Как обеспечивается порядок в суде

Владимир Леонов
Поскольку в последнее время моей общественной обязанностью в Гатчинском клубе избирателей «Гражданин» и Гатчинском комитете гражданского действия является оказание юридической помощи гражданам, мне часто приходится бывать в судах. Поэтому хочу рассказать читателям о том, как поддерживают порядок на своих заседаниях судьи Гатчинского суда.
Статья 158 гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, определяющая порядок в судебном заседании, говорит лишь об «условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников процесса». А ст.159 предусматривает, что лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, судья сначала объявляет предупреждение, а при повторном нарушении осуществляется удаление нарушителя из зала суда. При этом удаление лица, участвующего в деле, за нарушение порядка в судебном заседании возможно лишь на основании определения суда, а не распоряжения, в соответствии с которым могут быть удалены граждане, присутствующие в судебном заседании.
На практике, как правило, в судебном процессе большинство судей относятся к простым гражданам, как участвующим в процессе, так и к слушателям, подобно тому, как ведут себя строгие учителя по отношению к своим неразумным воспитанникам. На любое слово, сказанное, по их мнению, не вовремя, тут же следует замечание с предупреждением, что следующее слово будет основанием для удаления.
В Гатчинском суде к таким судьям относится, например, судья Е.А.Леонтьева.
Есть, конечно, и исключения. Например, атмосферу уважения к участникам судебного процесса и слушателям я ощущаю на судебных заседаниях у судей М.И.Крячко, М.Ю.Поповой.
Частенько можно наблюдать удаления из зала заседания суда представителей сторон, якобы, за заданные вопросы, в которых содержится неуважительное отношение (оскорбительные выражения) в адрес противоположной стороны. Что, с одной стороны, законодательством не предусмотрено, а с другой – уж слишком вольно толкуют судьи наличие неуважения и оскорбления в задаваемых вопросах. Причём, как правило, удаление происходит не на основании определения суда, а распоряжения, в соответствии с которым могут быть удалены слушатели.
Довольно часто бывает, что злоупотребляют судебные приставы, участвующие в судебном заседании в качестве охранника, которые вмешиваются в процесс судебного заседания, самостоятельно делают замечания участникам процесса и слушателям. Хотя имеют право действовать только по указанию судьи.
А вот ещё один довольно типичный факт нарушения Конституции РФ для судей Гатчинского суда при обеспечении ими порядка в судебном заседании.
23 апреля этого года я присутствовал в качестве слушателя на заседании, назначенного на 15 часов. После начала процесса судья Н.В.Шумейко предоставила слово для внесения ходатайств представителю администрации, которая говорила настолько тихо, что ни представитель истца, ни я, как слушатель, ни слова не могли услышать.
Я попросил говорить громче, на что тут же последовало предупреждение судьи о моём удалении из зала заседаний, поскольку я, мол, нарушаю порядок в судебном заседании. Мне было заявлено, что если я произнесу ещё хоть одно слово, то я буду тут же удалён.
В данном случае судья Н.В.Шумейко нарушила моё конституционное право, определённое ч.5 статьи 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия».
«Участвовать» - в соответствии с нормами русского языка означает «совместно действовать, быть сотрудником в чем-нибудь, действовать в каком-нибудь общем деле, принимать участие в чём-нибудь». Для того чтобы «участвовать в отправлении правосудия», необходимо, по крайней мере, слышать, о чём говорят участники процесса. И это обязанность судьи - создавать условия для участия в судебном процессе.
К сожалению, у населения нет никаких возможностей воздействовать на судей, поскольку они перед нами ни за что не отвечают. Поэтому по данным фактам нарушений со стороны судей я обратился к председателю Гатчинского суда и попросил его провести с судьями разъяснительную работу.