Патриотическая абстиненция

Людмила Салагаева
       

Последний раз я прошлась в колонне демонстрантов по принуждению в школе.
Не помню в каком классе.  Несла я ветку тополя с распустившимися
клейкими листочками, украшенную бумажными яблоневыми цветами. Накануне
майских праздников мы целую неделю изготавливали бело - розовые соцветия.

В День Победы отец приходил с демонстрации уже навеселе и до самого вечера,
пряча от себя бутылку водки, затем старательно отыскивал ее и отмеривал
очередной граненый стаканчик. Вечером пел фронтовые песни и плакал.

Тягостное зрелище натужного патриотизма и выкрикивание лозунгов, пьяный
отец - навсегда отвратили меня от коллективных мероприятий. Демонстрировать
я могла лишь несогласие с существующим порядком вещей.  Но это удел
сумасшедших в нашей стране.  Патриотизм не стал моей святыней.  Поток жизни огромен, и чтобы выжить, надо было выбирать. Пришлось пожертвовать патриотизмом.  Это не просто в политизированной стране.

Прошло много лет. На задворках России время бежит с опережением на дорогие
семь часов.
Утром по обыкновению выглянула в окно и увидела непривычную картину.
Разноцветные флаги, трансляция песен военной поры - это понятно - День Победы сегодня.

Но откуда столько людей на нашей пустынной улице. Человеческий ручей двигался по направлению к площади Победы, что неподалеку, не прерываясь. Любопытство вымело меня из дома. Тем более, что солнце заливало все манящим теплым светом.

Город - не узнать. Похоже какая-то неведомая сила выманила всех жителей.
Никогда не видела, чтобы город был буквально заполнен народом. Даже младенцев упаковали в коляски и с цветами и ленточками везли в первый раз в жизни на коллективное мероприятие. Площадь не вмещала и половины пришедших. Другая половина расположилась на широкой аллее и близлежащих улицах. Цветы нес каждый. У кого с участка - заранее приготовленные, у кого купленные в многочисленных палатках по дороге.

Очень трогательно, когда у людей в руках цветы!!!  Энергия живого красного цвета, как личное послание тем, кто уже давно по другую сторону бытия, кто своей жизнью
заплатил за Победу.

Впереди еле - еле, с остановками, ковылял на слабых ногах дедок, опираясь на палку. Подъехавшие на патрульной машине предложили подвезти. Знаете, что он ответил? «Раз дожил до новой Победы - на своих ногах дойду. Так я решил!» Вот какой дед. И всего одну награду на рубашку приколол. Наверно самую для него важную. Орден Красной Звезды.

Над запруженной площадью негромко звучит "В лесу прифронтовом". Колышется над головами море красных цветов... Нет привычных бутылок с пивом.  Все тихо и достойно.

Негромкие разговоры, дети не озорничают, не кричат. Доброта кажется разлита в
самом воздухе, над огромным цветником черных, белых и рыжих голов. Переживание достигает сердца.  В нем просыпается давно забытое чувство причастности к этим людям на площади, к грандиозному событию, благодаря которому мы здесь собрались.

Неужели беда на Украине оказала такое воздействие на моих соотечественников?    Отозвалась болью, проснувшейся памятью, желанием объединиться. До слез жаль,
что не дожил до этого дня мой отец, потерявший здоровье в концентрационных
лагерях фашистской Германии.  Но никогда не поминавший недобрым словом своих мучителей.  "Это ж война была, диты, - говорил он нам. Большая беда!"

Вы правы, Евгений Садков, отозвавшись на мою публикацию "Пока ...другу" словами: "Патриотическая абстиненция круче наркотической." 
Патриотизм - сильное чувство.

Ты можешь его надолго лишиться и не вспоминать. Но эмоции множества людей, объединенные глубокой благодарной памятью о предках, в один момент сметут все преграды и восстановят духовную связь с народом.  И никуда не деться - ты вернулся в родное лоно!