Ч. 4. Об отзывчивости Сундукова

Алифтина Павловна Попова
       Об отзывчивости Сундукова, часть 4

   Помню, как однажды пришёл на занятие Анатолий Михайлович Сундуков с большим опозданием. На него это было не похоже, всегда появлялся в изостудии раньше студийцев. Ждали больше часа. Извинился и сказал, что причина опоздания у него была очень уважительная.

   У него была художественная мастерская в Нальчике, в которой он работал ещё с одним художником. Его фамилию я не знаю, не помню за давностью. Она находилась против автобусной станции, а через дорогу был вокзала. На втором этаже, в его мастерской уже издалека видны были на подоконнике гипсовые фигуры, рулоны бумаги.

В то утро к нему в мастерскую с вокзала пришли незнакомые женщины. Они обходили квартиры в этом доме, просили деньги у жильцов. Лишних денег-то не было у них, поэтому насобирали очень мало. Они собрали небольшую сумму, но на билет не хватает, поэтому попросили А. М. Сундукова помочь им в этом, чтобы купить билет на обратный путь для молодой женщины с ребёнком на руках, которая оказалась в трудной жизненной ситуации.  Она сидела на вокзале  с маленьким ребенком уже несколько дней и ночей, ожидая, когда за ними приедет отец этого малыша.
 
   Молодая мамаша приехала в Нальчик незарегистрированная в законном браке с демобилизованным солдатом,  кабардинцем. Он оставил её на вокзале, а сам поехал в село, как он ей сказал, чтобы подготовить родителей, так как она русская, значит, неверная. И это у мусульман не приветствуется. И вот уже неделю она живет на вокзале, а его всё нет и нет. Денег нет у неё даже на еду, и кабардинское село, куда уехал отец ребёнка, она забыла, как оно называется, так как сразу его и не выговоришь.  Мухамед звать его. Фамилию тоже забыла. Миша, она его называла по-русски.

   Обычно, если не хотят родители русскую жену, то в таких случаях ребенка забирают его родственники, а женщину отправляют назад, к родителям. Всё равно, родственники жить им не дадут. Солдат, не имея денег после окончания службы, полностью зависит от родителей материально. Это в армии на всём готовом ему ничего не нужно, кроме увольнительной, чтобы к подружке сбегать.

   А домой приезжает - радость родителям, родственникам, соседям. Сначала праздник отмечают у родителей, дальше месяц может жить у родственников. Тоже им большая радость. Уж потом на работу устраивается. А любовь кончается после первой брачной ночи или за порогом дома. Ему скажут: «Мы тебе хорошую девушку-кабардинку найдём, зачем нам русская сноха». Отец будет говорить сыну: «Пожалей меня, сынок! Ведь, когда я умру, то ни один мусульманин не переступят порог моего дома, оттого что в доме у нас будет неверная». Неверная, значит, она не верит в Бога. И редкий случай, когда сын ослушается отца.

    Так и хочется сказать русским девушкам:
– Девчата, надо вить гнездо рядом со своим домом, вместе с парнем из ближайшего окружения. Да кто послушает. Будут и впредь последовательницы той женщины с ребёнком, что на вокзале сидит. Русские девушки обычаев горцев не знают. Выходя замуж за парня с Кавказа, нужно хорошо познакомиться с обычаями того народа, чтобы уже знать, в какую ситуацию можешь там попасть, а не лишь бы замуж выйти. Там всё очень сложно. Русских жён отправляют большей частью назад, домой, особенно если парень-кабардинец из сельской местности. Да и каково ей жить среди кабардинцев, не зная их языка. Трудно преодолеть языковой барьер, так как язык их очень сложный в произношении и понимании. Они ведь не будут под невестку подстраиваться, говорить с ней по-русски.

   Девушку-кабардинку родители с детства готовят к замужеству, учат не только навыкам ведения домашнего хозяйства, но и отношению жены к мужу. Жена должна знать своё место в доме. К ней относятся уважительно в семье, но она не должна превышать своих полномочий. Муж – глава семьи.

 Я, проживая в Кабардино-Балкарии, была свидетельницей такого случая: мой бывший ученик женился на моей бывшей ученице, оба были кабардинцами. Девушка росла в неполной семье, её воспитывала одна мама, которая вернулась после реабилитации в Кабарду. Так вот разошлась эта молодая и красивая семейная пара из-за того, что у девушки не было в семье примера отца. То есть она не видела, как нужно жене относиться в семье к мужу, а это большой пробел. Не имея такого опыта, трудно жене жить с мужем-кабардинцем, особенно, на глазах его родителей. 

   Вот и сидела уже неделю молодая мама с ребёнком на вокзале, напрасно ожидая бывшего солдата.  Его родители, видно, не захотели, чтобы сын вёз такую жену в родной дом, какие бы родители у неё не были. Раз допустили такую вольность дочери, значит, родители – плохие.

  Анатолий Михайлович – отзывчивый по своей природе,  ездил к друзьям-художникам, собирал для неё деньги на обратный путь. Хоть и сами художники были не из богатых, но на билет сложились. Он купил ей билет, проводил к поезду, когда выяснил, что по её описанию солдата-мужа в Кабарде не найти.

   Весной 1968 года Анатолий Михайлович пришёл в изостудию с незнакомым мужчиной.  Это был один из преподавателей ЗАОЧНОГО НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИСКУССТВ. Был такой университет в то время в Москве. Он прибыл в Нальчик с целью отбора начинающих художников для учебы в Московском университете.

    Мы выполняли пятичасовую контрольную работу по рисунку и живописи. Он посмотрел наши работы и некоторым студийцам посоветовал поступать в университет искусств, на отделение изобразительного искусства. Среди всех, кто был назван московским представителем, была и я. Он поговорил о чём-то с Анатолием Михайловичем, они подошли ко мне и посоветовали  приступить сразу же к подготовке к вступительным экзаменам в университет, так как нужно было уже выслать в приёмную комиссию новые работы по живописи и рисунку. Экзамены по каким-либо другим предметам я не сдавала.

   За лето я выполнила ряд работ и выслала их в Москву по адресу, который оставил мне преподаватель. Скоро пришло извещение о том, что приняли меня сразу на Основной курс. Был там ещё и Подготовительный курс. В декабре получила литературу по живописи и первую консультацию. Обучение было заочное, где-то рублей 35 заплатила за литературу. Мне выслали книги – учебную литературу по живописи и рисунку, а так же книгу с иллюстрациями известных художников мира. В Москву отсылала на рецензию выполненные мной контрольные задания и получала от моего преподавателя Леонида Михайловича Зайцева рецензии и консультации.

Сохранилась только одна учебная работа того времени, которую я привезла в Кузбасс с Северного Кавказа. Задание было такое: скопировать за небольшой отрезок времени картину известного художника, выполнить маслом на картоне. Вот картину "Купание коня" я написала маслом за 30 минут. Краткосрочная работа. Этой картине скоро будет 50 лет. Нужно было делать копии картин известных художников, чтобы учиться их мастерству, а потом уже вырабатывать свою технику письма.

 В Эрмитаже, в Ленинграде, я видела студентов Академии художеств, которые копировали картины великих художников. Сказали,что за один год им нужно сдать преподавателю 31 скопированную картину.

Фото автора. "Купание коня" В. Серов - моя первая копия, которую я списала маслом на картоне за 30 минут.


             Продолжение следует...http://www.proza.ru/2014/05/11/1557