любовь с удаленным доступом

Андрей Юрьев Оренбург
ЮРЬЕВ Андрей Геннадьевич родился в 1974 году в Печоре (Республика Коми), окончил электротехнический факультет Оренбургского госуниверситета, работал дизайнером-верстальщиком в газетах «Оренбуржье», «Оренбургское время», в Фонде Эффективной Политики, в газетах «Ваша тема», «Аргументы и факты в Оренбуржье».
С 1993 по 1995 год – вокалист и автор текстов песен группы «Личная Собственность», в 1996 году – администратор Клуба творческой молодежи «Яицкий мост», организатор издательского проекта «Странные Люди». Лауреат специального диплома «За философизм лирики» областного поэтического конкурса «Яицкий Мост – 96». Самиздатом опубликованы сборники прозы «Мастер Обличий», «Змея», повесть «Те, Кого Ждут» вошла в сборник «Проза – то, чем мы говорим» (Саратов, 2000). Поэма в прозе «Глашатай Безумья» опубликована в альманахе «Башня».
Модератор сайта «Люминотавр».
Член Союза литераторов Оренбуржья.

любовь с удаленным доступом

…и где бы ты не был, чтоб ты ни делал…
В. Цой

Да, да, и еще раз да – мы придерживаемся «философии подозрения». Всё не то, чем кажется. Почти всё, что делается, мотивировано, но мало сознаваемо. Осознанные решения принимают немногие. Большая часть человечества живет аспектами основного инстинкта…

В своих наблюдениях за пользователями массовых ролевых игр* мы обратили внимание на один из аспектов игры – общение в чате собственно по игровым вопросам и флуд и троллинг по темам, к данному проекту не относящимся. По чату видно, что среди игроков есть как те, кто выбрал себе никнейм, подчеркивающий характерность внедрения в игровую реальность, находящийся в смысловом поле проекта, вписывающийся в его субкультуру (Ориония, Всеведа, Злица, Волхв Рода, например), так и те, кто пытается «контрабандой» втащить в мир игры частицы мира реального (Макс74, Сибирь, МОСКВА и подобные). Да-да, это не действие пользователя по освоению пространства, придуманного разработчиками, не принятие правил инобытийного мира – это, наоборот, попытка хоть что-то переделать под себя, «сломать режим», заставить других пользователей смотреть на тебя как на все ту же персону из обыденной реальности, только сменившую «площадку общения». Казалось бы, о каком преображении тогда говорить, если это нарочитое и усиленное заявление «Я» – видимое самоутверждение, самопрокламация? Тем не менее, мы настаиваем на своем выводе. Вошедший в мир игры даже хоть и под своим реальным именем, да хоть под данными паспорта, не желает надевать маску? Так смысл преображения не в ней, не в маскараде, не в обретении персоны-личины, а в становлении игрока в виртуальной реальности потенциальным победителем, превращении в того, кем в обыденной реальности он либо совсем не может быть, либо… Расширение пространства, контролируемого этим Я. Превосходство, обретенное в обычном мире, распространяется и на «мир пикселей и шейдеров»…

Вернемся к затронутому вопросу никнеймов в игровом чате. Они, в первую очередь, отображение осознания персонажем своего отношения к смоделированной реальности, попытки найти свое место в ней, очертить лаконично свое мировосприятие и продекларировать свои ценности, но! Как и в любой другой «электронной беседке», в том числе и в гостевой книге какого-либо сайта или на форуме, в ход идет анонимность, частичное сокрытие личности. Не помешает вспомнить, что традиция никнейма (прозвища) идет из древности. Человеку давалось имя, отличное от полученного при рождении, как правило, в целях магической защиты от множества неподвластных ему сил природы, не о говоря уже о силах «надмирья». Да, зачастую это второе имя было кличкой, полученной за какие-либо бросающиеся в глаза качества, либо за некие поступки, привлекавшие к себе особое внимание общества. В любом случае – истинное имя скрывалось, чаще всего в целях безопасности. Интернет продолжает эту традицию. Более того, именно благодаря анонимности расцвели широчайшие возможности безнаказанно оскорблять, унижать, третировать собеседников, втягивать их в порой бессмысленные препирательства и псевдовыяснения позиций. Эта особенность становится тем более примечательной в тех сферах общения, о которых хотелось бы поговорить ниже.

Чаты, форумы, блоги с комментариями… Среди всего их множества хочется обратить особое внимание на ресурсы, посвященные теме взаимоотношений полов. Здесь, как и в играх, пользователи представляются окружающим под вымышленными именами, никами, предпочитая не афишировать свое истинное лицо. Анонимы, «маски» горячо, эмоционально обсуждают поднятый кем-либо вопрос, описанную ситуацию, приведенный случай. Что обсуждалось раньше на кухнях, в беседках, на лавочках, позднее в ток- и реалити-шоу, стало даже не массовым разговором, а повальным – не высказался только ленивый. О чем идет речь? Так и предчувствуем томные вздохи – «о любви»… Так ли это?

Игра, дающая выход энергии основного инстинкта… В эпоху компьютеризации всего и вся подобной игрой стали не только массовые онлайн-проекты, но и… Чатики, «асечки», «скайпики», давшие свободу одному из аспектов нашей такой сложной Воли. Игра в чувства, «любовь с удаленным доступом». История, описанная Янушем Вишневским в романе «Одиночество в сети» – больше не исключительный случай, знакомства через электронные средства связи – такой же элемент повседневности, как телефонный разговор.

Такие знакомства завязываются, как правило, стороной-инициатором «со скуки», «от желания пообщаться», «найти нового интересного собеседника». Так на словах. Часто упоминается «эффект попутчика». Дескать, найти в сети случайного человека и высказать ему накопившиеся горечи и обиды – то же, что раньше, у предыдущих поколений, разговориться в автобусе, поезде, метро. Сходство, как нам видится, лишь в «незнакомости» собеседника. Различия? А вот они кажутся существенными – не видна реакция собеседника, нет атмосферы, создаваемой интерьером или пейзажем, нет запахов и нечаянных прикосновений – ты говоришь с виртуальным образом, сложившимся в твоем подсознании, и как он вообще соотносится с действительным человеком по ту сторону монитора? Время общения с «попутчиком» ограничено, а вот к виртуальному собеседнику в случае успешности разговора можно вернуться снова и снова. Небрежное «ну вы же понимаете, эффект попутчика» – скорее демонстрация мнимого понимания явления…

У этих бесед есть кое-что общее. Многие из них, достаточно многие для того, чтобы говорить о массовой распространенности явления, протекают по схожему сценарию. Цель его, с первого взгляда – узнавание. Выяснение «портрета» собеседника, фрагментов биографии, предпочтений и пристрастий. Это довольно увлекательный этап насыщенного общения, порой нон-стоп, когда стороны начинают раскрываться, и порой даже неважно, задан ли «тот самый вопрос» – рассказ-ответ приходит раньше как откровенность, как раскрытый секрет. С узнаванием приходит принятие собеседника как возможного постоянного субъекта контакта, может быть, даже и друга. Интернет дал нам возможность расширения границ контактов, мы можем познакомиться практически с любым жителем планеты при выполнении ряда условий – он же показал нам кое-что, скрывавшееся от взглядов наших родителей и старших братьев. Уже много говорилось о самовыражении, самоутверждении, социальной адаптации – мы же хотим обратить внимание на практически несознаваемый момент. После периода активного и бурного взаимного самораскрытия наступает некоторое успокоение и охлаждение. В случае, если у партнеров по беседе есть другой устойчивый контакт в повседневной обыденности – общение может тихо угаснуть вообще. Раскрывал ли собеседник истинные факты своего прошлого с подробностями имен, лиц, местностей, или же плавно уходил от подробностей – не так важно. Узнавание свершилось. Представление о персоне, каковой себя хотела показать вступившая в общение личность, получено – вершина взята, «высота занята», образ сложился и приобщен к числу относительно понимаемых и приемлемых. Кем он станет дальше? Что станет с потоком вопросов и ответов?

Наш век прагматизма и экономии, когда считаются тарифосекунды и бонусокопейки (хм, впрочем, этот век не вчера начался) – наше время, когда «все торопятся, но никто никуда не идет»**, переносит романтику с улиц и бульваров на экраны и мониторы, и это «безроманье» вызывает к жизни кипение страстей онлайн. Виртуальный секс по Скайпу, «свадьбы» персонажей в онлайн-играх… Слышны голоса – «здорово, великолепно, это же просто другие лики Любви, это новые шансы избежать одиночества и пустоты». Так ли это? Любовь ли это?

Анонимность. Или иначе – снятие с себя ответственности за произносимое или написанное. Вплоть до безнаказанности, безудержности. С одной стороны – это выход из-под контроля органов наблюдения за социальным порядком, да. Но это еще и выход из зоны притязаний партнера по общению. Слова, ни к чему не обязывающие, предложения, с легкостью отменяемые. Перерывы в диалогах, не дающие возможности наблюдать, чем занят партнер, в каком он состоянии, все ли у него в порядке. В порядке… Это не любовь, не воля к любви. Это скособочившийся инстинкт***, накренившийся в сторону аспекта, открытого Ницше – воля к власти, воля к порядку, воля к контролю. Парадоксально? Может быть. Взаимные попытки  партнеров принудить собеседника к принятию своей манеры ведения диалога. Взаимные старания по обузданию случайностей быта, мешающих общению, ради нескольких секунд написания очередной тирады. Взаимные поиски смысла, лежащего за пределами Добра и Зла, симпатии и неприязни – кто обеспечит ради него стабильность общения и перерастания его в устойчивое, а возможно, и в нечто большее? Банально, но… Кто кого будет ждать в этом общении, кто поведет в этом танце? Кто окажется, грубо и парадоксально говоря, «главой тандема»?

Мираж любви... Призрак уединенности двоих и кажущейся объединенности... Сердце, открытое напоказ для «удаленного доступа»…

Необъявляемое, но постоянное ожидание от другой стороны соответствия высказываемого текущим настроениям, какого-то уже мифического, паранормального угадывания желаний и колебаний прихотей и капризов, «требование» понимания между строк... В «реальной жизни» даже при близком контакте этого добиваются не всегда, а здесь, в мире надежды на идеальность представляемого образа партнера... Интуиция любви... Прямо-таки лучащейся от клавиатуры, проводов и монитора, да-да... 

И скажем же о главном. Интернет-общение – это диалоги, разнесенные порой на тысячи километров. Нет никакой гарантии, что партнеры встретятся в действительности. В этом общении возможно все. И равным образом – ничто не может осуществиться. Интернет-эгоизм, позволяющий сторонам быть любыми и никак не отвечать за это. Это не любовь, не воля к любви – это необъявленная война полов. Да-да, именно так. Изящная и вежливая война, деликатное противостояние, боевой танец. И суть – либо союзничество, либо доминанта одного. Ласки, прилетевшие через километры – не столько ради утешения или услаждения, сколько ради приручения, приучения быть терпеливым и послушным… Борьба за взятие контроля над потоком строк... Словно виртуальная месть за неудачные «встречи» в реальности. Только вот вместо «найти и обезвредить» – приманить, обаять, свести на нет попытки критики... Не любовь. Война полов. Контроль и управление. Насаждение своего порядка чувствования и сознавания, верховенства своего мировоззрения. Слышали вы эту поговорку об удачной семейной жизни? – муж голова, жена шея, голова смотрит, куда шея повернет… Спор о главенстве в управлении совместными действиями, перетекающий из яви в сеть…

Цели этой войны особенно-то и искать не надо. «Возвращаем ваш портрет» – самоутверждение, да – в плане установления личного превосходства над собеседниками противоположного пола – превосходство в умении конструировать суждения, не подвергающиеся сомнению; превосходство в осознании жизненного опыта и загадок реальности; превосходство в умении противостоять жизненным трудностям и находить выходы из сложных ситуаций – доказательства превосходства пола вообще, помимо личной победы. Настойчивое стремление «ущемленного слабого пола» обрести все больше прав и свобод сравнительно с поколениями «смиренных домохозяек», доминировать и руководить, задавать тон общественным вкусам и мнениям – и противоположное стремление «поставить на место», заставить «лежать, и лежать молча» ****.

Именно неотрывность воли к любви от воли к власти делает эту войну возможной и в то же время такой замаскированной, скрытой от поверхностных взглядов. Попытки найти партнера и в сети, как и в реальности, требуют определения роли в симбиозе «ведущий-ведомый» – и как раз это порой прямо-таки бесит «ищущих любви» – «я не для того вхожу в интернет после рабочего дня, чтобы мной манипулировали». Вот именно! Не для того, чтобы повторять серость и блеклость реальности – найти свой уголок в ни к чему не обязывающем маскараде и флирте, «перевоплотиться» в оригинального и остроумного, всеведающего и всезнающего, всеиспытавшего и всепонявшего, о да! И – свободного от ответственности за свою виртуальную игрословицу…

Предвидим удивление – война? Не игра, скорее ли, тем более что сами рассматривали интернет-отношения и в этом ключе? Игра подразумевает выигрыш, установление превосходства, определение «кто лучше» – умнее, оригинальнее, глубже. Война же идет дальше – покорение, установление контроля над побежденным и пользование его способностями и возможностями ради своих выгод и благ. Виртуальность мира электронных сообщений позволяет получать это в плане психологическом, не материальном – собеседник-«партнер» попадает в ранг «пленника», «заложника диалогов» – вызываемого по своей прихоти, в свое свободное время для выслушивания своих монологов ради обязательной поддержки и одобрения.

В онлайн-игре пользователь входит в чат виртуального мира под ником, подразумевающим представление некоего пласта той или иной субкультуры, ради освоения нового пространства, пусть и всего лишь «пиксельного». В онлайн-отношениях мировоззрение, лаконично подчеркнутое псевдонимом, стремится не просто выразить себя и получить право на существование, но и стать доминантой, чат ли это, или приватная переписка. Война полов – война, если смотреть шире, традиций осмысления мирового бытия, патриархата и матриархата, их тысячелетней борьбы…

***
Эти особенности открылись в наше время – почтовое сообщение, телеграмму или письмо, можно было и не принять, но заинтересованный в общении хотя бы мог продолжать писать, и сменить адрес проживания было не так-то просто. Интернет же позволяет просто блокировать неугодного пользователя так, что он даже и не сможет отправлять вам свои «письмена»…

Надеемся, эти новшества, давшие нам новые свободы, будут не последними. Хотя чего стоит свобода, если она не приводит к углублению сознавания своих поступков и взаимосвязей явлений мира с переменами в твоей душе. Чего стоят все улучшения жизни, если они не дают возможности нашей природе осуществиться – раскрыться и засиять, сквозь испытания и свершения преобразиться к новой жизни и новому сознанию своего места во Вселенной…

P.S.
Благодаря отзывам читателей стало возможно уточнить кое-что из этих рассуждений.

Я невольно допустил смысловое смещение, говоря о наиболее распространенном сценарии онлайн-отношений – ближайшей целью интернет-диалога я указал узнавание. Однако, это не столько положение, состояние, сколько процесс, также имеющий свою цель – признание. Не так важно, станет ли человек для собеседника полностью объяснен, «знаем», как важно, чтобы он стал значим, особо значим. Претензии на исключительность своей особы – наиболее важный аспект войны полов.

В том-то и проблема онлайн-общения, что вскоре после достижения статуса значимости, важности, исключительности, может наступить резкое охлаждение чувств либо малообъяснимое – для «восхитившейся» стороны общения – возрастание требований особости фраз, «ласкающих слух» :) «возносимого на пьедестал», а то и «престол» :). Просто узнанный, понятый, принятый в круг «друзей» собеседник может и дальше пребывать в качестве интересующей особи, выражая свое отношение к жизненным процессам, сопровождая историю нашего мира оригинальными высказываниями – достигший же мнимого «величия» обретает искомое превосходство над кругом общения «покоренного», «очарованного», и – «тебе больше не к чему стремиться»…

_________
* см. эссе «Игра и серьезность» (http://luminotavr.ru/symbol/liniya_svyazi.html)
** (с) Борис Гребенщиков
*** см. эссе «Плазматика» (http://luminotavr.ru/symbol/plazmatika.htm). Мы видим основной инстинкт как трехосновную силу, подобно трем ликам божественной сущности в православии – воля к власти + воля к любви + воля к преображению. Три аспекта неслиянных, нераздельных, самостоятельных, но неотрывных один от другого; в идеале сбалансировано и гармонично – подобно трем сторонам равностороннего треугольника.
**** (с) Сильвестр Сталлоне