Воспоминание как способ интеллектуальной ре-

Плетецкая
-конструкции действительности.

Тема моего диплома была, как водится, увлекательнейшая! «Многокритериальные задачи оптимизации процесса пиролиза бензина».
Наш  научный руководитель, обсуждая тему, долго и обстоятельно рассказывал, как важны задачи оптимизации, объяснив попутно, что, оказывается, самой сложной математической проблемой является не какое-то там доказательство теоремы Ферма, а задача составления бетонной смеси. Ежедневно, замечу, решаемая любым нетрезвым дядей Васей на каждом растворном узле.
 
Вдохновленные масштабом  задач, мы записали тему и успокоились. А вот время - нет.  До защиты уже оставались считанные недели, конь, как водится, не валялся, но студенческий бог хорошо знал свое дело. И, неожиданно, материализовалась  книжка какого-то Федоренко «Что-то о пиролизе бензина».  Это была бомба! Все наши задачи были описаны в мельчайших подробностях, исследованы, алгоритмизированы и даже запрограммированы. Благо, языков программирования тогда было мало, собственно,  всего один. Как, впрочем, и сейчас. Программисты ленивые люди, им и один язык выучить сложно.
Всё! Спасение пришло, причем,  вовремя. Мы всё благополучно списали, программы, с грехом пополам, отладили, руководитель, проверив, что хоть ряды у нас сходятся,  успокоился – в программировании он был не силен, как, впрочем,  и вся государственная комиссия. Почти вся. 

За исключением ее председателя. За неделю до защиты наш научный руководитель, радуясь и волнуясь, сообщил, что нам оказал честь возглавить ГЭК лучший из нынешних специалистов в этой области,  крупный ученый, руководитель института РАН. К нам приедет сам Федоренко! Радий Петрович!, академик и, на минуточку, автор нашей любимой книги.

Неделя прошла в траурном молчании. Переписывать диплом было поздно, застрелиться – рано. Поэтому мы все пришли на защиту.

За длинным столом в большой потоковой аудитории сидели преподаватели, наш руководитель сиял, как самовар, предвкушая триумф,  в центре скромно устроился председатель. Человеком он оказался милым, добрым и, о чудо!,  доверчивым. Как только с такими качествами он дослужился до директора института, вот загадка?
Защищающихся студентов он слушал, открыв рот.  После каждого доклада он вскакивал, бежал к выступавшему, крепко и искренне пожимал ему руку. Глаза его не просыхали от слез умиления, на губах играла улыбка наивной радости.
Мне, лично, он сказал: «Какой успех! Какой результат! Я просто потрясен! У меня целый институт работает над этой проблемой уже который год, а мы пока еще не добились таких устойчивых результатов. Какие таланты таит в себе земля русская! Обычные, вроде бы студенты, а все, как на подбор, гении! Вот Вам, например, как удалось добиться такого уменьшения погрешности?»

«Да надо было формулу подтереть в одном месте и, при программировании, забыть сравнить на нескольких промежутках» - мысленно ответила я ему, вслух, однако, тактично промолчав.

Защитились мы с блеском.

Мораль:

Целый день предаваясь безделью,
Ночь напролет свет луны бороздил волны,
Но следов на воде не оставил.
(ГЭНРО)