12-й километр

Андрейс Аболс
Здесь холодно и неуютно. Погода в день нашего приезда стояла как по заказу – сырой холодный воздух, ледяной пронизывающий ветер и низко нависшие тяжёлые тучи, по-настоящему напоминающие могильные плиты. Весна в этом году не торопится…

Конечно, это место и не предназначено для развлечения. Здесь на каждом метре под нашими ногами – человеческие останки. И кажущиеся бесконечными ряды металлических имён – дойдя до края одного надгробного камня, непременно увидишь другие, расходящиеся в разных направлениях и также покрытых именами… Их тысячи и тысячи…

Все ли погребённые в этой одной общей могиле, вызывающей в мыслях ассоциацию с дантевским адом, перечислены здесь? Маловероятно. Нам рассказывали, что лишь из одного пробного шурфа площадью метр на метр были подняты останки тридцати одного человека. А площадь захоронения только по официальным документам составляет 16 585 +/-(!) 45 м2. Простое арифметическое действие способно повергнуть в ступор. Так что, конечно, место это никак не назовёшь пригодным для приятного времяпровождения…

Зачем же приходить сюда?

Действительно, очень часто (даже чрезмерно часто !) раздаются голоса – достаточно, не нужно ворошить прошлое ! Да, была трагическая страница в истории страны, но уже пора забывать… Наша великая страна стремительно развивается, возвращая себе утраченные после распада СССР ведущие позиции в мире, зачем вспоминать о досадных ошибках?

Но длинные ряды надгробий как-то не располагают к бравурным лозунгам. И неизбежно возникает вопрос – было ли это всё случайностью? Десять, двадцать, даже сто невинно расстрелянных ещё можно попытаться объяснить несовершенством законодательства или злоупотреблениями недобросовестных уполномоченных лиц…

 Но тысячи… десятки  тысяч… сотни тысяч… Возможно ли?

Имена захороненных здесь установлены по рассекреченным документам из архивов КГБ. Эксгумации останков не проводилось. Поэтому утверждать, что на надгробных камнях перечислены все, кто закончил свой земной путь в этой гигантской общей могиле, вряд ли возможно.

Конечно, среди лежащих здесь наверняка есть и те, кого никак не отнесёшь к невинно пострадавшим. Жуткий молох террора, развязанного против собственного народа, не щадил ни «врагов», ни «друзей». Достаточно вспомнить Ягоду и Ежова, чтобы понять, что от репрессий не был застрахован никто. Но вот попытки вписать в мартиролог жертв репрессий имя Берии выглядит, мягко говоря, несколько экзотично…

И всё же основная масса погребённых здесь – это те, кто пострадал за идеи, «несовместимые с курсом партии», а то и просто за неосторожное высказывание, за различные «уклоны» или «ревизионизм», порой выражавшиеся всего лишь в излишне активной хозяйственной деятельности, не санкционированной вышестоящим начальством… Те, кто побывал в плену и не смог впоследствии доказать, что не сотрудничал с оккупантами… Те, кто не пожелал отказаться от своих религиозных убеждений… И в большом количестве – те, кто стал жертвой зависти соседей или был препятствием для родственников в получении наследства, и был арестован и расстрелян в результате единственного доноса… Да мало ли «грехов» могло быть у граждан огромной страны перед советской властью?!

Цитата из отзыва о посещении мемориального комплекса ученицы одной из гимназий г.Екатеринбурга: «Стыдно признаться, но раньше я даже не слышала о существовании этого места, о чём очень сожалею. Меня поразило количество фамилий на плитах, расположенных на территории этого комплекса, сотни, нет, тысячи имён – все они являются погибшими в то страшное время… Невозможно представить, сколько боли и страданий принесли события того времени, сколько семей пострадали от этой несказанной жестокости… Мы не должны забывать события того кошмарного времени, ведь иначе весь этот ужас может повториться, а этого нельзя допустить! Я считаю, что на этом месте должен побывать каждый, все мы должны знать, что происходило.»

И хотя это место и в самом деле не вызывает положительных эмоций, что в современной России, где уже не один десяток лет усиленно формируется культ наслаждений и самолюбования, практически равнозначно табу, а последнее время ещё и нарастает волна псевдопатриотизма, больше напоминающего великодержавный шовинизм, этот мемориал посещать совершенно необходимо. Причём всем – независимо от возраста, рода занятий и политических взглядов. Потому что ощущения, испытанные здесь, сегодня едва ли не единственное профилактическое средство от повторения той невероятной трагедии. Особенно в свете вновь возрождающихся настроений «выявить врагов народа», «вредителей», «покарать предателей Родины» и возродить «великий могучий Советский Союз» любыми средствами.

И вот тут приходится говорить о несколько иных впечатлениях, также не способствующих оптимизму, хотя на первый взгляд и не связанных с главной ипостасью этого места.

Во-первых, посещение этого комплекса само по себе уже является проблемой. Здесь нет остановки общественного транспорта. Нет даже пешеходной дорожки, по которой можно было бы пройти несколько километров (!) от брызжущего экстазом потребления гигантского роскошного торгового центра «Мега». Экскурсии сюда, конечно, приезжают. Регулярно бывают и иностранные делегации, но для рядовых граждан Екатеринбурга и области посещение могилы родных и близких возможно лишь на частном автотранспорте. То есть те, кто не имеет личной машины, зависят в этом от доброй воли друзей, соседей или услуг такси, или от организованных администрацией выездов один раз в год, что очевидно серьёзно затрудняет подобный визит. При учёте того, что родные захороненных преимущественно сами уже пребывают в пенсионном возрасте, проблема для них выглядит зачастую просто неразрешимой.

Во-вторых, состояние самого комплекса вызывает по меньшей мере недоумение. Главным видимым объектом мемориала является неизвестной конфигурации крест, хотя захоронены здесь не только представители самых разных вероисповеданий (что, впрочем, конечно, отчасти отражено в памятном знаке в глубине комплекса), но и большое количество атеистов, тех самых, что искренне верили в мудрость и справедливость советской власти и коммунистической идеологии…

Так что уместнее здесь было бы установить художественный монумент, разработанный и созданный специально для этого места. Помнится, нечто подобное создал в своё время выдающийся скульптор Эрнст Неизвестный, но памятник его работы кому-то пришёлся не по вкусу…

Удивляет также здание совершенно нелепой архитектуры, построенное на месте этого массового погребения. Судя по всему, оно задумывалось как музей, но мало того, что по форме совершенно не соответствует подобному назначению, но ещё и находится в аварийном состоянии. Причина в том, что построено оно на месте свалки (видимо, по мнению некоторых чиновников, вполне подходящего сопровождения огромной братской могилы), да ещё и по некоей непонятной технологии, вследствие которой крыша начала протекать сразу же по окончании строительства. Не нужно быть специалистом в строительстве или архитектуре, чтобы увидеть проявления просадки этого сооружения (которое, помимо всего прочего, даже не оборудовано туалетом, вместо которого рядом расположен добротный кирпичный нужник без дверей…).

Интересна в этом смысле цитата из официального письма одного из административных учреждений Екатеринбурга в ответ на предложение об организации выставки:
«Размещение выставки, посвящённой памяти жертв политических репрессий, и проведение экскурсий в строении, расположенном на территории Мемориального комплекса (Московский тракт, 12 км), в настоящее время невозможно, т. к. данное строение не обладает статусом музейного комплекса. В здании пока отсутствует инженерная инфраструктура, необходимая для проведения подобных мероприятий.»
 
Становится вообще непонятным назначение возведённого сооружения. С учётом того, что никакая «инженерная инфраструктура» там никогда и не будет создана, поскольку совершенно очевидно, что любая попытка вмешательства в существующую основу вызовет обрушение всего строения.

Размещённые на надгробных камнях фамилии расположены без обязательного для таких объектов соблюдения алфавитного порядка…

Дорожки постоянно размываются талыми водами… Впрочем, это уже воспринимается некоей малозначительной мелочью…

Подытожить увиденное можно следующим образом. Некие чиновники успешно отчитались об освоении миллионов рублей, предназначенных для увековечивания памяти жертв политических репрессий. Чьи-то родственники или друзья получили очень выгодные контракты на изготовление мемориальной атрибутики и воздвижение различных сооружений. До того, как именно потрачены средства, никому, как водится, дела нет. Кроме того, и сейчас существуют действующие государственные программы, направленные на решение тех же задач, а следовательно – это новые и новые миллионы бюджетных средств, которые можно «освоить», вновь обеспечив выгодными контрактами дружественные фирмы. И сдать вышестоящим инстанциям бодрые отчёты о проделанной работе.

И лишь немногим нашим согражданам будет стыдно за состояние нашей памяти, представляемой родственникам погибших, иногородним и иностранным делегациям.

В России принято гордиться победой в Великой отечественной войне. Это, конечно, заслуженная гордость. Вот только о цене этой победы говорить как-то не очень принято, да и, судя по состоянию многих памятников, память о её жертвах сохраняется больше на бумаге и в официальных речах, чем в повседневной практике.

Но память о жертвах террора в действительности не менее (а может быть – даже более !) важна, поскольку жертвы войны пали от рук агрессора, а лежащие здесь, на 12-м километре Московского тракта, так же, как и сотни тысяч других по всей огромной стране, были уничтожены своими соотечественниками. И, как ни прискорбно это отмечать, на данный момент нет никаких гарантий, что подобное исключено в будущем. Слишком много, как выясняется сегодня, наших современников искренне верят, что в России по-прежнему полным-полно «предателей Родины», которых в интересах этой самой «Родины» необходимо физически уничтожить. И они снова готовы не то, что друзей, от которых в жизни видели только добро, но даже ближайших родственников принести в жертву неким мифическим «святыням». Поэтому крайне важно, чтобы мемориалы, подобные этому, сохранялись на должном уровне содержания и посещались как можно чаще и как можно большим количеством наших соотечественников.

А для этого необходим постоянный контроль за состоянием комплекса со стороны организаций не формально, а по зову души заинтересованных в сохранении памяти, а также способных вести исследовательскую, экскурсионную и информационную работу по теме репрессий.

Именно благодаря таким мемориалам немцы сумели преодолеть последствия тоталитаризма в своей стране. России ещё по-прежнему только предстоит проделать этот путь.