9 мая глазами иностранца

Яольга
Я работала в одной из московских школ учителем, а по совместительству руководила экспериментальной площадкой. Одной из моих обязанностей была организация разного рода мероприятий.
9-е мая в школе особенный день. Всех классных руководителей начинают напрягать и озадачивать задолго до праздника. Уже прошел районный смотр художественной самодеятельности инсценированных песен о войне. Уже отвели классные часы «Уроки мужества» и т. д.
Последним звеном должна была стать встреча и чествование ветеранов. Решено было открыть особо красивые комнаты на первом этаже, там накрыть стол с закуской и выпивкой. Старые люди не должны высоко подниматься без лифта. Проделать путь до актового зала третьего этажа для многих из них уже было не возможно.
Накануне мне позвонила моя хорошая знакомая: «Приезжает в  Москву секретарь Непальской эсперанто ассоциации. Вообще, его должен был Сергей опекать, а он куда – то уехал, прям, как специально! И опять на меня все свалил! Теперь мне придется думать, куда непальца девать»! – возмущается Света. «Да ладно тебе, - успокаиваю я подругу – давай его к нам в школу, уже «до кучи». Все равно народу полно». На том и порешили.
На утреннем совещании меня поддержал учитель литературы, моя опора и поддержка в коллективе. Бывший артист театра говорил он убедительно, горячо и с большим пафосом: «Знаете ли вы, что Непал развивает духовные традиции сейчас»? – наступает он на наших теток. Его долго никто не слушает, историчка машет рукой: «Хрен с тобой, давай Непальца»!
Пока я бегала к метро встречать «делегацию», в актовый зал уже собрали детей, а тут и мы подошли. Непалец был молодой, лет 25 – 27, среднего роста, немного похожий на индуса, звали парня Барак Кумар Химир. Ни микрофона, ни телевизора в зале не было, техники вообще не было. Он рассказал о своей стране, как мог, потом начались обычные вопросы: «А что вам больше всего понравилось?» «Метро у вас очень быстрое, и… девушки красивые». Последнее замечание с полного одобрения зала. А я тогда подумала: « Парень - то не женат».
Потом мы идем в музей Боевой славы школы, там нас уже поджидает актив "10 а" и заготовленные рассказы. Такие все наглаженные мальчики, причесанные, с указкой, так уверенно говорят. Боже мой! Учителя сами себе устраивают такой праздник, чтобы хоть одним глазком посмотреть на редкое чудо – хорошие дети. Девочки молоденькие в темных коротких юбочках и беленьких блузках. Во время заученных рассказов о боевых действиях успевают построить глазки иностранцу и очаровательно улыбаются. Светлана стоит рядом и бубнит ему на ухо перевод. Барак интересуется очень живо, расспрашивает, разглядывает и много фотографирует. Видит все это в первый раз в жизни, столько впечатлений. Ксюша и Лера встают по бокам и просят их сфотографировать, непалец улыбается, снимок для истории музея готов.
Далее всей компанией направляемся на первый этаж, ближе к ветеранам и накрытому столу. Барак очень удивлен, но виду не показывает. Пожилые люди, с орденами на обоих бортах кителя, с тросточками, понемногу подходят и усаживаются за стол. Я всегда думала, что такая картина греет только русское сердце. Светлана не перестает говорить ему что – то в самое ухо. Он хорошо понял, что эти люди воевали. О них или таких, как они ему только что рассказали ребята из музея.
Все расселись и концерт начался. Я сижу рядом и наблюдаю за непальцем. Он внимательно слушает, как девчонки старательно поют под аккомпанемент пианино. Учительница музыки молодец, все отрепетировано и довольно слаженно:
- Какой бы мы красивой были парой
- Мой милый, если б не было войны…

Светлана начинает вытирать глаза: «Ты чего, Света, не плачь», - говорю я, а у самой начинает щипать в носу, мне так ее жалко. Вообще не переношу женских слез. Кроме нас никто не плачет. Ветераны спокойны, даже бабушки с медалями на кофте и те просто сидят, к поздравлениям уже привыкли.
После песни уводят ребят, и председатель совета ветеранов предлагает тост «за Победу». Все пьют водку и непалец тоже. Он сидит, как сидел, выпил рюмку водки так, как пьет воду. Не поморщился, не выдохнул, просто выпил и все. Концерт продолжается, заходит мальчик с аккордеоном и играет «Амурские волны», потом снова тост. Иностранец наш с удовольствием выпивает водку, внимательно слушая выступления. Я хочу ему объяснить, что у нас так не принято, но мой словарный запас на международном языке не велик. Я не знаю, как сказать «закусывать». Наконец, после третьей рюмки я не выдерживаю: «Барак, нужно кушать!» «Я не хочу кушать, я сыт», - отвечает он. Тьфу ты, нерусь!
Концерт окончен. Барак фотографирует ветеранов, разглядывает их медали с огромным уважением.
Самый активный и самый веселый председатель совета ветеранов расспрашивает иностранца через переводчицу о его жизни и о впечатлениях. А сам на следующий день напишет жалобу на нашу директрису аж на восьми страницах.
Барак отвечает искренне, охотно, видно, что он польщен вниманием.
После мероприятия мы втроем едем к Светлане домой. Там уже собралась компания. Барак говорит: «Будет что рассказать дома. Я даже предположить не мог, что мне доведется увидеть старых людей с орденами. Ребята так много знают о войне, а вот я впервые слышу». А я рада уже тем, что ему понравилась школа, такое бывает, наверное, только в праздник.
Смотрит, как Света делает салат и удивляется:
 - «Почему ты мало капусты кладешь?»
- «Не нужно больше! И вообще у нас в это время капуста дорогая» 
- «Почему? Неужели у вас негде капусту выращивать? Вы войну выиграли, у вас самая большая страна, посмотри, сколько места,- Барак поворачивается к карте, которая висит на стене и показывает на азиатскую часть до Дальнего Востока, - Почему в Сибири капусту не выращивают?»
Вся компания так и покатилась со смеху. А я и Геннадий, он из Томска, хохочем громче всех:
-«И то правда, поеду – ка я домой, в Сибирь капусту выращивать. Что мне здесь в вашей Москве делать?»