Рассказы медсестры военных лет

Татьяна Пастернак
        по воспоминаниям Н.Н. Колаевой

***
Рассказ первый

Перед войной мы жили в Эстонии: папа, мама и я. Мне тогда было 15 лет.
Отец работал политработником.
В 1941 году отец ушел на фронт воевать, был батальонным комиссаром, носил две шпалы. Нас с мамой эвакуировали в Моховые горы под Москву.
Ехали товарным составом. Вдруг перед Нарвой видим, летит немецкий самолет, начал бомбить эшелон. Красноармейцы прыгали из вагонов в открытое поле, отстреливаясь. Бомбы сыпались как горох и взрывались огромным столбом. Люди кричали, многие тут же погибали. Гражданские бежали в лес. Все стали прятать документы. Мама была женой офицера, она боялась, что ее тут же убьют, если узнают. Мама отдала сумку с документами мне.
Мы зашли в какой то дом, нас стали выгонять.
Всюду толпы народа, крики, вой сирены, ничего не разобрать.
Вдруг я потеряла маму из виду.
С нами была еще тетя Маруся.  С ней мы познакомились в поезде.
- Тетя Маруся, не бросайте меня, давайте найдем маму – выкрикивала я, схватив ее за руку.
А мама тоже искала меня. Ее бросили в костел.
Случайно, но мы встретились, мама меня нашла.
И этим же эшелоном мы отправились до Гатчины.
В Гатчине мама на пропускном пункте сказала, что мы едем в Сызрань.
- Не в Сызрань, а Моховые горы,- ответили ей.
- Нет, мы поедем только в Сызрань, - стояла на своем мама.
Мы приехали в Сызрань и стали жить у моей бабушки, маминой свекрови.

***
Рассказ второй

Я стала помогать медсестрам в госпитале ухаживать за ранеными и почти сразу поступила учиться на курсы медсестер.
Практику проходили и в глазном госпитале № 997, в госпитале №1643 хирургическом, а работала в госпитале под  №1139.
Я была самая маленькая и ростом и возрастом из медицинского персонала, к тому же очень худенькая. Все, и раненые, и сотрудники любили меня.
Кушать было нечего, но в госпитале давали пайку. А мы еще часто сдавали кровь для раненых.

Старшая медсестра Александра Фёдоровна давала раненых самых трудных для выхаживания, тяжелых, потому что доверяла мне. Доверяла мне она и ключи от склада, где хранился спирт.
У меня сохранилась её фотография с надписью: «Нина, вспоминайте наши годы в тяжёлой войне, я была старшей медсестрой, а Вы палатной сестрой, раненые Вас любили. Спасибо за Ваш труд,  за Вашу скромность, душевность и отзывчивость».
В госпитале работала с 1943 года до конца войны.
После окончания войны с 1946 года стала работать медсестрой в доме ребенка.


***
Рассказ третий

После освобождения Москвы иногда отправляли раненых в Москву в больницу имени Бурденко.
Однажды пришлось везти в Москву в эту больницу Ваню Осипова.
Хороший был парень, мне он нравился и я ему тоже. Но дальнейшей его судьбы не знаю. Он остался в больнице, я поехала назад в госпиталь.

Часто посылали забирать раненых из военных эшелонов.
Придут эшелоны полные раненых, а носилок нет. И так долго лежат эти раненые, стонут, лежат все грязные. Мимо тяжело проходить.
Идешь, а они дергают за халат:
- Когда заберешь нас, сестричка? 

Приходилось слышать и бомбежки. Однажды бомбили мост в местечке Камышин, что под Сталинградом, но это отдельная история.

Много умирало в госпитале. Сделают операцию, а он умирает, гангрена.
Был такой Саша Нестеров, сибиряк. Говорил:
- Я люблю вас, Ниночка. А если ногу отнимут, не пойдете  за меня замуж?
- Почему же, пойду.
Я его тоже любила.
Пришла на операцию, операция вроде прошла удачно, ему ампутировали ногу.
А ночью он умер, гангрена.


***
Рассказ четвертый

Шел 1944 год.
Работала я тогда в госпитале №1139 в городе Сызрань.
В один из дней подзывает меня старшая медсестра Александра Федоровна.
- Надо везти Григория Иванова домой в Белоруссию, поедешь сопровождающей.
Дядя Гриша был тяжелораненый, руки после нескольких операций сохранились, но плохо слушались, ноги атрофированы.
Ехали на поезде в товарном вагоне. Условий никаких. Кормила, умывала дядю Гришу, одним словом ухаживала. Он держался бодро, балагурил, скоро ведь родной дом.
Приехали в город Великие Луки к ночи, поэтому сразу отправились в госпиталь. А он почти полностью разрушен, спать пришлось на полу.
Утром на лошади повезли Григория в его родное село. Кучер уже, по-видимому, был в курсе, кого везет.
- Ну, вези, вези -  только и сказал.
К полудню въехали в село. Дядя Гриша оживился, крутил головой вправо, влево, заново узнавая родные места. Вот он коровник, а это контора сельская.
- Ничего, трудно будет, но без дела сидеть не буду. Дома и стены помогут, заставлю руки работать.
Нашли дом. Вот он стоит, сияет от солнца, сам когда то его строил, вроде не заброшенный.
Вошли.
- Гриша? Вернулся? – только и вымолвила испуганно женщина.
- Кто там пришел к нам, жена? – Из соседней комнаты вышел коренастый мужчина.
- Значит мужняя жена? – только и сумел вымолвить Григорий и горько заплакал.
Всю обратную дорогу ехали и вместе плакали.
Снова в госпиталь в Великие Луки.
Главврач уговаривал меня остаться работать у них в госпитале. Я посчитала, что сочтут в Сызрани дезертиром и поехала в свой  госпиталь под №1139.
Приехала, доложила, что задание выполнила, все нормально.

07.05.2014г.

***
Рассказ пятый

8 мая 2014 года. Я в Москве.
9 мая меня совершенно бесплатно отвезли на такси на Преображенское клад-бище, где похоронен мой папа. Папа воевал на финском фронте, Ленинградском фронте, был тяжело ранен и 18.12.1942г. умер от ран.
Каждый раз на 9 мая, приезжая в Москву, я бываю на могилке папы.
10 мая поехала в Сызрань. Посетила городской военкомат, Управление соци-альной защиты, Общественную организацию ветеранов Великой Отечественной войны, Общественную организацию ветеранов «Боевое братство».
И, конечно же, с замиранием сердца приехала в военный госпиталь №1139.
Везде меня встречали радушно, удивлялись, что приехала одна без сопровождающего. 
Приглашали обязательно приезжать на следующий год на 70-летие окончания Великой Отечественной войны и на моё 90-летие.
А почему бы и нет?   
Я уже сейчас планирую нашу встречу. Хочется ведь кого-то увидеть, кто работал в те военные годы вместе со мной. Госпиталь формировался в Смоленске. Конечно, начальника госпиталя Старовера,  главного хирурга Манкина Наума Павловича, врача ординатора Жуковой Евгении Степановны, возможно, уже нет в живых. А моих подруг медицинских сестричек,  например, Катю  Лебедеву, Люду Бурхетёву,  двух сестёр Мальковых Катю и Анну, Фаину Франкевич может посчастливится увидеть. И мне обещали помочь разыскать этих людей.
А вдруг! Тем и живу!