Вдовы

Нина Бочкарева
Постепенно привыкаю к своему новому статусу вдовы. Как-то жила и не думала, каково это быть вдовой. Потому что 46 лет прожила с мужем. Плохо ли хорошо ли, но мы были вместе в радости и в горе одним целым – семейной парой. Не знаю, как у других, но мы чувствовали настроение, желание, состояние здоровья друг друга. Понимали с полуслова все, о чем кто-то из нас хотел сказать. Знали каждую родинку, каждую отметинку на теле. Вместе старились, отмечая новые морщинки, новые прядки седых волос, новые болячки. И любили друг друга уже не таких сильных и красивых. Целовали морщинки и гладили по седым волосам. Он все также любил мое располневшее тело и любовался моей прихрамывающей походкой. А я всегда отмечала, что он самый красивый среди его друзей-стариков. Так хотелось подойти и обнять его, поцеловать все те же мягкие, теплые губы. У него всегда были необыкновенные губы: нежные, ласковые.
И вот я осталась одна. Первое время было ощущение потери. Как будто оторвался кусок тела, и образовалась кровоточащая рана. Все, что было в это время на душе, я вылила в стихи. Собралась целая серия стихов о расставании с любимым человеком.


Надо жить

Как будто жизнь остановилась,
И потеряла всякий смысл,
В душе печаль вдруг поселилась,
И заблудилась где-то мысль.
Все стало серым в этом мире,
И птицы песен не поют,
Исчезла жизнь в моей квартире,
Ушел в небытие уют.
Но надо жить, молиться Богу,
Не забывая о родных,
Вернутся краски понемногу,
И станут солнечными дни.


Одиноко

Я осталась одна в целом мире,
Рядом жизни другие за стенкой,
Одиноко мне в нашей квартире,
Привыкаю так жить постепенно.
Для себя вот сварила я кашу,
И одна я смотрю телешоу,
Лишь недавно все было тут нашим,
Мне осталось пространство большое.
Я вхожу на твою половину,
Снова вижу тебя там, любимый…
Показалось мне, как на картине…
Промелькнуло видение мимо.
Ты вернулся сказать мне, что любишь,
Я тебе всех дороже на свете,
Что меня никогда не забудешь...
Это шторку качал ночью ветер.

Вот эти и другие стихи я решила почитать в Клубе общения пенсионеров. Женщины молча слушали, кто-то вытирал набежавшие слезы, кто-то вздыхал, кто-то просто смотрел на меня с сочувствием и жалостью. Когда я закончила читать они одна за другой стали говорить, сколько лет уже вдовы. Кто 2, кто 5, кто 15, а то и 20 лет уже живут в одиночестве. Поэтому и ходят в этот клуб, чтобы немного отдохнуть душой, пообщаться и даже повеселиться. Потом они запели русские народные песни. Нина Евстафьева пела песни, написанные ей самой о женской доле, о родине, о любви. А потом наша руководительница Нина Алексеевна включила музыку. Сначала мы сделали упражнения для оздоровления, а потом женщины стали танцевать. У них уже раны затянуло. Сказали, что и я потихоньку привыкну.

Ну, здравствуй, миленький ты мой!
Я видела тебя во сне.
Ты был там только не со мной,
Гулял с другою по весне.
Поправился, красив, румян,
Ты улыбался той другой,
Спокоен, весел и чуть пьян.
К тебе пришла я, дорогой.
Но ты не рад, меня прогнал,
Сказал: «Уйди, мне хорошо».
И кто-то мне подал сигнал,
Что рано мне туда еще.
Еще сказал ты, что со мной
Ты был несчастным и больным.
И что теперь ты не родной,
Со мной мучения одни.
Я ревновала к той другой,
И не хотела уходить.
Но ты ушел, мой дорогой,
А я осталась дальше жить.

А вчера я ходила в библиотеку на «литературный четверг», где мы собираемся один раз в месяц поделиться своими новыми стихами, послушать о творчестве известных поэтов и писателей и их произведения. За чаепитием разговоры «за жизнь». И снова почти, что все вдовы.
Наполнившись красотой и духовностью, умиротворенная я пошла тихонько домой. Было легко и приятно на душе. Я шла по  весеннему скверу и улыбалась пробуждению природы и торжеству жизни.

Для себя

Не привыкла жить я для себя,
Для себя варить обед и ужин,
Постоянно лишь себя любя,
Думая, что мне никто не нужен.

Для себя порядок навожу,
Создаю уют в своей квартире,
В интернете для себя сижу,
Чтоб узнать хотя бы, что там в мире.

Жили вместе дружною семьей,
Строили на будущее планы…
Как то надо жить теперь одной.
Для себя проснулась утром рано.

Во дворе меня встретили женщины – соседки, которые вышли подышать свежим воздухом. Остановилась с ними. Поговорили о внуках, у кого-то уже и правнуки появились, о здоровье и лекарствах, вспомнили политику. И пожелав друг другу мира и здоровья, разошлись по домам. Это тоже были вдовы.


Я счастливая

Была счастливою я женщиной:
Любимой и  всегда обласканной,
В любви безумной – не безгрешною.
Вся жизнь прошла сплошною сказкою.
Как много значат ласки нежные:
И поцелуи, и объятия.
Без них погибну я, как женщина,
В  такой любви лишь вижу счастье я.
Ему платила я сердечностью,
Жизнь красила цветными красками.
Любовь моя там, в бесконечности
Продолжилась другою сказкою.


Бессаме мучо

Пел саксофон «Бессаме мучо»,
Мы танцевали на поляне,
Ты был партнером самым лучшим,
И исполнял мои желанья.
Я вспоминаю твое тело,
Твои накачанные плечи,
Я целовать тебя хотела,
Мы танцевали целый вечер.
Тобой как прежде любовалась,
Ты был всегда таким красивым…
Лишь фотокарточка осталась…
В граните ты такой же сильный.
***