Птичник

Александра Мазманиди
               
Цып,цып - мои цыплятки,
Цып,цып,цып - мои касатки,
Вы пушистые комочки
Мои будущие квочки...
(из детской песенки)
 
                Началось всё банально просто - мы купили домик в три окна на окраине города. Вместо дачи. Улица была  узенькая,  по обеим сторонам раскинулись полувековые развесистые липы, заслоняя своими массивными кронами маленькие домишки. А под окнами домов кустики сирени персидской и обыкновенной, белой, жасмина, да ещё шиповника.

                Запахи весенние кружат голову, дурманят... Тихо, до звона в ушах. Но вот птички  щебечут-поют о чём-то своём. Волшебная, тихая улица, завораживающая - мне нравится! А главное, мне теперь наконец-то, наверное, разрешат самостоятельно кататься на новеньком двухколёсном велосипеде. Без присмотра.

                Сад небольшой, огород, птичник-курятник,  дровник и сарай расположены на нашем приусадебном участке.  Дедушка сразу предложил завести кур, но мама не имела понятия, как  за ними ухаживать и стала сопротивляться.Я же канючил-просил  курочек и поехали мы покупать кур на базар. Базар был шумным: продавцы зазывали покупателей шутками-прибаутками, им вторили щебетанием-гоготаньем птицы и меканьем-беканьем различные животные.  Там было так много всякой живности - у меня глаза разбежались: хотелось и кролика, и козлёночка и даже бычка с жеребёнком. Но мне сразу же напомнили за Чем мы приехали, или за Кем?

                Куры и петухи были разные-всякие: разнообразные породы и раскраски (мы не разбирались в этом), поэтому подбирали по наитию: понравились - не понравились.Мне приглянулась любопытная чёрно-белая пеструшка, маме -  хохлатки с шикарными чубчиками, а папа выбрал красавца петуха чёрно-бело-рыжего и ещё мы взяли девять разных курочек.

               - Для начала хватит,- сказал он. И мы, купив зерна, комбикорма, поехали на дачу с только что приобретённой живностью.  Не долго думая, дали имена всем курочкам, как девочкам:Оля,Таня ,Маша,Зина, Вера,Валя, Ира, Нина,Галя. У петуха была красивая осанка и длинные шпоры, я назвал его Вожаком, потому что он, находя какое-нибудь зёрнышко, мошку или червячка, сразу же звал всех курочек и они бежали на его зов со всех ног, а доставалось только одной, самой ловкой и быстрой курочке.

                Вожак наш оказался драчуном, он задирался на людей. Сначала петух делал вид, что занят чем-то, а когда я расслаблялся и поворачивался спиной, петух на всех парусах бежал за мной, старался запрыгнуть на спину и клюнуть больно. Маму он тоже клевал, хотя она стала ходить с палкой, чтобы отбиваться.Палку петух Вожак не боялся, прыгал и клевался с палкой тоже.

                Мы с мамой пожаловались папе на петуха, а он не поверил и сказал:" Что же он меня и деда не клюёт, а вас только?" Но в выходной день он убедился воочию, что творит петух с нами, отругал его и пообещал показать топор. Я не думаю, что петух его понял, потому что гонял нас с мамой по-прежнему. Мама обиделась и сказала, что ноги её на даче больше не будет. Тогда папа поймал петуха и ушёл куда-то с ним. Вечером  папа принёс нового белоснежного петуха с большим красным гребешком и такими же прекрасными серёжками. Я его назвал - Снежок, он был спокойным и дружелюбным.

                Там же папе подарили чернушку хохлатую и она  пропала буквально через несколько дней.Мы все её искали и не нашли нигде.  Мама сказала, что куры почему-то нестись перестали, в гнёздах нет яиц. Недели через две папа полез на чердак, там  было сено и в сене сидела чернушка на яйцах.

                Бабушка-соседка объяснила, что чернушка оказалась квочкой, а курочки наши из солидарности стали ей помогать, нести яйца в её гнездо. Поставили на чердак ей, квочке, воду и зерно, чтобы уже сидела спокойно наша будущая мама.Я был рад, потому что боялся эту чернушку, когда она спрыгивала с сеновала, как-то грозно бурчала-квохтала, распушив крылья, и бегом в сарай - поесть, попить и назад, в гнездо.

                Я так заинтересовался курами, что даже забыл про любимый велосипед, хотя мне было разрешено утром и вечером кататься вдоль дороги. Правда, дедушка  стоял у калитки, отдыхая или переговариваясь с соседями именно тогда, когда я выходил кататься-гонять на велике.

                Через время папа снял с чердака маленьких  разноцветных цыплят - пушистых комочков, курица сама спрыгнула.Её с цыпами поместили в отдельный закуток, чтобы не мешали взрослые куры. Первые дни мне не разрешали долго смотреть на цыплят, да они и не очень много бегали: поклюют резаные яйца и травку, воды попьют и под крылья к чернушке, спать. Один-два забирались на спину курицы и съезжали с неё, как с горки, потом опять и опять запрыгивали, некоторым удавалось сидеть на спине, когда курица ходила.

                Потом курица стала цыплят выводить "в люди" в общий двор, поклевать травки, полежать-понежиться на солнышке.Они смешно вытягивали одну лапку и крылышко, на котором появились первые пёрышки. Оказывается цыпы очень любят червячков, поэтому я с соседом  Женькой  копал червей и носил своим цыпочкам, пока не надоедало.  Иногда два цыплёнка тянули одного червяка  каждый к себе, пока не побеждал сильнейший или червяка съедал  третий, более юркий и смекалистый.

                Очень мне нравилось наблюдать за жизнью куриной, да и вся жизнь дачная была новой, интересной и необычной. Родители сделали ремонт в домике, привезли новую мебель и мы с дедом решили жить на даче постоянно. Мама уточнила - только летом. Папа с мамой уезжали домой ежедневно, так как утром им надо на работу.Мы с дедом зорко следили, чтобы куры не забежали в огород и не попортили-разгребли грядки, да не склевали любимые мамины салаты. Особых хлопот куры не доставляли.

                Однажды утром после завтрака дедушка предложил мне пойти на базар:         
                - Прогуляемся, - сказал он, - и полезное дело сделаем. Он положил в корзинку куриные яйца, которые лежали в сенях в лукошке, накрыл их цветастой тряпочкой и мы пошли пешком.

                По дороге дед мне объяснил, что приближается праздник Святой Пасхи, люди красят яйца, пекут куличи, делают сырные пасхи и везде нужны яйца. Значит они сейчас в цене. Вот мы и воспользуемся случаем, подзаработаем. Слегка. Ведь у нас всего-то три десятка яиц. Только, чур, родителям - ни слова! Я пообещал не выдавать дедушку, тем более, он мне купит мороженое.

                На базаре мы стали в ряд с улыбчивой сухонькой старушкой, которая сразу угостила меня румяной, пахнущей корицей маленькой  булочкой в виде розочки. Бабушка эта и  мой дед разговорились, а я ел вкусную булочку и с интересом рассматривал покупателей.

                Вдруг подъехала большая чёрная и сверкающая машина, из неё выкатилась-выползла полная, вся в блёстках яркая, словно новогодняя ёлка, тётка и с ходу подошла-подкатила к моему деду с вопросом: " Дед, почём свои яички, продаёшь?" 
                Дедушка от такого внимания и неожиданности, наверное, покраснел и ей в ответ: " Свои не продаём, только куриные".  Люди вокруг почему-то захихикали. Тётка купила  все три десятка яиц не торгуясь, и также быстро укатила, а  мы с дедом пошли покупать мороженое. Больше на базар продавать яйца мы не ходили никогда, хотя я предлагал деду неоднократно.Видно боялся, что я родителям расскажу про нашу тайну.

                К нам в гости пришёл дедушкин знакомый - Фомич, он принёс с собой двух уток и селезня и сказал :" Выручай Степаныч, забирают меня дети в большой город, а утей моих, мускусных, девать некуда.Одна надежда на тебя. Продавать не умею и не хочу, а тебе дарю на память обо мне."  И неожиданно всхлипнул. Я испугался - плачет старик,а дедушка мой предложил Фомичу попить чайку с баранками и халвой. Они разговорились, а я пошёл знакомиться с "подарком". Утки красивые, важные, шоколадно-коричневые, ходят переваливаясь, а селезень чёрный с красной оборочкой на белой голове, вытягивает длинную шею и шипит на меня устрашающе.Он бОльших размеров, чем утки.

                Дед проводил Фомича, пошёл в сарай, вытащил оттуда большущий таз, в котором меня раньше купали,  вкопал его в землю, налил воды до верху и утки с селезнем сразу стали там плавать-плескаться.Мы с дедушкой сходили на заброшенный пруд, набрали там ряски целое ведро и принесли это лакомство для утей.
 
             Вечером папа сказал, что у нас теперь настоящий птичник, только индюка и индюшек не хватает. "И гусей," - сказала мама, смеясь. "Гусей - нельзя, им надо, чтобы рядом была речка, озеро или другой водоём", - сказал задумчиво дедушка. "А Фомичу, другу фронтовому, отказать я не мог и точка", - взмахнув рукой, молвил дед. Так у нас  беспокойное хозяйство стало стихийно разрастаться. Но дедушка справлялся со всеми, я ему помогал, как мог.

            Ах лето, лето! Катится знойное, сухое под горку,  обжигая своим жаром всё и вся.Уже созрели-поспели  вишни-черешни, яблоки и сливы, смородина и крыжовник. Скоро и мне  на работу - в детский сад, подготовительная группа, занятия по подготовке в школу. Я не очень хочу ходить в школу, ведь мы с дедом читаем, считаем, но говорят, что надо, без школы никак  нельзя. Родители меня и слышать не хотят - я должен быть лучше всех подготовлен к жизни считают они! Может это  правильно, тогда придётся смириться.