Встреча под старинным абажуром...

Дина Иванова 2
ВСТРЕЧА ПОД СТАРИННЫМ АБАЖУРОМ...

Рассказ с элементами мистики...

  Это был необычный колпак на лампу, а старинное плетение из бисера с хрустальными подвесками.
Сколько Абажур живёт в этом доме?
Этого не помнит никто.
Но в чулане, где его  хранили в особой коробке, многие другие  обитающие здесь  старинные предметы  признавали за ним старшинство.
Его  редко выносили в большую комнату. И накрывали им торшер только тогда, когда предполагался сеанс спиритизма. 
Этим увлекались прадеды и ныне живущее старшее поколение.  Молодые к сеансам спиритизма относились недоверчиво.
Но в те  редкие встречи прежних гостей, наблюдая со стороны, они   признавали, что Абажур создавал вместе со свечами таинственность и пробуждал подсознание...

Сегодня был именно тот  день -  день ПАМЯТИ. 
Всех охватило непреодолимое желание живого общения с НИМ.
В гости ждали поэтессу. Планировался разговор с духом, вы не поверите, самого Габриэля Гарсиа Маркеса.

В семье чтили этого писателя, поэтому возможная попытка  вызвать дух и пообщаться  с Мэтром  была очень заманчивой.
Если откровенно, инициатором такой «встречи»  была  молодая поэтесса, страстная его поклонница. Она посвящала ему свои стихи, удивляя слушателей таким пониманием и чувственным проникновением в сюжеты его романов.
В разговоре с хозяйкой, в день смерти Маркеса, Елена, это её настоящее имя, призналась:
 
   - Если скажу, что треть моих стихов написана, так или иначе под его влиянием, это будет правдой. Аромат жёлтых роз, которые он так любил, наполняют моё жилище вот уже много лет, - тяжело вздохнув, помолчав минутку, она продолжила, - и даже высохшие эти цветы не теряют его, сохраняя терпкость мистической ноты.

   - Да, да, - вторила ей хозяйка, - в моих воспоминаниях о нём тоже присутствует что-то мистическое. Его романы - это  такой гениальный микс  сюрреализма, барокко, модернизма, реализма. Такая гипнотизирующая и  жизнеутверждающая смесь. Именно  Он создал национальную матрицу, описал особый латиноамериканский дух  так похожий на наш. Возможно, это и даёт реальное ощущение его рядом.

  - О, вы правы, - звучал голос в трубке, - о чём бы он ни писал, он стоит на стороне слабых и обездоленных. И всегда говорит  о любви горячо и поэтично.
Она читает хозяйке  свои  новые стихи.

...Как просто продолжается любовь... в религиозной праведности    взгляда
во времени растянут разговор ... его изнанка вспорота ножом
души нагой проглядывает голь... настолько близок, что скрывать не надо
её совсем ...под солнцем и луной – и родинок рисунок обнажен...
как больно вспоминается любовь, увидевшая крылья черной птицы...

  - Мы вас ждём, дорогая. Здесь всё готовится к встрече с Вами и Мэтром. А я перечитываю роман  «Сто лет одиночества».

  - О, да. Мы все, рано или поздно подхватываем этот вирус...  одиночество. Когда первый раз я прочитала роман, то   записала: - «Мы - приходим одни. И уходим - свидетелей выгнав».

  - Вы правы, но мне так близка его мысль о носителях внутреннего одиночества. В романе трудно не уловить, что для Маркеса одиночество - эта некая неполноценность от неспособности к любви. А как он убедителен: - «Секрет спокойной старости состоит в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством». Дорогая, продолжим разговор вечером. Ждём.


***
А теперь послушаем, что рассказал об этом вечере Абажур, которого так ждали в кладовке антикварные собратья...

.......как только началась возня в гостиной, передвигали мебель и вынесли из кладовки  старинный столик, за которым в прошлые времена запускали блюдце,....я понял сейчас наступит и мой час.
Хозяйка с особой тщательностью почистила меня  и водрузила на торшер.
Все домашние суетились, готовили свечи, на столике появился белый лист ватмана и тщательно заточенные карандаши, из тех, которые всегда лежат в жестком пенале рядом с нами,  фирмы –  «Koнinor».
Плотно закрыли зеркала, оставив открытой только форточку. Так положено.
Молодая невестка организовала фуршет, увлечённо приготавливала коктейль с сухим Мартини.
Первым явился самый старший родственник.
Такой пухленький аристократ, с густой седой шевелюрой.
Он деловито взялся за главное: расчертил лист, вывел на блюдце стрелку, расставил вокруг стола стулья....

   - Прошу выслушать. Когда начнётся сеанс – максимум внимания, максимум погружения в себя и тишина. Приготовьте вопросы, которые собираетесь задавать.
 Появляется долгожданная поэтесса с охапкой желтых роз.
Эти цветы, их аромат, весь облик молодой дамы с шапкой светлых  волос, искрящимся  взором, останавливает суматоху в комнате...
Всё внимание ей. Мужчины подхватывают цветы, аристократ манерно целует ручку, предлагает смущённой гостье удобное кресло.

   - Что вы ждёте от этой встречи? Кто для вас Габриэль?

О! Как красиво поэтесса выдержала паузу,  и на одном дыхании
бархатным голосом, как могут только поэты, вещает:

   - Я с ним встретилась в семнадцать... на первом курсе. Он явился одновременно с ощущением солнечного сплетения. Для меня он философ с эротическим уклоном, - (пауза), - собравший мой организм воедино. Я весь мир ощутила через поцелуй Маркеса, когда доминирующий мозг уступает вдруг телу и наоборот, - (пауза),  - родство с ним сродни кровному.

   - Вы, прелесть, - всё, что смог вымолвить наш старший, - прошу по местам. Приступаем.

В страшном волнении четыре пары рук прикоснулись к блюдцу...
И вдруг оно, как бы отталкивая всех, слегка поднялось над столом....
В один миг резкий поток воздуха  врывается  в комнату через форточку. Завихрились шторы, и, минуя их, по комнате поплыло странное облако. Оно  искало место для приземления...
Все, кроме Елены, замерли.
Её бодрый голос сливается со звоном моих хрустальных подвесок:

   - ... настолько близок, что кладу ладонь на тыльность  стен убежища в Мокондо и ливневая сырость мажет край легчайшей ткани платьица «а-ля» ...просвечивая... – голоден наш день... настолько близок, что из пальм ротонда не загораживает...

Облако  зримо облокотилось на подлокотник  кресла Елены и...
Все  застыли  в позах, только что изваянных фигур, и стеклянным взором наблюдали, как нечто аморфное  с каждой секундой приобретает облик человека...
Вот ярко засветилась оранжевая рубаха... появляется контур головы.... короткая, припорошенная сединой, кудрявая шевелюра... и, как вспышка молнии,...лицо.

Всеобщее - О!... заполнило всё пространство комнаты.

Узнают эти пронизывающие глаза, с лёгкой усталостью; улыбку – добрую и одновременно  ироническую, скрывающуюся под густыми, аккуратно подстриженными белыми-белыми усами.

ОН!  Настоящий!

Такая волшебная материализация духа Габриэля Маркеса перевела у всех собравшихся стрелку сознания на активное подсознание...
Мэтр внимательно обвёл всех взглядом, и произнёс:

   - Buenos d;as, mis amigos!  Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России. Рrecioso se;or, - обратился он к Елене, - вы хотели мне что-то почитать?.

Елена, - совершенно не теряя самообладания, - раскрыла свой планшет и прочитала:

... мне не пишет полковник…  я - ему за обиду «никто» - не пишу…
возникать в его жизни «никем» – ниже роста и уровня моря
август ржавчиной листьев опадает лапидно  - в них шум …
это все, что мертво… остальное  болит и живое…

мне не пишет полковник … седовласый упрямец  ждет - пьян…
за оконченной жизнью – начинается тяжба со смертью
примирился со всеми: с богом, чертом, народом, врагом… только я
прощена им не буду… не прощают - любя, уж поверьте…
галифе без мундира … потеки вина и следы после клизм…
с устаревшей идеей  - заголовки газет рвет на розжиг…

Молчание  прерывает сам Мэтр:

   - Люди, насколько не правы, - почти одними губами говорит таинственный гость, - думая, что когда они стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить. А вам спасибо, дорогая, что помните, что чувствуете. ... Женщины гораздо больше внимания обращают на подтекст, чем на сам вопрос.  Улыбайся, дорогая, не доставляй беде удовольствия.

Всем  стало казаться, что ещё миг и это состояние живого общения исчезнет.
Елена, как резкий выдох, отправляет вопрос:

   - Если бы вы не стали писателем, то кем бы были?

   - Я хотел бы быть тапером в баре. Так я помогал бы влюбленным еще сильней любить друг друга.

Лампочка под моим колпаком так ярко засветила... и растворила  такое прекрасное видение...

   - Сеанс окончен, дорогие мои, - первым поднялся старший,-  предлагаю по бокалу Мартини за долгую и добрую память  о Человеке,  Писателе, Идеологе магического реализма.

   - Вот и у нас получилось, - подала свой голос хозяйка, -  «начало совмещённое с концом».

   - Я поняла, что предчувствовала его уход… так глубоко был внутри, - вновь трепетно и взволнованно прозвучал голос поэтессы.

....как больно вспоминается  любовь, увидевшая крылья черной птицы…
спасительный мелькает самолет –  мы прячем флаги,  но потом бежим,
по берегу, в ракушечной трухе…  прилив и шторм  выбрасывал  крупицы,
огромную – ты выловил на дне и положил у солнечной – межи…
«спасибо, милый…» -  кварцевый песок в ее нежнейшей розовости – сыпью…
разбег океанической волны в спиральных недрах запечатал шум.
стремительно взлетает самолет … лагуну - снизу покрывая  зыбью
«вы не могли бы покружить еще…» - у летчика  заплаканно прошу……
 
а в Индонезии сейчас жара -
в песке печется сдохшая в лагуне рыба
он плавится … непроизвольно стал стеклом
и по нему нельзя ходить …
трещит и ноги режет …
 
та хижина – стоит… на крыше – в дождь дыра
становится  проблемой , но сейчас
шуршит  о том, что время истекло
через нее Луна проглядывает иногда,
а солнце – реже…
 
в ней поселились броненосцы … не боясь…
их беспокоят только муравьи
тень  пальм – спасение всему живому
и потерявшей  звезд ориентир - пичуге каждой…
 
а в нашей хижине, где брошенный матрас
-остался символом – религии -  любви…-
Безудержному проявлению  страсти…
Для них – не важно…
 
когда еще не ночь … но вечер изможден
уходит, волоча пустые сети… жара – в бекаре…
и легкий бриз  с поверхности воды –
приносит влагу…
 
вид  хижины – художник прирожденный
использует  для иллюстраций  Гарриет…
добавив девушку, несущую плоды,
чтоб сделать брагу…
 
и все наполнится медовой тишиной
тягучим ожиданием – черной ночи…
беззвездной..-  завтра будет дождь
хоть путь не ближний…
 
он  будет в Лондоне по крышам бить - пшеном...
в Париже  –  разгонять ночных рабочих
в Москве  –  заверит, что сегодня не придешь...
причиной объявив – матрас забытый …
в  балийской хижине…

Все слушали поэтессу, проникая в слова и смыслы  невосполнимой потери...

   - Давайте сдвинем бокалы,  и завершим нашу встречу–память золотыми словами Маэстро, -  несколько патетически старший произнёс, -  СПАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ ОДИНОЧЕСТВА МОЖЕТ ТОЛЬКО СОЛИДАРНОСТЬ.

Это всё, свидетелем чего я был...

-----
Несколько слов от автора.

ГАБРИЭЛЬ ГАРСИО МАРКЕС СКОНЧАЛСЯ 17 апреля 2014 года.

У каждого своя память об этом удивительном писателе.
Сегодня он актуален, как никогда ранее.
Его предостерегающие мотивы крушения человеческих надежд не оставляют тягостного чувства безнадёжности. 
Маркес верил, что отодвинуться от пропасти человеку может помочь только  любовь к ближнему, привязанность к своей земле, честность и душевная сила... 
Его романы напоминает нам о том, что худшее, что может случиться с человеком – это забвение прошлого, смирение со злом...

В рассказе мистика... как приём иносказания...
А мысли писателя, стихи и  слова  Елены Талленики - оригиналы.
----