Захоронение, забытое в пустынных песках

Слава Орлов
Благодаря Французскому египтологу Алену Зиви, богиня Хатхор, изображенная в виде головы коровы, вновь «объявилась» в песках египетской Сахары.  30 марта 2001 года  исследователь объявил л в академии наскальной словесности в Париже сенсационное  открытие, сделанное им в Египте.  Наскальные подземные барельефы и древние наскальные письмена представляют собой  особый интерес для современных ученых, разгадывающих тайны древних цивилизаций.  Находки приоткрыли одну из них, до недавнего времени спрятанную в глубине захоронения высочайшего египетского правителя Рамзеса II. О своей сенсационной находке Ален Зиви рассказывает так:
« Она прекрасна, одновременно дикая и нежная…».
- Вот она, Хатхор, перед вами! Наконец-то мы ее нашли! Удивительно, но она сохранилась лучше, чем мы думали. Она прекрасна, одновременно дикая и нежная, могущественная и нелюдимая...Да разве можно выразить словами наше впечатление  от этого «изваяния» с глазами, словно полными меланхолии, и еще чего-то неуловимого. Рога изогнуты в виде лиры, между ними солнечный диск. Все это придает богине величественность. Создается невольное впечатление, что она больше, чем на самом деле».
Коровья голова    Хатхор величаво «опирается» на ее грудь. Под головой  - скульптура фараона с обнаженным торсом и с традиционным  для царствующих особ  Египта головным убором. Его негнущаяся поза лишний раз подчеркивает могущество и достоинство. Однако, тем не менее, он кажется второстепенной фигурой по отношению к коровьей голове. Только боги были выше фараонов в Египте!
    Голова была просто божественна! Такой и должна быть прекрасная Хатхор из этого некрополя, высеченная в скале. Придет день, когда она во всей своей красе украсит это   захоронение влиятельного египтянина  Нечеруймеса в Сахаре, где была обнаружена. Что же касается  скульптуры самого фараона, которого она охраняет уже несколько тысячелетий  и который «перекликается»  с ее могуществом, то, возможно, она изображает самого Рамзаса II, так как найденное захоронение принадлежит этому одному из величайших правителей Египта, которому доверяли и верили египтяне беспредельно. 
5 декабря 2000 года после многих дней и месяцев деликатной и рискованной работы   удалось извлечь скульптуру  из известняка, прочного как бетон, из небольшого зала погребения, где она была замурована  около двух с половиной тысяч лет назад по непонятной  причине.
  Все эти работы в забытом Богом уголке Сахары удалось осуществить благодаря умению французских археологов  не обращать внимания  на опасность быть засыпанными, на жару и пыль, на кропотливый и деликатный труд,  выполняемый   тяжелыми инструментами. Французская археологическая миссия  имела тесные связи с Высшим светом античности Египта, который оказывал не только профессиональную, но и материальную помощь.
При раскопках  проявлялась особая осторожность и осмотрительность. А риск был действительно велик, так как требовалось отделить блоки обмуровки, при этом ничего не повредив. «Припаянные» блоки снимались вручную на специально возведенные леса. С археологами бок о бок трудились и топографы, и радиологи в небольшом открытом пространстве, которое, скорее всего, было своеобразным залом для прощания с покойным. Здесь же было найдено множество мумий кошек, что указывало на ритуальное предназначение зала. Большая часть этого помещения построена из  известковых блоков белого цвета, покрытых   цветными прекрасно сохранившимися рельефами.
ЭЙФОРИЯ ОТКРЫТИЯ
- Египетский искусствовед Рамадан Хашем постоянно находился рядом с французскими археологами. Хотя их нервы были «натянуты» до предела, они как могли, старались сохранить спокойствие, предчувствуя, что находятся на пороге научного открытия, веря, что все пройдет нормально.
После длительных подготовительных работ, когда радиологи подтвердили то, что  в замуровке «что-то» есть, наконец, стали снимать блоки. И вдруг уже после первого «отодвинутого камня» промелькнула часть изображения коровы. Все присутствующие застыли в изумлении, хотя и мысленно были готовы к этому. Затем раздался гром аплодисментов - спонтанный и естественный жест расслабления после напряжения. Это такая радость увидеть статую, которой, как позже выяснилось, 3400 лет.
Последний раз   археологическим шедевром люди любовались  в последние века до нашей эры, после того как он был выполнен. После последующего замурования  в скале    шедевр уже больше никто не видел, а затем никто даже и не подозревал об их существовании. Французский археолог Ален Зиви часто бывал здесь, как и его египетские коллеги, пытаясь догадаться: что же там  в скале и есть ли что-то еще не открытое в Египте?
Конечно, раскопки требуют не только терпения и времени, но и удачи. Продолжаться же они могут месяцы и годы  с перерывами. А то, что удалось сделать великое открытие , то в силу удачи. Хотя надо признаться, это можно было сделать и намного раньше.
КАК ЭТО БЫЛО…
Все началось в 1991 году, когда стали делать «зондаж» в египетских песках недалеко от места нынешней находки. В то время, как позднее выяснилось, археологическая экспедиция находилась  почти рядом с этой чарующей статуей. Но тогда  у археологов были другие цели и задачи. Кроме того, обследуя этот район, археологи опасались быть засыпанными. Но, несмотря на все опасения, продолжали работу.
Один год сменялся другим. Удачи иногда не покидали их.  Можно сказать, что даже везло. Особенно, когда наступила осень 1996 года. В тот год археологи особенно плодотворно потрудились. Открывали в основном захоронения. К примеру, захоронение Майи, гранд-дамы царского двора Ахенотона, о существовании  которого никто даже и не подозревал. А ведь это была могила кормилицы Тутанхамона! То захоронение было очень глубоким, и отыскали его с помощью специальной аппаратуры. После раскопки археологи увидели прекрасный декор этой могилы-склепа. Тогда об этой находке все только и говорили…
В этот год археологическая экспедиция обнаружила еще одно захоронение, как потом выяснилось, высокопоставленного египтянина Нечеруймеса, рядом с которым и была найдена статуя. Уже не вызывает никакого сомнения, что Нечеруймес сначала был военным, затем послом, потом ему доверили охранять фараонские сокровища, и он числился в должности, как бы сказали сейчас, директора золотых кладовых и главного интенданта. До данного открытия об этом человеке ничего не было известно, несмотря на то, что он занимал столь важный и ответственный пост.
Его гробница действительно исключительная! О важности захороненной персоны говорит тип гробницы, выполненной из известковых блоков, по законам наскальной моды, то есть с рисунками. В 1995 году археологи лишь чуть прикоснулись к тайне этой гробницы, затем ее законсервировали, проделав значительный объем укрепительных работ.
Только лишь в 2000 году французская экспедиция приступила к тщательным раскопкам этого захоронения, вместе с египетскими специалистами. Точное количество помещений гробницы было не известно. Подспудно археологи догадывались, что, как и в других соседних захоронениях, здесь тоже могут быть наскальные изображения.
И вот прекрасным майским днем 2000 года были подняты первые блоки поздней кладки, закрывавшие вход в гробницу, а позже и к тому месту, где было позднее обнаружено в декабре 2000 года наскальное изображение головы коровы - богини Хатхор.
Теперь оставалось узнать о том, нет ли рядом других «подземных апартаментов». Для этого нужно было продолжать раскопки, понять предназначение найденных предметов, «расшифровать» рисунки, чтобы лучше узнать  и самого Нечеруймеса, в через него и эпоху правления Рамзеса II. Короче говоря, историю. Это и было главным мотивом продолжения поисков…
2000 год.
Галина ОСТЯКОВА,
Слава ОРЛОВ.