Что ещё пели до бардов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Марк Наумович Бернес (Нейман) (1911-1969)


У нас дома (как и во многих других домах) пелись русские и цыганские романсы (например, «Гори-гори, моя звезда", «Не уезжай, ты, мой голубчик…») Пелось много песен о любви, старых и новых. Любили петь русские и украинские народные песни. Среди народных песен были и застольные.
С юности помню «Стеньку Разина»:

Волга-Волга, мать родная,
Волга – русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Сейчас я даже нашел в интернете кадры из кинофильма «Стенька Разин» за 1908 год с записью голоса Федора Шаляпина, исполняющего эту песню: http://www.youtube.com/watch?v=60q_UNIx6Lk.

Помню, в 1949 году, когда я еще жил в Ленинграде, появилась песня из кинофильма «Кубанские казаки» «Ой цветет, калина…» (стихи Михаила Исаковского, музыка Исаака Дунаевского). Ее пели на два голоса. И так душевно, особенно, после возлияния.

Ой, цветет калина в поле у ручья.
Парня молодого полюбила я,
Парня полюбила на свою беду.
Не могу открыться, слов я не найду.


В этом кинофильме была и другая хорошая песня на слова Михаила Вольпина и Михаила Исаковского, музыка Исаака Дунаевского:

Каким ты был, таким остался,
Оpел степной, казак лихой!
Зачем, зачем ты снова повстpечался,
Зачем наpyшил мой покой?

Зачем опять в своих yтpатах
Меня хотел ты обвинить ?
В одном, в одном я только виновата,
Что нетy сил тебя забыть.

Свою сyдьбy с твоей судьбою
Пyскай связать я не могла.
Hо я жила, жила одним тобою,
Я всю войнy тебя ждала.
И т.д.

Ну, и, конечно, помню песню «Рос на опушке рощи клен», Музыка В. Макарова, Слова Я. Шведова, появившуюся в конце 40-х годов, одну из самых любимых в ту пору.

Рос на опушке рощи клен,
В березку был тот клен влюблен
Березка к другу на плечо
Не раз склонялась горячо.

Березку часто в летний зной
Клен укрывал своей листвой
Над ними пели до звезды
Весной веселые дрозды.

На рощу как-то пал туман,
Ворвался грозный ураган.
Березку белую любя,
Клен принял вихри на себя.

Шумит, растет кудрявый клен.
Одной березке вереи он.
И лишь для клена каждый год
Березка стройная цветет.

А вот не нашлось на YouTube этой песни. Жаль не могу ее здесь воспроизвести.

Но на "кленовую" тему много других хороших песен. вот лишь некоторые из них.

Песня «Клен ты мой опавший». На стихи Сергея Есенина : Музыка В. Липатова. Исполняет Николай Сличенко.

Народная песня "Клен". Исполняет Людмила Зыкина:

Приведу еще одну из патриотических песен того времени, которая очень нам нравилась: песня "Я люблю тебя, жизнь" на стихи Константина Ваншенкина, музыка Александры Пахмутовой. Ее исполняли многие, но лучше всех - Марк Бернес. Очень уж задушевно:
https://www.youtube.com/watch?v=aNlzO0t3jF0

Продолжение следует: