Ч. 3. В Ленинградской академии художеств

Алифтина Павловна Попова
        В Ленинградской академии художеств, часть 3
   
         Анатолий Михайлович вручил мне рекомендательное письмо для поступления в Ленинградскую Академию художеств, адресованное его преподавательнице.  Он не знал  моего истинного семейного положения. В то время я уже одна воспитывала дочь, жили на свою мизерную учительскую зарплату.

   Но я отослала документы на заочное отделение, на факультет «Теория и история изобразительного искусства». Когда пришёл вызов, я поехала в Ленинград. Там жила моя золовка с семьёй. Она и её муж встретили меня по прибытию поезда на привокзальной площади. Сумки были тяжёлые –  фрукты везла с Кавказа.

  На следующий день я зашла сначала на кафедру, пыталась найти преподавательницу, которой было адресовано рекомендательное письмо от Анатолия Михайловича. Оказалось, что она уже не работает, поскольку я город не знала, то адрес спрашивать не стала.  Преподаватели обрадовались гостинцу, который неожиданно свалился на них из-за отсутствия старой преподавательницы. Я привезла сумку со спелой вишней. Не таскать же её было с собой!  Как они на неё набросились, в охотку-то!  Рекомендательное письмо Анатолия Михайловича я порвала, не прочитав его. Сейчас жалею об этом. Надо было прочитать.

После этого я пошла в приёмную комиссию, там мне дали место для проживания на время экзаменов. Поселили вместе с еще 20 абитуриентками в красный уголок. Большая комната была заставлена раскладушками, одна из них досталась мне. Среди поступающих абитуриентов были девушки и женщины уже в возрасте, приехавшие из-за рубежа. Это были жёны военных, служивших за границей. Я жила месяц то у золовки Любы, то в красном уголке Академии художеств.

    Я подружилась с девушкой и её мамой из города Пятигорска. Мы вместе ездили по улицам города, посещали достопримечательные места, знакомились  с памятниками культуры, которые были нам необходимы  при подготовке  к экзамену, посещали музеи, были в Эрмитаже.  Месяц жизни в Ленинграде был такой насыщенный впечатлениями, и – очень полезным в плане расширения кругозора.
   Заочное отделение было только по теории и истории изобразительного искусства, конкурс - 49 человек на одно место. Этому факультету было отведено 25 мест. Распределялись они так: по одному месту - для союзных республик, три – для развивающихся стран. А оставшиеся восемь мест  – для всех поступающих.

   После сдачи всех экзаменов перед комиссией встала проблема выбора. Из 25 абитуриентов, которые сдали все экзамены на одни пятёрки, нужно было выбрать восемь, на восемь оставшихся мест. Из 20 женщин, проживавших в красном уголке, поступила одна девушка-грузинка. Отведённая ей раскладушка стояла там, но сама появлялась там очень редко. Она рассказывала нам о том, что уже окончила художественное училище в Грузии. Я видела, как её отец стоял рядом с ректором Академии художеств и приветствовал его, пожимая тому руку. Затем он представил ректору свою дочь. Она одна из нас и поступила.

   Осенью занятия в изостудии продолжились. Мы занимались рисунком и живописью. Анатолий Михайлович учил студийцев работать акварельными и  масляными красками. Выполняли живописные работы на картоне в изостудии, выходили на пленэр, писали пейзажи на природе.

   Пейзаж явился первой ступенью на подступах к портретным полотнам, первой школой, в которой оттачивалось наше живописное мастерство. Прекрасная природа Северного Кавказа с цепями гор, уходящими в голубую воздушную дымку, кудрявые леса с тучными лугами и бурными реками сами «просились» в картину.

Из окна моей квартиры отчётливо был виден Зльбрус. Его белоснежные вершины появились у меня на холсте первыми.

 Чтобы правильно писать горы, почувствовать их величие, приходилось самой ходить по горным тропам, даже я занималась альпинизмом. Во время туристских походов делала наброски, небольшие зарисовки. Художник-живописец А. М. Сундуков был внимательным и вдумчивым педагогом, прививал любовь к природе. Мы писали много с натуры. Я применяла полученные знания в изостудии, работая с учащимися над рисунком во время уроков рисования, организовала кружок. Картины кружковцев были показаны на районной выставке, в Доме пионеров Баксана.

Фото из Интернета: Эльбрус.


                Продолжение следует... http://www.proza.ru/2014/05/10/747