Записки странствующего гида

Гаар Марина
Погоды нынче стоят великолепные! Череда праздников и вышеописанное мною обстоятельство природной окраски сделали своё дело, и германЬЬский народ, а также его гости из бывшего Союза, забыв о времени, когда, высаживал семена, следил за подросшей рассадой и точил лопаты - отправляется в путешествие по Европе. Желающих много, да и пристрастия разные. Кто-то непременно желает увидеть Италию, и тогда во главе с моим любимым гидом нашей фирмы, "Компас-Комфорт" Галиной, едет в сторону жаркого лета, головокружительной истории Рима, вкуснейших в мире макарон и неподражаемой моды! Другие, по накатанной, или  традиционно - во Францию, где, как говорится если побывал и увидел, то по возвращении, можно и умереть. Париж - это вам не хухры-мухры. Париж - город серьёзный!

Но есть, конечно, и те, кто желает увидеть Швейцарию. Именно благодаря этим, я не остаюсь без работы, и вот уже которую неделю подряд, именно поэтому,  меня не видит собственный муж, и чтобы убедиться в том, что я у него ещё есть, звонит мне по "хендюку",  невзирая на пресловутый Роуминг, с его швейцарской дороговизной. Чуйства - они знаете ли важнее денег! В этом мы с ним солидарны. Муж и жена - одна сатана, как говорится. Но сейчас не об этом.

Ещё во время посадки в автобус, который выдвигается в сторону красавицы-Швейцарии, народ начинает интересоваться тем, когда и во сколько он вернётся назад. В этой связи я всегда испытываю некий дискомфорт, и не совсем  понимаю суть данного обстоятельства. Казалось бы... расслабься и получи удовольствие... Ан нет! Наши люди в любой ситуации остаются неизменны! Они всегда должны быть информированы тем, что забывают тут же, потому что зачастую задают вопрос не ради получения ответа, а просто ради самого вопроса - вот де, обрати на меня внимание! Я тут, еду с тобой! И ты должна не выпускать меня из поля зрения с этого момента до часа Пик, когда мы окончательно и уже навсегда попрощаемся! Зная это, я мило улыбаюсь загружающемуся в наше авто люду, который суетливо укладывает багаж, в специальное отделение, при этом, как правило,  не найдя со своей второй половиной  консенсуса - оставить его в указанном месте или всё таки взять в салон. Вроде в салоне будет тесно, под ногами чемодан станет мешать... Но с другой стороны - там же котлеты, булки, сало, солёные огурцы, варёные яйца, помидоры, и другая снедь, которую тщательно упаковывают ещё дома, на кухне в многочисленные мешки, дозы и разного рода пакетики.
А что? Правильно!!! Швейцария страна дорогущая!!! Ещё,  какая дорогущая!!! Американцы вон провели исследования и поняли, что дороже Цюриха в 2012 году нет города на всей ЗЕМЛЕ!!! О как!!! А вы говорите котлеты! Котлеты они и в Африке, что называется котлеты, когда с чесночком, да в салоне автобуса!

Соседи, правда, у которых скарб поскромнее, и кроме яблочка с минеральной водой ничего с собой нет, делают вид, будто не могут дышать в салоне от этого чесночного духа, и  демонстративно делают эдакое Фииии! А потом спускаются со второго этажа нашего сухоходного лайнера, и просят меня принять меры. А я человек такой: просят принять меры, я считаю, что я просто обязана их принять!

Поднимаюсь наверх, и мне тут же вручают в руку источник этого амбрэ со словами: "Давайте к нам, Мариночка! - (забыла сказать, что на моей груди всегда красуется значок с моим именем, который всем нашим гидам предусмотрительно раздал шеф, дабы нас никто не перепутал. Сначала я забывала о том, что значок красуется на самом видном месте,  и недоумевала, откуда меня все знают? Ощущала себя эдакой звездой всемирного масштаба, но как только ловила взгляды незнакомцев на своей груди, понимала, что никакая я не звезда... Просто... значок!)  Хотя... не так уж и просто.  Вежливо, с улыбкой пробую объяснить сложившуюся ситуацию, деликатно отказавшись от предлагаемых мне котлет, и при этом ловлю себя на мысли, что народ весьма адекватен. Он тут же начинает сворачивать спонтанно открытый "рЭсторан", и гордая тем, что я имею дар убеждения, и в нужной ситуации мою голову посещают правильные мысли и слова - спускаюсь вниз.

Переезд из города Дюссельдорфа, что в Северной-Райн-Вестфалии, до границы со страной, расположенной в самом центре Европы, занимает целую ночь, а если быть точной  -  десять с половиной часов, и измученные этим переездом туристы,  начинают как-то странно коситься в мою сторону, когда мы делаем очередную санитарную остановку, дабы размять ноги, умыться и сделать то, о чём каждый из нас мечтает под покровом ночи.

Но, как только дружной гурьбой все втискиваются в наше авто вновь, и я начинаю лилейным голосом рассказывать о Швейцарии - успокаиваются, понимая -  ВОТ ОНО! НАЧАЛОСЬ!!!

Мы проезжаем прекрасные города, картинка, открывающаяся из окна нашего автобуса до умопомрачения прекрасна! И это не пустые слова. Говорить о Швейцарии можно только в превосходной степени, и я стараюсь изо всех сил, но очередной вопрос туриста, словно ушат воды, свалившийся мне на голову, отрезвляет меня и возвращает из созданной мною  же самой эйфории, в автобус.

Вообще надо сказать, что туристы - народ особый. Это такая яркая смесь интереса ко всему, желания хлестнуть своей эрудицией и возможности присесть на свободные уши. Зная об этом, я готова к любым вопросам, в любой момент экскурсионного маршрута. К тому же уже давно поняла, что на отвеченный только что вопрос, тут же последует очередной, точно такой же, с разницей в перестановке слов и небольшой корректировкой интонации. И когда, к примеру, я пятнадцать минут к ряду рассказываю  о национальной валюте Швейцарии, называя её швейцарским франком, найдётся тот, кто громогласно выкрикнет с места:" А как Вы говорите называются швейцарские деньги?" В этой связи, меня словно парализует, я начинаю тупить... Но на выручку  приходит турист, который никогда не дремлет и всё подмечает, с ироничным выкриком: "ТЭНГЕ!" - народ в автобусе катится со смеху, атмосфера счастья нарисована на каждом лице, и мы восторженные и объединённые общей идеей, следуем дальше.

Моя задача, как можно больше вложить в головы своих туристов за два дня экскурсионного маршрута. Я стараюсь изо всех сил и рассказываю, рассказываю, рассказываю... Приятно то, что нет равнодушных. В этом мне всегда несказанно везёт! То ли темы, выбранные мной, на самом деле интересны, то ли народ подбирается такой деликатный, то ли всё вместе и сразу, но так или иначе слушают меня, раскрыв рот, и видя это, я ещё больше вхожу, что называется в роль.

Мы едем-едем-едем, как поётся в одной известной детской песенке, и я предлагаю своим туристам обратить внимание направо, где из окна нашего автобуса плавно и очень гармонично в окружении Альпийской горной гряды появляется Женевское озеро. ООО! Тема, что называется на ура! И я начинаю излагать... "Итак, дорогие друзья, Женевское озеро! Оно имеет протяжённость 73 километра, в самом широком месте его ширина составляет - 14 километров, а глубина достигает  - трёхсот восьмидесяти метров! Ещё минут 15 я рассказываю о Шильонском замке, который находится на берегу Женевского озера. Многое о рыбе, которую из этого самого Женевского озера вылавливают, предвосхищая этот излюбленный рыбаками вопрос - одним словом всё, что только можно о Женевском озере рассказать. При этом название озера звучит порядка 100 раз! И где-то на 98-м или 99 повторе,  производит эффект набата на моих туристов. А что делать? Я хочу, вложить в их головы, как можно больше. Что в этом плохого?  И вот же блин! Вновь кто-то долго дремавший и пропустивший мимо ушей всё, о чём я говорила на протяжении получаса, просыпается,  и,  видя незнакомую водную акваторию, резонно восклицает: "О! Река! А чё за речка-то, спрашиваю?" .............. Каковы мои действия, хотите  узнать?  - Я впадаю в ступор, нервно закатив глаза вверх, а потом шипя, словно восточная Гюрза, выдаю: "ВОЛ-ГА-ААА! Ё-па.....мать!" - народ катится со смеху, водитель теряет руль управления, и бьётся рядом со мной в истерике! А  я не понимая, что происходит, вдавливаю голову в плечи по самое не хочу, и вопросительно смотрю на своего коллегу-водителя широко распахнутыми глазами. Он,  еле сдерживаясь, брызгает слюной, но выдаёт: "Мик... мик... мик-роф-он включён!" И я,  краснея от стыда, сползаю с кресла на самое дно!

Но надо взять себя в руки. А что собственно произошло? Все живы! Здоровы! К тому же вон, как я их развеселила, и мы едем в сторону водопада, о котором знают немногие. Нет, я не о Рейнском водопаде, я о "ПИС ВАШ", на местном наречии, что в переводе на русский означает - "Писающая корова". Люди в восторге! Щёлкают фотоаппаратами,  и, принимая на фоне этой мощной трёхсот метровой водной громады причудливые позы,  стараются запечатлеть их на видеокамеры. "Ну, как? - спрашиваю туристов - сюрприз удался? Как вам Писающая корова?" "Не знаю, как корова,- подхватывает миловидная блондинка, - но я писаю кипятком!"  И народ вновь валится со смеху!!!

Солнце клонится к закату, и мы едем в отель, чтобы, набравшись за ночь новых сил,  вновь,  с наступлением утра, приступить к знакомству со Швейцарией. Кто-то дремлет, кто-то продолжает во все глаза рассматривать красоты Швейцарии, и всё бы ничего, но тут в руки берёт микрофон наш водитель и во всеуслышание, даже с неожиданностью для меня,  заявляет: "Турист, который только что снял ботинки, немедленно наденьте  их вновь, если не хотите потерять водителя и вовсе остаться без него!" То ли это нервное, то ли и вправду замечание моего коллеги всех рассмешило, но уставший за день народ, словно кто-то вновь вдохнул в него новые силы, хохочет, бьётся в истерике, стирая слёзы с глаз, и не имея возможности остановиться.

Мы делаем остановку перед отелем, и я прошу не забывать ценные вещи в салоне: «Скрипки Амати и Страдивари, слитки золота и бриллиантовые диадемы, уважаемые, дамы и господа, пожалуйста, забирайте с собой! Швейцария в криминальном смысле страна очень спокойная, и, тем не менее, ответственности за Ваши драгоценности мы не несём!»  Люди судорожно начинают исследовать места, на которых сидели,  и собирать свой незатейливый скарб, при  этом,  уже не имея никаких сил смеяться в голос.

Утром, собравшись в автобусе, мы с водителями доброжелательной  улыбкой приветствуем наших туристов. Однако душетрепещащий вопрос, от одного из моих коллег отрезвляет утреннюю эйфорию: «Итак, друзья, вспоминайте, не забыли ли вы свои вещи в номерах?  Портмоне,  банковские карты, вставные челюсти… всё взяли с собой?» - И словно не было этой ночной паузы, туристы катятся со смеху, кто-то падает под сидение, кто-то судорожно начинает кулаком стучать в окно, в салоне воцаряется прежняя радостная атмосфера, с которой мы вновь выезжаем навстречу новому дню.

Мой  рассказ о том, что рождаемость в Швейцарии оставляет желать лучшего… - для  дамы из Украины,  не расстающейся со своими авоськами на протяжении всего маршрута, видимо весьма актуален, и она задается вопросом: "А шо такое? МожЭ у них мужики неГодные?"  Туристы хватаются за животы, и кто-то в мою поддержку задаёт этой украинской красотке вопрос: "А Вы считаете,  Марина и это знать обязана??? Она Шо кажНоГо должна опросить на ЭТОТ, прошу прощения, предмЭт???" Радости нет предела! Народ ликует, мы весело идём по набережной Люцерна, где я начинаю свой  рассказ о Центре культуры и конгрессов, ведущего свою историю с 2000-го года и построенного Жаком Нувелем.

Прослушав (то есть,  абсолютно пропустив) информацию, прибегает запыхавшаяся украинка, фотографировавшая лебедей на Фирвальдштетском озере, и бесцеремонно внедряется в мой рассказ, оборвав его на полуслове: "А ШО ТАМ ГОРЭЛО ЗА ВАШЕЙ СПИНОЙ?"  Народ в недоумении... И я спокойно и даже с каким-то особым выражением, отвечаю: "Ничего не горело! Это и есть Центр культуры и конгрессов. Здание в современном стиле Хай-тек! И как парижане гордятся своей Эйфелевой башней, так и люцернцы отдают дань уважения этому ультрасовременному объекту!" "Тюююю, - расстроено выдыхает дама с авоськами! Нашли шо воспЭватЫ! Нихай к нам у Кыеу едуть! Я им Софийский собор покАжу! От де красота!!! А это ж срам! Тьфу!" и смачно сплюнув, она демонстративно отвернулась, дабы не видеть больше одну из визитных карточек славного Люцерна.

Мы проходим по старинным средневековым мостам, любуемся  атмосферой города, и по окончании экскурсии, перед тем, как отпустить туристов, которые ещё полтора часа могут курсировать и изучать красоты Люцерна,  объявляю: "На этом наша экскурсия окончена, но перед тем, как мы простимся, а потом вновь соберёмся в назначенное время в автобусе, хотела бы обратить ваше внимание на этот дом, в котором останавливался Гёте". Как, вдруг, заинтересовавший меня своим колоритным видом одессит, неожиданно, произносит: "Ой, я Вас умаляю! И де этот Гёте только не останавливался! Луче покажите де тут туалет? Вот, к примеру, если я зайду в эту дверь, там будет туалет?" И я, уловив знакомую мне интонацию, вторю: "Ой, там будет туалет, даже если Вы туда не зайдёте!!!" Вся группа на грани того, что ей тоже необходим санузел, ибо слёзы,  брызнувшие из глаз от смеха,  не способны облегчить их участь, надо что-то более масштабное и комфортное. Всё же два часа пешеходного маршрута со мной - равны испытанию, с которым мои молодцы справились великолепно!!!

Я обожаю туристов! Обожаю , их юмор и умение из агрессивно садящихся в автобус (в самом начале пути),  которых по каким-то причинам всё и вся не устраивает, превратиться, в тех, кого в Германии называют "либ". Милые, добрые, с вопросительными глазами, они ждут от своего гида чего-то нового. И кроме информационной подоплёки, конечно же,  хотят простого человеческого общения. Их много! Я - одна! Но это меня не пугает. Ведь пока есть мои туристы - у меня есть работа, радость общения с ними, Швейцарией, миром, красотой... всем тем,  что доставляет мне счастье тихое, спокойное и в то же время такое  яркое! К тому же я уверена в том, что у меня есть пристань, куда я в конце концов причалю, это мой дом! Дом, где меня любят и ждут!