Глава шестая. Электронная классная доска

Георгий Марсианин
            
 Подготовка к уроку физики отнимает у учителя много времени. (Это не только физика, но и любой урок в школе). Без приборов и демонстраций, только с мелом в руке у классной доски, урок физической теории или он посвещён только решению физических задач. Когда решаем, все пишут и все вычисляют. Но при объяснении нового изучаемого материала, «лучше один раз увидеть…». Правда, физика такой предмет, что не всегда там можно увидеть, но косвенно продемонстрировать можно всё, смоделировав незримый физический процесс, например, в атомно-молекулярной теории. А дети такой народ, что надо, потрогать, повертеть, и может быть даже…лизнуть! К электрофорной машине, когда вращают её диски, обязательно надо подставить руку, чтобы искры летели в ладонь, кололи и, даже били током. И тогда все смеются… ура! Мы победили природу! «Я могу даже держаться за голый провод оной рукой - говорит один семиклассник – я знаю, я пробовал!!»
- Ну и, что? - равнодушно говорю я ему.
- И не убило! – героически оглядывает он друзей.
- Это потому, что на тебе была сухая обувь.  Лучше всё же не пробовать. Ты ведь не решишься схватить гадюку за хвост? А электричество пострашнее змеи. Гадюка ужалит, и  спасут, а от удара током могут не спасти. И храбрости в этом никакой нет!
  Дети народ дотошный и пытливый. Им до всего надо докопаться и понять, особенно семиклассникам. «Бурно-помешанный» возраст! Как молодые петушки, и даже «кукарекают», как подростки, сиплыми голосами. Самый активный, самый трудный, и самый шкодливый возраст! Им надо всё увидеть. Электрон, потрогать руками, чтобы убедиться, что он есть!!! Их мышление на уровне «первобытного» человека, когда формировалось сознание. Почитайте Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» и сравните с семиклассниками обычной школы. Увидите сходство. Ему надо рассказывать, обязательно показывать, тут же комментировать, тут же записывать на доске и бумаге. Он, как ртуть в ладошке, не удержишь! Его сознание надо с первой минуты урока и до последней «привязывать» к обучению, иначе бесполезно затрачивать силы. На уроке должен работать весь класс и криком тут не поможешь, только время потеряешь. Воспитывать детей, это значит уметь загружать их делом. На уроке должны работать все дети, даже когда слушают одного. Стимулируйте их внимание к отвечающему ученику. Например, пусть за ответ на уроке ученику ставит не только учитель, но и весь класс. Каждый слушает и записывает на карточке свои замечания по ответу товарища. А вы за эту работу ставите каждому ученику оценку в классный журнал. Оценку ученику на уроке надо ставить за любую работу. Это и есть активизация класса. Я на практическом уроке лабораторных работ, или при решении задач, применял карточки-задания. Ничего это не прошлый век! Эффективно всегда! На карточке задание оценивалось 3, 4, 5 баллов.  Вот вам и накапливание оценок!! Вот тебе и объективная наполняемость журнала оценками! В журнале всегда надо ставить оценки каждому ученику, и, как можно больше. Чем больше оценок ученика в журнале, тем объективнее работа учителя с конкретным учеником. Это ученика стимулирует к учению, и, показывает всем, как ты с ним работаешь. И родителю есть на, что посмотреть. Так же и при решении задач, пусть сами себе ставят оценки, обозначенные в карточке. А вы проверили, насколько объективно он сам себя оценил. Это не только физика или язык, это воспитание скромности, объективности, справедливости! Смотрите как много дел можно сделать на уроке, если правильно организоваться и приучить к такой организации класс. Ученик  решил –  сам себе поставил и заработал оценку. Нет оценок в журнале, учитель не работает с этим учеником и вообще учитель плохо работает на уроке.  Без оценок в журнале стимула к учению нет. И попробуй, докажи родителям и начальству, что ты работаешь с этим ребёнком. Чтобы оценки были неформальными, ищи способ объективной оценки знаний. Мы часто произносим: «Не воспитали! Не привили!» А где, скажите, то время, когда учитель или родитель должен «воспитать», «привить»? Оно может быть только в деле. Делом надо загружать детей и научится это делать самому. Я тебе подсказал, как надо. Карточки, раздаточный материал, применим на любом уроке.  Например, при  фронтальном опросе, т.е. всех учеников класса одновременно,  предложи всем ученикам дома сделать заставки. Это картонные прямоугольники с ручкой. На одной стороне написано «Да» на другой «Нет», или «+» и «-». При ответе на вопрос учителя, учащийся обращает к учителю свой ответ. В таком случае работает весь класс и все думают. Ответ рукой, не ответ. Он может быть фальшивым.  Руку тянет, а не знает. Здесь же он вынужден думать. Но, к тому же, учитель сразу может ставить оценки в журнал за фронтальный ответ. Накапливайте, накапливайте, как можно больше, оценок в журнале! Вы этим самым приносите пользу и себе, и всем! Пусть не все они объективны, но, по закону больших чисел, приближаются к объективности. Но я это, так,  к слову. Не стесняйся повторять правила, формулировки и формулы с учениками вслух несколько раз. Со стороны это кажется абсурдным, в  действительности – необходимым. Новую формулу повтори на уроке, раз пять десять, да ещё при закреплении, да ещё при задании, да ещё при повторении на следующем уроке, да ещё через несколько уроков. Вдолби! Ввинти на всю оставшуюся жизнь! Да ещё покажи на практике несколько раз.  «Repetitions est mater studiorum!» (Повторение – мать учения!) говорили древние римляне. Попробуйте научиться математике (и физике тоже), если вы не знаете таблицу умножения и формулы сокращённого умножения! Не представляю, как вы станете изучать дифференцирование, если не постигли элементарного?!  Все думают, что высшая математика это, что-то заумное, а она вся построена на основании элементарных знаний школы. Арифметика «оделась в шубу» символов, знаков, условностей, формул, вот и всё! Не знающий арифметики,  не постигнет алгебры, тем более высшей. Кстати, арифметика самый трудный предмет в образовании! Вот почему её надо учить в раннем детстве! Память свежая и на всю жизнь!   Можно вообще не учиться! Можно вообще не вычислять! Можно даже не уметь читать и писать! Александр Данилович Меньшиков «читал» газету вверх ногами, делал вид, что грамотный. При этом он был вторым человеком в России после Петра первого, имел диплом академика Российской академии наук, подписанный Исааком Ньютоном. Польза-то кому от этого?! Хвастовство одно!! Вот какой я умный!! А умный ли, если всю жизнь копил и воровал деньги, чтобы в один день всё потерять!! 
 Чтобы хорошо подготовиться к любому уроку, надо затратить, как минимум, два часа личного времени. Это работа. Но за неё никогда не платили учителю, ни меценаты, ни государство. И вообще не считали необходимым потому, что никто не сможет учесть готовился ли ты к уроку или нет. Молодые иногда хвалятся тем, что дают урок без подготовки. Это показ на публику и похвальба. Хороший урок без подготовки не бывает, а плохой никому не нужен. Ну и, что с того, что ты можешь прыгать без парашюта?! Кому от этого польза? Доверия в финансовых делах не бывает, а за качество урока оценки также нет. Можешь проводить урок, как попало, лишь бы перед начальством отчитался. А если с начальством в дружбе, то ещё и «учителем года» станешь. Кто когда и по каким критериям оценивал учителя?! Конечно, можно посетить три урока, или даже один, и сделать объективный вывод о профессионализме учителя, но это, ни о чём не говорит. Это необъективно. Можно проверить знания учеников и сделать выводы. Это уже ближе к истине, но и тоже необъективно, потому, что учителю повезло, и подобрался талантливый класс. Можно работать на «показуху». На открытом уроке показать   высший уровень мастерства (чтобы стать учителем года, обласканным начальством), но повседневно «валять дурака». Сложное это дело – школа!! Это только со стороны кажется, будто это пустяковая работа, «болтай себе языком»!! Поэтому, если вы вдруг заговорите о том, что учителю надо платить за подготовку урока, да ещё публично заявите об этом на всю Россию, «вздрогнет от негодования» вся чиновничья рать системы образования. Вдруг учитель получит зарплату больше чиновника!!! Что тогда? Ка-та-строфа! Ломоносов 250 лет назад не брал денег за подготовку лекций, а … Бальзаминов, берёт!! Вот нахал учитель Бальзаминов, добился все же, через суд! А ведь ему не положено!! Кем? Кто платит, всегда требует, больше человеческих возможностей. «Я тебе плачу зарплату, а…ты не стоишь на коленях перед директором!»  Но, учитель тратил личное время, выписывал, проверял, читал, рассчитывал. Делал работу для урока в личное время. Истина на стороне учителя. С другой стороны, учитель, готовился старательно, пришёл на урок, а учить некого. Нет учеников!!  Нет, молодые люди, конечно, есть, сидят все тридцать человек, но они не хотят учиться, а просто «отбывают повинность». Они изображают средневековую бурсу, невежество и глупость. И как тут быть?! Что, конкретно Вы, предпримете в этом случае? Вы включите интеллект. Есть  «золотое правило» просвещения – молодые любопытны, любознательны. Урок вы подготовили и способны дать его в любой момент, но обстановка работает против вас. Так поработайте на свой учительский авторитет и расскажите то, что может их заинтересовать и удивить. Если вы физик, то пофантазируйте про летающие тарелки, это любимая «безразмерная» тема. Если вы биолог, то почему бы вам не рассказать о том, как в соседнем районе обнаружили змею с двумя головами, затем поверните на мутацию, а потом уже на тему своего урока. Искусство учителя – управлять сознанием своих учеников. Если Вы умеете водить их в любом направлении знаний, значит, вы сможете привести их куда надо! Умение организовать класс для урока, большое учительское искусство. Этим владеет не каждый. Начали урок с грубости, подавили сознание детей и хорошего урока не будет. Рассмешили с первой минуты, весь урок будут хохотать, а когда работать? Как быть? Ученики приветствуют учителя вставанием. Этому правилу больше тысячи лет и оно верное. Не сажайте учеников, пока не успокоится весь класс. Если вы приучите к этому с первого знакомства с классом, это станет системой. Вот эта минута и есть организация класса. А теперь, как только посадили, то, не теряя ни минуты, включайте интеллект. Вы уже, по опыту знаете своих учеников, поэтому, если они возбуждены, начинайте фронтальный опрос, если слегка подавлены – индивидуальный, с участием класса. Учите логике доказательства на любом предмете. Это развивает мышление. Извините, дорогой читатель, увлёкся рассуждением о школьном опыте!  Урок – основа образования любой страны мира. Время урока – 45 минут. Это многовековой опыт цивилизации и не подлежит сомнению. Увеличивать или уменьшать время урока нельзя. Если увеличить время урока, сознание ученика не справится с запоминанием и усвоением знаний. Если уменьшить время урока, не уложиться в план. Урок - самая зыбкая основа образования. Это потому, что веками он держался на учителе и очень слабо на ученике. Для младших возрастов, учитель – всё: источник всей информации, организатор и ведущий. Это понятно и не подлежит сомнению. Но такая тенденция сохраняется и для старших возрастов потому, что, объективно, нет той грани, где бы ученик оказывался на уровне учителя и также становился источником информации. Если в старших классах часть учеников выходят на уровень учителя, то это лучшие, наиболее способные учащиеся. Создать полноценную обратную связь «ученик – учитель» пока ещё не удавалось. Это и есть главная проблема школы. Если она решится при помощи информационных технологий, школа принципиально изменится. Попробую на языке капиталистического рынка объяснить эту мысль. Учитель обеспечивает «предложение» знаний (товара). Ученик составляет «спрос» знаний (спрос на товар). Так вот «спроса» нет, или он очень мал. Ученику не нужны знания потому, что нет ответа на вопрос «зачем?», Нет работы, нет перспективы, кандидат технических наук работает «челноком». Ещё в начальной школе можно убедить ребёнка учиться писать и читать, чтобы быть грамотным. Учитель готов дать знания, ученик не готов их получать по разным причинам. Учитель жёстко привязан к своим обязанностям, он получает зарплату за свою работу. Ученик привязан к ответственности перед родителями, нередко формально. Всё зависит от семейных отношений. Возможность «привязать» ученика к получению знаний ограничивается: его волеизъявлением, знаниями ученика и врождённым интеллектом, правами человека, ювенальной юстицией и другими причинами. В системах «ученик-учитель» или «учитель-ученик», за некоторым исключением, очень слабая обратная связь или отсутствует совсем. Основная задача информационного общества, пока ещё никак не обозначенная, создать средствами новых информационных цифровых технологий  надёжную обратную связь в системе «ученик-учитель-ученик». Это неизбежное, неотвратимое начало «Новой школы», пока ещё не созданное ни в одной стране мира.
 Над этим я стал задумываться всё больше и больше, готовясь к урокам физики. Ещё когда-то, работая над темой диссертации в институте «Об электромагнитных явлениях в живой клетке», я начертил схему прямой и обратной связи между головным мозгом и внутренними органами человека. Меня осенила мысль, что природа повторяет себя на всех уровнях. Как годичные кольца на срезе ствола дерева отражают жизнь и развитие конкретного дерева, так и слои подкорки головного мозга, и их связь с внутренними органами, отражает эволюцию живых организмов. Но главное в этом то, что прямая и обратная импульсная связь головного мозга и внутренних органов, имеет многократный уровень защиты.  Многочисленные мутации в организме из-за усложнений внутренней и внешней среды, заставляли организм приспосабливаться. Это приспособление выразилось в увеличении слоёв подкорки и усложнении схемы связи с внутренними органами.  Природа использовала внутри организма надёжные цифровые технологии задолго до того, как человек додумался применить их во всех современных системах связи, электроники и телевидения. В природе нет изобретения, где человек превзошёл бы природу по изобретательности и совершенству. Задумываясь над совершенствованием урока, размышляя о путях его дальнейшего построения, я всё чаще и чаще обращался к телевидению и электронике. В те годы уже вовсю было развито учебное телевидение и не только в «забугорье», но и у нас. Особенно преуспевали в Ленинграде, где сформировалась хорошая школа специалистов в разных направлениях телевизионной техники. На уроке я широко использовал осциллограф в демонстрациях. Но подумал, что было бы удобно совместить телевизор и осциллограф. В те годы центральное телевидение транслировало учебные телепередачи всех уроков, и было бы удобно на уроках физики иметь прибор и телевизор, и осциллограф, да ещё и классную доску, где можно записывать мелом формулы, рисунки, эскизы. Так родилась идея электронной классной доски. Я рассказал об этой идее своим ребятам и поделился мыслью с Полежаевым. Николай Григорьевич одобрил идею. Он сказал Анне Петровне о материальной поддержке. Нам никогда и ни в чём не отказывали, и этому было оправдание. Нам принесли столешницу от стола. Это должна быть доска и ножки от старого, списанного телевизора. Сам телевизор был разобран на блоки и платы. В доске мы пропилили прямоугольники, и монтажная плата лампами обращалась на лицевую сторону, а монтажом на противоположную. Работа шла споро и вскоре мы испытали развёрнутую схему телевизора в действии. Мои сомнения не подтвердились. Схема работала ничуть не хуже чем в корпусе. Мы получили сочную хорошую картинку с нормальным звуковым сопровождением. Схема осциллографа тоже работала исправно. Директор посмотрел и сказал:
- Вот и хорошо. Теперь у нас есть замечательный экспонат на выставку детского технического творчества после весенних каникул. Утрём нос другим школам!
 И действительно утёрли! «Доска» заняла первое место среди сельских школ области. Возникла мысль: «Стоило ли стараться ради выставки! Но начальство оспаривать не стоит. Себе дороже» К тому же опять была проблема квартиры. Надо, наконец, собрать вместе всю семью. И на каникулах я поехал в Новосибирск.