Пока земля еще вертится

Александр Бирштейн
 Интересно, как получается. Окуджавы, Высоцкого, Бродского тексты знал, еще понятия не имея об имени автора. Правда-правда! Помню, как мы с ребятами в конце пятидесятых с удовольствием горланили:
 …А мы швейцару: "Отворите двери!
 У нас компания веселая, большая,
 приготовьте нам отдельный кабинет!"…
 Правда, мы тогда пели:
 … У нас компания веселая, блатная…
 Как-то ближе это было…
 А имя такое – Булат Окуджава – узнал я году в 60-61-м, не помню уже точно, когда подошел ко мне на перемене товарищ мой Юрка Лынюк и показал журнал «Юность», где были стихи с такими строками:
 …Плачьте, дети! Умирает мартовский снег.
 Мы ему воздадим генеральские почести…
 И я сразу чего-то подумал, что это стихи о Сталине. Тем более, там в конце и такие строки:
 …Но останется снежная баба вдовой.
 Будьте, дети, добры и внимательны к женщине…
 Снежная баба. Вдова… Родина овдовела… Нет, я не мог это принять! И злился, и спорил с Юркой…
 Странно. Вроде об Окуджаве пишу, а, на самом деле, о себе, о себе говорю… Хотя… Это же мой Окуджава!
 «Примирила» меня с Булатом Окуджавой песенка, услышанная вскоре. Примирила… Да я его обожать стал! А песенка осталась на всю жизнь. В самые трудные-претрудные мгновения жизни я пою себе две песенки: «А в тайге по утрам туман…» Кукина и «Бумажного солдата» Окуджавы.
 …А он, судьбу свою кляня,
 не тихой жизни жаждал,
 и все просил: "Огня! Огня!"
 Забыв, что он бумажный.

 В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
 И он шагнул однажды…
 Вот даже сейчас, отвлекся. Спел шепотом. Легче? Не знаю. Лучше – это точно!
 И еще. Помните? Ну, конечно, конечно помните!
 …Когда мне невмочь пересилить беду,
 Когда подступает отчаянье,
 Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
 В последний,
 Случайный…
 Правда же, и вы это пели, когда невмочь? Или будете петь…
 А потом нахлынули, навалились, пленили его военные песни.
 … Вы слышите: грохочут сапоги,
 и птицы ошалелые летят…
 Да, мы это пели. И слезы, смешные и мальчишеские, застревали в глазах.
 …А где же наши женщины, дружок,
 когда ступаем мы на свой порог?
 Они встречают нас и вводят в дом,
 но в нашем доме пахнет воровством…
 У нас не было тогда еще женщин. Откуда? Но мы понимали и не понимали. И, наверное, сострадали и предчувствовали.
 …А мы рукой на прошлое -- вранье!
 А мы с надеждой в будущее: свет!..
 Задумался. А сколько, сколько же раз приходилось, махнув рукой на прошлое, снова верить и надеяться. Спасибо, Булат! Ведь это так важно, хоть раз в жизни, махнуть рукой на прошлое.
 …Всю ночь кричали петухи
 и шеями мотали,
 как будто новые стихи,
 закрыв глаза, читали…
 А ведь и это уже бывало в жизни, еще такой короткой.
 Я говорил ему об этом очень много лет спустя, душной сентябрьской ночью 1969 года в городе Баку, когда после его и других поэтов концерта в местной филармонии мы пошли покорять город. «Покорение» закончилось, кажется, в местном центральном парке, в ресторане «Дружба» под памятником Кирову… Мы, юные офицеры, пили с поэтом коньяк «кёль-кёль» и пели ему его песни.
 Но это потом.
 А тогда… Нет, надо опять о себе. И о Соколове… У Олега Соколова бывали все! Художники, писатели, поэты, гебешники, конечно. Однажды я пришел к Олегу и застал огромную там компанию. На полу были расстелены два байковых одеяла, на них стояли бутылки с вином и закусь.
 Человека с гитарой я сначала не узнал. А он взял и спел:
 … Я знаю: ты всё умеешь, я верую в мудрость твою,
 как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
 как верит каждое ухо тихим речам твоим,
 как веруем и мы сами, не ведая, что творим!...
 Ребята! Вы понимаете, что эта песня навсегда! Для меня точно! Как «Сода-Солнце» Анчарова, как «Повести Белкина», как «Тамань», как «Гамлет» и «Ричард Ш», как «Зимняя ночь», как «Николас Никльби», как «До свидания, мальчики» …
 …Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!
 Пока Земля ещё вертится, и это ей странно самой,
 пока ей ещё хватает времени и огня.
 дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня…
 Говорят, на слете католической молодежи в Польше эту песню пели хором более миллиона человек…
 Ох, Булат! Мы все-все тогда стали «дежурными по апрелю».
 … Из конца в конец апреля путь держу я.
 Стали звёзды и круглее и добрее.
 — Что ты, мама! Просто я дежурю,
 я — дежурный по апрелю…
 Вдруг вспомнил, как мы с друзьями, прихватив три бутылки «Шипучей» поперлись в санаторий Чкалова, где Булат с Петром Тодоровским писали сценарий фильма «Верность». Конечно, нас не пустили. Санаторий Чкалова был номенклатурным. Мы пытались проникнуть туда через забор, но, повторяю, санаторий был для номенклатуры, поэтому нас скрутили в один миг. Вечер закончился в отделении милиции, где мы с милиционерами распили нашу шипучую под песни Булата, которые мы самозабвенно орали.
 …А если что не так — не наше дело.
 Как говорится, Родина велела.
 Как славно быть ни в чём не виноватым,
 совсем простым солдатом, солдатом…
 На крик наш заходили новые менты, их начальство и… присоединялись.
 …Мне нужно на кого-нибудь молиться.
 Подумайте, простому муравью
 вдруг захотелось в ноженьки валиться,
 поверить в очарованность свою!..
 А потом нас в «раковой шейке» развезли по домам. Машина мчалась по Пролетарскому – тогда! – бульвару, а из кармана для арестованных неслось:
 … Мостовая пусть качнётся, как очнётся!
 Пусть начнётся, что ещё не началось!
 Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся...
 Что гадать нам: удалось — не удалось?..
 А мостовая действительно качалась.
 А мы пели. И нам было славно. И завтра был выходной. И нас не арестовали, а вот, везут домой. И…
 Мелодия как дождь случайный
 Гремит и бродит меж людьми,
 Надежды маленький оркестрик
 Под управлением любви.
 Надежды маленький оркестрик
 Под управлением любви.
 Знаете, я только сейчас, проверяя себя, вернее, свою память, узнал, что одна из моих самых любимых окуджавских песен посвящена Борису Балтеру, чью повесть «До свидания, мальчики» очень люблю. Нет, даже не так. Я с этой повестью не расстался, прочтя ее. Она со мной. И окуджавские строки тоже…
 …Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
 вместо свадеб - разлуки и дым.
 Наши девочки платьица белые
 раздарили сестрёнкам своим…
 Мы редко пересекались. Еще разок в Одессе, в тот вечер в Баку… Ах, да, еще в ЦДЛ на каком-то сборном вечере, когда Булат Шалвович пел тоже любимую мою:
 …По Смоленской дороге метель в лицо, в лицо.
 Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.
 Может, будь понадежнее рук твоих кольцо -
 покороче б, наверно, дорога мне легла…
 Странно, был период, когда Булат Окуджава подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля, был период, когда печатался за границей, говорил смелые вещи. Но… У Окуджавы, как, кстати, у Высоцкого, нет ни одной антисоветской песни. И, при этом, если у меня и были символы сопротивления совку, то, конечно, среди них был Окуджава.
 Потому что, он был совестью и душой! Он не указывал путь. Он просто говорил, что путь этот есть…
 … — А где ж этот ясный огонь? Почему не горит?
 Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
 — Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит,
 фонарщик-то спит, моя радость... А я ни при чём.

 И снова он едет один, без дороги во тьму.
 Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
 — Ты что потерял, моя радость? — кричу я ему.
 И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...
 Потому что, он дарил надежду.
 …Но если целый век пройдет, и ты надеяться устанешь,
 Надежда, если надо мною смерть распахнет свои крыла,
 Ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет, |
 Чтобы последняя граната меня прикончить не смогла…
 И еще. Смысл жизни, в понимании Булата Окуджавы, был в дружбе, откровенности, любви и тепле. И мы приникали к нему, как к источнику. Я читал, что некоторые называют его слабым поэтом, а песни его простенькими. Бог этим людям судья. Только, наверное, Бог. Потому что, Бог зачем-то лишил их душевной чуткости и глубокого ума. Но это им не мешает, наверное. Как и мне, нам, не мешает их брюзжание. Потому что, мы взялись за руки и негромко поем:
 … Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
 и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
 и друзей созову, на любовь своё сердце настрою.
 А иначе, зачем на земле этой вечной живу?..