Сарган

Сергей Одзелашвили
               




Сарган.



Художественная  школа  выходила  окнами  на  море.  Чуть  ле­вее  пирс  для  пассажирских  судов,  а  правее  грузовые  и   нефтяные  терминалы.  Вдоль  набережной,  на  противоположной  сто­роне  дороги росли  пальмы -  трахикарпус  Форчуна,  у  них  характер­ные  веерные  листья,  с  длинными,  тонкими  стволами. 


Спелые  плоды  костянки  покрывала  тоненькая  прослойка  сладкой  мякоти  тёмно-чернильного  цвета.  Плоды  опадая,  особенно  в  Приморском  парке,  давали  обильный  самосев.  А  на  на­шей  стороне  вдоль  дороги  росли  ещё  пока  молодые  деревья  Маг­нолии.


Большие  бело-кремовые  цветы  дурманящие — благоухали.  А  рядом  пассажирский  пирс  с  кучей  рыбаков,  ловящих  подошедшую  мерлузу,  а  когда  кому-то  попадался  сарган - это  было  предметом  за­висти  и  переполоха. 


Было  смешно  наблюдать  как  все  рядом  находящиеся  рыба­ки  пересаживались  поближе  к  герою  рыбаку,  выловившего  серебри­сто-голубого  саргана.  А  тот  важно  сидел,  делая  вид,  что  для  него  это  привычное  дело.  И  вот  от  всей  этой  красоты  и  значимости,  я  должен  был  сидеть  в  классе  художественной  школы,  рисуя  набор  из  шаров,  пирамид  и  кубов.


Нет-нет,  это  не  для  меня.  У  меня  разболелся  зуб,  я  засто­нал  хватаясь  за  щеку.  Наш  преподаватель  уважаемый  Леван  Кавта­радзе  увидев,  подошёл  ко  мне  справляясь  о  моём  самочувствии.
-Уважаемый  Серго,  у  вас  что,  зуб  разболелся?
Я  правдоподобно  замычал.


-Уважаемый  Серго,  немедленно,  вы  слышите,  немедленно  идите  к  стоматологу.  Потеря  зуба  это  большая  трагедия  и  я  не  вы­несу  бремени  ответственности  за  потерю  вашего  зуба.   
Старый  добрый,  добродушный   дядя  Леван,  был  начитан,  зная  в  совершенстве  русскую  классику.  В  разговоре  вклинивая  цита­ты  то  из  Чехова,  то  из  Паустовского,  которого  особенно  боготворил.


У  него  был  один  недостаток,  который  вгонял  его  в  краску,  а  нас  в  дружный  гомерический  смех.  Он  пускал  ветра  и  притом  все­гда  так  звучно,  что  от  этого  выхлопа,  мухи  судорожно  падали  на  пол,   на  спину,  трепеща  своими  ножками.
Кличка — Пердун,  к  нему  приклеилась  намертво. 


Я  судорожно  постанывая,  держась  одной  рукой  за  щеку,  другой  рукой  собирал  свои  эскизы  в  папку. 
В  кармане  у  меня  лежала  копеечная  леска,  длинной  пять  метров  с  поплавком  и  крючком.  И  я  предвкушал  свою  рыбалку. 


Уже  выходя  из  класса,  громкий  выхлоп  уважаемого  Левана  подтверждал  данную  ему  кличку.  Класс  гомерически  хохотал  распа­хивая  настежь  окна,  проветривая  класс.  Любитель  лобио  стыд­ливо  покраснел,  делая  вид,  что  сие  действие,  ну  никак  к  нему  не  относится.


Но  я  уже  был  там  на  пирсе,  весь  в  нетерпении  от  предстоя­щей  рыбалки.
Все  рыбные  места  были  заняты  и  мне  пришлось  пользо­ваться  тупиком  пирса.  Проблема  была  в  том,  что  у  меня  не  было  наживки,  я  не  говорю  о  страшном  дефиците - креветках,  но  даже  мелкой  ставриды  которую  опытные  рыбаки  нарезали  немыслмым  для  меня  богатством -  перочинным  ножом. 


На  мою  просьбу,  дать  хоть  один  нарезанный  кусочек,  слы­шал  неодобрительное  мычание  или  посылали  куда  подальше.  И  о  чудо,  увидел  почти  усохшую  голову  мелкой  ставридки.


Поплевав  на  наживку,  сплюнул  за  левое  плечо  от  сглаза  (так  меня  этому  учил  старый  рыбак - дядя  Боря)  и  забросил  наживку  в  едва  колышущееся  море.  Грузила  у  меня  не  было  и  смотрел,  как  медленно  голова  ставридки,  чуть  сносимая  течением,  плавно  уходила  на  глубину. 


Подплыла  стая  ставридки,  подёргала  голову  и  отплыла.  Мелькнула  стремительная  тень  и  леску  чуть  не  выдернуло  из  руки.  Судорожно  подсекая,  потянул  леску.  Сердце  от  радости  билось,  как  ненормальное. 
Сарган,  огромный  жирный  сарган  сопротивлялся,  но  я  его  вытащил.  Почти  полметра  извивающегося  торпедообразного  тела.  Счастье,  вот  оно  моё  счастье. 


Я  ликовал,  ощущая  себя  ге­роем.  Рядом  загремели  раскладные  стульчики,  опытные  рыбаки  за­кидывали  удочки.
Я  вновь  поплевал  на  наживку,  сплюнул  через  плечо.  Стре­мительная  тень  и  вновь  затрепыхался  сарган  на  моей  дешёвенькой  снасти.  Толпа  рыбаков  наседала,  забрасывая  удочки  рядом  с  моей  рыбьей  головой,  которая  так  прочно  сидела  на  крючке.  Сарган  слов­но  взбесился,  я  вытаскивал  одного  за  другим.


Сидящие  рядом  рыбаки,  смотря  на  меня,  оплевали  весь  пирс.  Но  сарган  клевал  только  на  мою  голову.  Я  выловил  двадцать  три  саргана,  когда  мою  леску  перебил  какой-то  завистник,  якобы  нечаянно  на  неё  наступив. 
Я  не  расстроился,  двадцать  три  крупных  саргана  висели  на  моей  оставшейся  леске  пропущенной  через  их  жабры.


Господи,  как  я  был  счастлив,  целых  двадцать  три  саргана.
И  даже  недоуменный  возглас  уважаемого  дяди  Левана  непонятно  как  здесь  оказавшегося  -  уважаемый  Серго,  у  вас  же  болит  зуб  и  вы  рискуя  своим  здоро­вьем - ловите  рыбу?!  не  испортил  мне  настроение.  В  тот  момент  я  был  на  седьмом  небе  от  распирающего  меня  счастья.  Мне  было  десять  лет.
Я  этот  день  запомнил  на  всю  жизнь.


9  Мая  2014