Хорошая литература – это чувство точного слова и верного ритма, когда слова переставить нельзя.
Нынче поэт в России – вовсе не поэт. Такое время наступило…
Поэзия, как и жизнь, бедна без парадоксов.
Литература и искусство – это система основных ценностей, это совесть народа. Совесть внутри нас – это Бог. Потому во всяком творчестве, где утверждаются идеалы гуманизма, присутствует божественное начало.
Красота важнее денег и намного драгоценней всего остального.
Иные творцы похожи на воробьёв – на высокий полёт сил не хватает.
Минута творческого труда дороже часа созерцания, но без созерцания нет творчества.
Лелеять таланты – первейшая обязанность государства. Невостребованность таланта – губительна прежде всего не для художника, а для общества.
Посредственность врагов не сотворяет.
Плохих сочинителей ценю особо: учусь у них тому, как не надо писать.
Труд – необходимая приправа всякому таланту.
Время – лучший истолкователь и ценитель талантов.
Талант – не привилегия, а тяжкая ответственность. Талант всегда единичен.
Когда мне предлагают о вкусах не спорить, я начинаю отчётливо понимать причину обаяния безвкусицы. А между тем, в основе художественного вкуса всегда присутствует интуиция. Вкус – воспитуемое чувство, он дарит нам уверенность.
Искусство – столь же сложная сфера человеческой деятельности, как любая наука, а потому требует специальных знаний.
Художество, взгляды на теорию искусства невозможно и не нужно сводить к однозначным определениям. Противоречия, поиск не линейных формулировок, не упрощённых ответов – всё это является нормой общения для людей творческих профессий. Полного единомыслия мы никогда не найдём и все понятия не доведём до отчётливого восприятия, ибо нет в искусстве доказанных теорем.
Что мы имеем от искусства? Не больше того, что ему отдаём.
Между людьми творческих профессий нет единства взглядов и мнений. А почему оно должно быть? Опыт двух разных людей не может совпадать. Вкусы совпадать могут, а творческий опыт у каждого свой.
Вкус всегда указывает на знак качества. Иногда встречаю утончённую безвкусицу, когда кто-то рисует голую правду, но не может выплеснуть на холст или бумагу трепет впечатления.
Художественная правда не боится преувеличений, а художественный вымысел находится в границах вероятности. Врать в литературе можно и даже нужно, Но врать надо так, чтоб читатель поверил. Щеголять словами – это ещё не живописность языка, не высокий «штиль».
Я бы не написал ни одного стихотворения и ни одного рассказа, если бы точно знал, если бы видел, что являюсь безнадёжной бездарью, серой кляксой в литературе. Но я этого не знаю, не вижу. Быть может, пока не прозрел…
Сегодня искусство без жертв – не искусство, а так себе…
Хорошее произведение литературы или искусства не может нравиться всем. Убогим нравится убогость, серость и никчёмность.
Художнику на то и даётся талант, чтоб себя истязал.
Модернистское искусство, иногда вызывающее гнев у нормального человека, становится с чьей-то подачи всё более популярным. Вот так убивается божественная природа творчества и никому нет дела, что у подлинного искусства есть своя территория, а любые манипуляции чувствами исключают эту подлинность.
Послушные люди часто бывают приятны, но не часто умны. Свободу непослушания позволяют себе лишь талантливые люди. В непослушании развивается независимость.