Теньгу

Светлана Данилевская
Вот так. Напишут, а ты веришь. Но если задуматься- то становится непонятно, почему так. И откуда. Ведь совершенно непохоже. Или что-то забылось, или так запутано, что и переиначилось во времени. А могло быть… А было все совсем по-другому…
Теньгу. Тэнгу -буквально «Небесная собака». Название пришло в японский фольклор из Китая. Слово значило - демон в виде крылатого небесного пса ( кит.-Тянь-хоу).
Небо- Япон- ten , Кит –ti;n, t;ik;ng, Алт-те;ери, азер-g;y, s;ma
Собака- Авар- гьой , Кит-g;u, quan, Албан –qen, корейс-gae, япон- , япон-ину.
В Китае  изображались похожими на лисиц с белой головой. Им приписывались способности отвращать беды, а также отпугивать разбойников лаем. Также так называлось злое божество, живущее на Луне. Наконец, то же слово означало особые звезды падающие с треском и блеском. В «Собрании стародавних историй» 12 в., тэнгу предстал в образе сокола обитающего в кронах старых деревьев. Отождествление тэнгу с монахами с 12 века- он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу- тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Котэнгу, «Ворон» тэнгу, младший тэнгу. Наиболее древняя его форма.  http://ol-louisa.narod.ru/Tengu.html

Ворон был символом борьбы и победы у древних славян и арабов, мудрая и вещая птица у эстонцев , Ворон с особым белым пером, может творить чудеса. В Баварии считается птицей счастья. Чехи считают, что Ворон приносит младенцев.
Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением  ками гор, порою выступая противниками буддийского учения. Со временем эта враждебность исчезла и тэнгу превратились в защитников любых святилищ и в первую очередь горных. (википедия)
Вот такой описан Тэнгу в Китае и Японии. Из описания получается следующая цепочка превращений таинственного Тэнгу: В Японии наиболее древний образ считается- Ворон. В Китае- лисица. А где же Небесная Собака? А в мифологии каких народов вообще были Небесные Собаки?
------
Симаргл (Семаргл) —  древнерусское божество с неясными функциями, входившее в пантеон князя Владимира. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами (как и его предполагаемый прообраз Симург). Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Так  в Повести временных лет сказано о Семаргле: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(;)марьгл или Семургл.
Персидское слово «S;murg» означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сасанидов ( III—VII вв) Симург был эмблемой Ирана. И.Е.Забелин полагал, что Сим и Регл заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до Р. Х.), в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.
Крылатый пёс Симург-Семаргл "с головою и лапами пса, крыльями орла. Семаргл имел тройственную природу. В широком смысле семаргл - символ "вооруженного добра", посредник между верховным божеством неба и землей. Он - покровитель богатств, скрывающихся в недрах земли, существо, оберегающее и вызывающее к жизни все то, что может дать земля: растения, родниковую воду, руды металлов, материалы для строительства и т.п.
Небо- азер-g;y, s;ma, кирг-к;к ,асман, курд-ezman, узб- осмон,
Африк-hemel, датс-himmel, идиш-himl, исл-himinn, нем-Himmel , норв-himmel, фриз- himel ,швед- himmel ,ненец-нум’ , корей-haneul, (Хим-Сим- произношение??)
лит-dangus, Арм-erkink'..  Ург - демиург «народный мастер», творец ?
Очень любопытно в этом отношении слово тайга- сиб., амурск. заимств. из алт., тел., леб., шорск., саг. tai;a "скалистые горы", ойр. taika (Радлов 3, 497, 767). Он считает первоисточником монг. и родственным тур. dа; "гора", тат. tаu – то же.
Горний Дух- он же как бы и Лесной Дух. Хотя, может невысокие горы тем и отличаются, что покрыты густым лесом. А если спросить у жителя такой местности- где ты живешь, он наверняка ответит- высоко …! И неискушенному непонятно- то ли в небесах, то ли высоко в горах. Вот и получается, что Тай-Тан, Тен- и небо, и тайга, и гора… Странно это. Но ничего странного ты не увидишь, если вкладываешь в это совсем другой смысл- Божество.
------
Самурай ( бу;си)  Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать». Самурайство зародилось в результате реформ Тайка (646 г.), которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан.
В древности причёска японского воина была проста, волосы собирали в пучок и связывали шнурком в один узел на макушке или в два узла на висках.
Впоследствии стали выбривать переднюю часть головы и делать причёску, получившую название "сакаяки". В конце XVI в. самураи носили особую причёску с выбритыми у лба и на темени волосами. Волосы на висках специально оставляли не сбритыми- "кобин" - "локон, оставляемый сбоку". ( Отчего –то вспомнилась Исида с младенцем Гором… Пожалуй, более нигде не встречался локон сбоку..)
Кобин был характерной чертой причёски самурая. После захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а остальные волосы заплетать на затылке в знаменитую косу.
Японцы всегда преклонялись перед белокожими дамами (это остается в силе и сейчас), поэтому японские знатные дамы сильно белили лица. Осирой (от японского сирой - белый). Историю отбеливания лиц можно проследить вплоть с эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел. В религиозном синтоистском обряде белый цвет означает чистоту.
 ( У меня слово Самурай видится как Небесный защитник.. почему так? Не знаю. На во многих восточных языках у слова Небо четко слышится СМ –симаргл, аз- s;ma.)
------
Псоглавцы. Собакоголовые.
 Святой Христофор. В годы правления императора Траяна, человек, носивший имя Репрев «отверженный», ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев. Древнейшее изображение святого находится на керамической иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. После запрета от 1722 г. Христофор изображался антропоморфно, в образе воина.

 С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку похожее слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Ханаан – это бывшая Финикия, в середине II тысячелетия до Р. Х. завоеванная еврейскими племенами. В древнееврейском языке слово «хананей» стало впоследствии означать «купец».

Геродот, описывая Тунис в районе залива Габес и озера Шотт-Джерид, заметил: «Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, собакоголовые люди».
Ктесий Книдский, древнегреческий историк, проживавший в Малой Азии и Персии, описывал кинокефалов как один из народов Индии, численность которого определил в 120 000. Плиний упоминает индийских кинокефалов такими словами: «В многочисленных горах там, обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц». Иоанн Плано Карпини — францисканский монах оставил в «История монголов» описание путешествия с ценными данными о странах и народах, им виденных. Собакоголовые народы у него упоминаются в контексте рассказа о южных завоеваниях монголов и их фольклере, в котором псеглавцы обозначались словом «нохойтерим», где: «нохой» означает собака, а , «терим» — голова. Аналогичные описания оставил помощник и соавтор Карпини, Бенедикт Поляк.
Марко Поло: «И есть много островов, на которых обитают люди с песьими головами».

Египетский Анубис, греческий Германубис и христианский святой Христофор внешне сходны и избражаются как в собакоподобном, так и человеческом обличье. Есть еще одна деталь, это сходство усиливающая. К Христофору обращаются при всяких опасных предприятиях, поэтому он защитник моряков, паромщиков, перевозчиков, путешественников, пилигримов, несущих ношу. С именем Христофора связано поверье: достаточно увидеть его изображение-образ, чтобы в этот день не подвергнуться внезапной смерти.
 http://arhivarrus.com/ww2/312-cynocefal.html http://arhi-tip.livejournal.com/123904.html
Тут я собрала все в одно. По-видимому, стоит как-то разделить. Цербер и Христофор- это совершенно из разного. Да и Анубис тоже. Но странность в том, что все они были из одного региона. Из того же, что и Небесные собаки…
-----
“В этом мире много богов, пророков и религий - но все они живут под одним Небом. А Небо называется - Тенгри!” М;ке Ярый
В 711-712 годах н. э. народы Каганата совершили стратегический поход от пределов Китайской стены до границ Северного Ирана. Это было первое столкновение двух великих религиозно-политических систем: Номадо-Тенгрианства и Оседлого Мусульманства; кочевой Степи и исламского Шахра (Города)- продолжение древнего противостояния - Ирана и Турана.
Первобытная религия  — почитание Тенгри — Голубого Неба — общая для всей степной Евразии. Л. Н. Гумилёв пришёл к выводу, что к XII—XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы). Сама религиозная система раньше называлась Анъ. Название системы сохранилось и по сей день у тюрков Алтая.
Л. Н. Гумилев пишет, что образ Тенгри — солнечный свет . На казахском языке следует читать как «Т;;рі», «Т;;ір», а не как «Тенгри» или «Тэнгри». «Т;;ІР» состоит из двух прототюркских слов «ТА;» и «І;ІР».  «Та;» (рассвет), «І;ір» (сумерки).  Идентифицировали «Та;» (рассвет) со «светом»- «белым», а «І;ір» (сумерки) «тьмой»- «черным». У Хакасов Алтая «береза» является священной. Черно-белая кора березы, напоминающая «Т;;ір» (рассвет и сумерки) . Черно-белой веревкой «Ала жіп» приносили присяги, давали клятвы. Оберег. http://www.zonakz.net/blogs/user/shuyt/19721.html
У японцев Священная веревка- симэнава, считается синтоистским символом чистоты. Первые упоминания об этих веревках появились в литературе  1300 лет назад.  Назначение верёвок - служить божественной оградой и своей силой не пускать скверну и злых духов  на территорию. -----
И наконец, древняя игра Египта «Собаки и шакалы». Игра появилась во времена IX династии (2135-1986 гг. до н.э) и к XII династии приобрела такую популярность, что египтяне стали брать её с собой в «загробную жизнь». Множество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в Египте, в Сирии, в городе Ур, в руинах древнего города Гезер в современном Израиле, в Сузах в Иране и на сопредельных территориях.
На доске две дорожки и множество полей. Доска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверстия и играть тонкими палочками. http://www.mirf.ru/Articles/art5074.htm/t
Мне почему-то видится, что неспроста это- собаки и шакалы. Анубис и Христофор.. Небесный и Подземный мир.. Черное и Белое..
 ------
Древние греки , также каки японцы представляли себе души умерших в виде бабочки.
-----
Далее. Язык. Но ты и сама тут мне многое расскажещь. Что есть общего в славянских и японском языках..)
----
Древние постройки. Городища в форме круга. В славянской культуре, в Японии, Англии, Аркаим. Для Индии и Месопотамии характерна квадратная форма городов.
----
Деревянное зодчество. Ни в одной культуре более так не распространено как в славянской и японской культурах.
---
Нецке и матрешки удивительно похожи. Египетские древние статуэтки и ненецкие резные фигурки.
-----
Любование. Особая чувствительность. Особое восприятие мира. Загадочная русская душа. Мне кажется очень похоже на Японию. Какое-то особое видение мира- мира глубокого и созидающего. Духи предков, Духи лесов и гор- Вселенная которая живет , соприкасаясь с нами.
----
К чему это я? Что возможно, очень давно на всей территории от Атлантики до Тихого океана был один народ- с одной культурой, мифологией, образом жизни и т.д., а потом в результате вторжения какого-то другого народа произошло смешение, расслоение и разнообразие ..

Можно, конечно, предположить, что ходили народы туда- сюда, перенимая по чуть-чуть от каждого. Но для животных , думаю , как и для людей тоже, это не очень характерно. Все занимают определенный ареал в течение очень длительного времени. Как правило, даже мигрирующие животные возвращаются в свои стации.
-----

И что же получается? Можно ли  увидеть в отголосках  древних эпох тонкую связующую нить между народами…  Японией , Скифией и Египтом? Такую древнюю, что  как и сейчас далеки они друг от друга. А нить эта, возможно,  проходит через Алтай. Или исходила из Алтая?

-----
Бледнолицие горние праведники с высокими большими носами, владеющие древним воинственно-защищающим искусством , способные подниматься в высокие горы подобно птицам. Со странной гортанной речью, в длинных плащах, подобно  крыльям, с мечами и оберегами, молитвами и заклинаниями…. Что мы знаем об этом мире? Только то, что нам разрешают знать….

----
И еще.С-Ц. Возможно ли переходы? Говорят, Свет-Цвет  - это разные слова, из различных истоков.
А Сёгун-Цигун? понятие Ци — жизненной энергии, которая рассматривается в качестве основы существования человеческого организма, и учит контролировать эту энергию. Определение слова «Гун» («гонг», «кунг») (;) дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы.  (Опять-таки забавно- гунны, конюнги kъn;zь, Koning- кунинги
Сёгу;н (яп. ;; сё:гун?) Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (;;, ji;ngj;n, 'генерал'). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия».
То есть, очень похоже, что это почти одинаковые слова, только в китайском- Ц, а в японском- С. А слово цинга? Когда-то давно читала, что назвали так из-за синюшности покровов- синьга ( сейчас в инете не нашла..)
Цыпленок. словен. сi;ра , Царь- сар, Цирк- circus "круг", и многие другие слова.

А Синай??? Уж не от Цинь?
Чжунго (;;/;;) — самоназвание Китая. Латинское название Китая «China», которое перекочевало во многие европейские языки, вероятно, происходит от имени китайской династии Цинь (221—206 до н. э.). Это название «Цинь» записывалось римлянами как «Cina», что со временем превратилось в «China». Слово «Китай» по общераспространенной версии происходит от имени «Катай»,кочевых монгол  киданов (китаев),
слова "Китай" - древнерусское понятие, означающее "огороженное забором, стеной место, Древнерусское "Кий" - палка, жердь, "Тай" - укрывать, прятать.
Серес (;;;;;) — греческое название Китая
«Синэ» («Sinae») — другое название Южного Китая, которое использовали греки и римляне наряду с «Cina» («China»).
Словом «Хина» («China») называют Китай в Центральной Европе, в частности в Германии и Польше (Chiny), а слово «Кина» используется преимущественно в Северной Европе, в частности в Швеции, а также в республиках бывшей Югославии и Греции.

Вот так забавно.Нам кажется какой Китай и Египет? Но судьбы народов так странно переплетены между собой, что вдруг на окраине Вселенной среди однородного местного населения вдруг встречаешь такие знакомые близкие глаза и скользящую улыбку, до боли родную и знакомую…

Так и в народах. Неизменно остается что-то очень далекое, их собственное,особое, что пронесли они через тысячелетия в сокровенности, тайне и незменненной сохранности.