчет, мол, всё в порядке и мы едем на судно. Вроде бы можно вздохнуть, но не тут-то было.

     Как я говорил раньше, нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать ещё хуже. Старпом встречает новостью: электрик жалуется на боли в области живота, а наш доктор вместе с практикантами остался в Петрозаводске. По штату у нас электрик и электромеханик. В случае, если придётся оставить электрика в местной больнице, то на возможность нашего дальнейшего плавания это не скажется. Агент забирает больного, которого сопровождает помполит и они уезжают в ближайшую больницу. Грузовые операции закончены, готовимся к отходу и ожидаем решение проблемы с электриком. Новый рейс в греческий порт Волос под погрузку металла на Болгарию. Волос расположен на континенте северо-западнее острова Эвбея. Возвращаются наши из больницы - по заявлению греческих врачей ничего страшного у электрика нет, а есть что-то вроде колик, которые неопасны. В больнице дали несколько ампул с обезболивающим для того, чтобы воспользоваться ими, если будет необходимость. Переход до Волоса много времени не займёт и можно быть спокойным.

     Является комиссия на отход и мы покидаем Элефсис. Погода, однако, ухудшается на глазах. Нам нужно подняться на северо-восток к проливу Кафирефс (Доро) между островами Эвбея и Андрос. Пройдя его нужно повернуть на северо-запад и идти по назначению. Однако, по северной части Эгейского моря ветер северо-восточный 8 баллов и волна 4-5 метров. При таком бортовом волнении идти мы не сможем, в лучшем случае придется штормовать на месте. Выходить в открытую часть Эгейского моря в такой обстановке бессмысленно. Не заходя в пролив Доро, отворачиваем западнее и в заливе Каристос встаём на якорь. Помполит и старпом следят за состоянием электрика, пока ничего страшного не видно.

     Ночь прошла относительно спокойно. Погода не стихает и волнение крупное. Рядом с нами стоят на якорях ещё несколько судов - желающих идти в штормовое море нет. Приходят помполит с хоз.помощником, который взялся делать уколы:- "Станислав Антонович, что-то надо предпринимать, электрику значительно хуже и обезболивающие уколы закончились". А что делать? Ну, выйдем мы в открытое море, но на таком волнении нам не удастся повернуть на северо-запад, а если и повернём, то наш больной не выдержит тяжёлой качки с опасностью опрокидывания судна. Взял карты всего района. А что, если пройти другим проливом, оставляя остров Эвбея справа? Возможность, конечно, есть, но никогда там не был и, самое главное, в средней части пролива есть очень узкий проход. Через него имеется мост - для прохода судов он разводится ночью один раз в сутки. Пароходство - далеко, а капитан - первый после Бога, ему и решать. По карте в этом узком проходе есть небольшой порт Халкис. Согласно данным справочника в порту имеется агент для советских судов. Ладно, была не была, попробуем. Радиограммой срочно запрашиваю его о возможности прохода через мост и даю габариты “Кулибина“ (о медицинской помощи умалчиваю). Моментально приходит ответ от агента с подтверждением возможности прохода. Тотчас же снимаемся с якоря, даём полный ход и без колебаний - вперёд. Теперь сообщаю агенту полагаемое время  подхода к мосту и необходимость  врача, поскольку у члена экипажа подозрение на аппендицит. Ставлю пароходство в известность об обстановке на борту и своё решение идти другим проливом.

     Парню всё хуже и мы идём самым полным ходом. Вот уже заходим на рейд Халкиса. Приготовлен трап, а к нам торопится катер с врачом и агентом. Встали на якорь. Доктор осмотрел больного, покачал головой и заявил, что в Халкисе операцию сделать нет возможности. Надо его срочно везти в Афины. С осторожностью переправляем электрика на борт катера. Агент сажает нашего парня в свою машину и, не задерживаясь, они уезжают. Ехать часа три. Отправив агента, остались на рейде ожидать разводки моста. На душе спокойно. Сообщил в пароходство о предпринятых в создавшейся обстановке действиях.

     Пришедшая ночь приносит новость: ветер усиливается и мост разводить не будут. А это значит, что стоять ещё лишние сутки. Агент выходит на связь и сообщает, что электрика по приезду сразу стали готовить к операции. С души уходит тревога. Я успокоился и связываюсь по телефону с консульством в Афинах – теперь их забота отправить человека в Союз. Вот так неприятность может следовать за неприятностью, но, если быть до конца честным, моя вина тоже имелась. Нужно внимательнее относиться к рекомендациям в лоции. В ней было предупреждение мореплавателям, что запрещается съёмка берегов Греции с расстояния ближе 10 морских миль. А кассета от кинокамеры пропала, хотя греки обещали переслать её по домашнему адресу штурмана. Правда, через несколько месяцев в Петрозаводске я встретил куратора своего судна по линии КГБ. После дружеских приветствий он, как бы случайно, спросил, мол, что за случай был в Элефсисе. Я выразил удивление своим ответом:
- А откуда это известно? Я же никому ничего не сообщал.
Посмеялись, но куратор посоветовал в следующий раз быть осторожнее и не очень полагаться на наше извечное “Авось“. О чём сей случай говорит?

     Однако, все неприятности когда-либо заканчиваются и жизнь снова становится прекрасной. Проблемы благополучно разрешились, груз на борту и все здоровы. Погода наладилась, всё вокруг залито солнцем, главные двигатели выдают нужные параметры, а по левому борту проходит красота островов Северные Спорады. Впереди знакомый путь в Чёрное море.