Глава пятая. Новогодний бал

Георгий Марсианин
               
  Наша с Мишенькой жизнь постепенно наладилась. Он пошёл в школу, в пятый класс, и теперь мы оба работали. Встречались только в обед, да вечером. Сын после обеда уходил в спортзал, там учитель Дианский проводил занятия спортивного кружка. Миша увлекался спортивными играми, а мне хотелось приобщить его к физике, радиоэлектронике, но он предпочитал спорт. Я очень сожалел об этом, но виноват был сам, не смог увлечь сына, предпочитая уважать его выбор. Думаю, не всегда следует считаться с выбором детей. Их незрелый опыт не сможет правильно сориентировать в выборе профессии. С другой стороны, и навязывание своего взгляда также может навредить. Тут то и следует проявить житейскую мудрость, но именно её-то и нет.   Круг нашего общения и знакомств заметно расширился.  Особенно сблизился я с семьёй Чепурновых. Обаятельный, доброжелательный Василий Михайлович и его супруга Валентина Петровна часто приглашали меня в гости. Я видел их душевность и не отказывался. Тем более, что у Чепурновых был ещё один привлекательный человек для общения, тесть  хозяина, Пётр Анисимович. В ту пору ему было за семьдесят. Он, как и его супруга дворянского происхождения. Это виделось и по внешности, и по манерам. Белая, дородная, седая дама, Елизавета Григорьевна, поприветствовав гостя для порядка, больше не появлялись в мужском обществе, как и её дочь, хозяйка дома. Порой мы, мужчины засиживались подолгу. Разговоры о жизни, политике и прошлом увлекали нас. Пётр Анисимович был замечательным рассказчиком. Он, штабс-капитан царской армии, в гражданскую войну, был начальником штаба в Чапаевский дивизии. Конечно, это было особенно интересно. Для нас с Василием Михайловичем он был живой историей. Заменил он на этом посту, кажется, Фурманова. Доверительные беседы проходили уже в ту пору, когда  не опасались откровенно говорить на политические темы и сравнивать прошлое с настоящим. Это были уже времена «кухонной демократии, «говори, что угодно и пока язык не заболит». Языки обычно не болели, особенно у мужиков и они бойко обсуждали новые большие награды Леонида Ильича.  Обычно, я не злоупотреблял приглашениями в гости. Так было всегда.  С хорошими друзьями не следует часто обниматься, чтобы не разрушить дружбу.    Я готовил демонстрации к уроку, когда в кабинет физики пришёл Чепурнов, и дружественно улыбаясь, произнёс:
- Что хорошего надумали физики в своём научно-техническом обществе «Электрон»?
- Стараемся! – ответил я. – вот монтажные макеты младших ребят с транзисторными приёмниками. Скоро будем включать.
- Что же, все одновременно?
- Конечно же, нет. Мы обучаемся по ступенькам. По ним сразу поднимаемся все. Разобрали узел, изучили его работу, включили и посмотрели на приборы. Каждому понятно? Замечательно, идём дальше! Начали с простого, постепенно усложняли, достигли результатов. Бывают нетерпеливые. Им всё скорее и сейчас. Таких убеждаем, почему «скорее» нельзя. Скоро финал работы и каждый увидит свой результат. Я убеждаю ребят правилу «семь раз измерь, один раз включи». Бывает ведь и аварийная ситуация. Подумаешь, выйдет из строя деталь! Не в ней дело, а в правилах работы с электрическими приборами. Ведь это электрический ток, а он страшнее гремучей змеи!  Надо не бояться его, но всегда помнить опасность.
- Это правильно. –  удовлетворился завуч .
- У нас не просто кружок, а научно-техническое ученическое общество. Разница в том, что здесь один коллектив и старших, и младших. Старшие  ученики, в работе с младшими мои настоящие помощники и опора. Толковые ребята. Вначале я изучаю со старшими, а потом с младшими избранную тему. Старшие повторяют, обучая электронике малышей. Старших я ещё обучаю и  телевидению.
- И как только у Вас хватает времени на всё?!
- Рано встаю, поздно ложусь. Ко времени сказать, у меня есть к Вам дельное предложение.
- Что именно?
- Думаю, следует начинать подготовку к  новогоднему празднику.
- Что Вы! В октябре!?
- Да. Именно в октябре. Да ещё и маловато времени.
-  Почему?
- А это большая и кропотливая организационная и подготовительная работа, если вы хотели бы получить хороший эффект. На мой взгляд, подготовка в школе к новогоднему празднику большое дело. И, как я понимаю, в школьных делах мелочей не бывает и даже игру можно превратить в средство воспитания.
- Это, разумеется, так, но не  помешает ли такая работа учёбе?
- Этой подготовкой мы будем заниматься во внеурочное время, но, она должна захватить всю школу и, разумеется, детский дом.
- Да, да. Я согласен, именно всех, весь детский коллектив.
- Мы начнём работу с того, что каждый из учащихся выберет себе тему, костюм и маску. Маску он может лепить вместе со всеми. Каждый , ведь не знает, чья это будет маска. А костюм будет держать в секрете. Так будет интересней для всех. Тайна костюма сохраняется до подведения итогов конкурса на наиболее интересный костюм. И приз должен быть привлекательным.
- В этом мы убедим Николая Григорьевича, думаю, он поддержит.
- Нам потребуется помещение и материалы. Я видел в детских комнатах у детей много акварельных красок и цветных карандашей. Мне показалось, они используются  плохо, и валяются, где попало. А тут они понадобятся всем для раскрашивания масок. Можно себе представить, как разыграется детская фантазия.
- Всё зависит от организаторов – сказал завуч – как они убедят ребят и «подогреют» их воображение.
- Вот увидите, какое будет столпотворение в школьную библиотеку.  Надо выбрать тему, потребуется сборник сказок. Надо освежить в памяти литературных героев. Кому-то из ребят потребуется помощь, ведь сами они не все могут справиться с такой задачей.
- Мы активизируем воспитателей и учителей. Нужен педсовет, чтобы всё обсудить.  Вы предложили замечательную идею, и мы немедленно обсудим  её с Николаем Григорьевичем. Идём!
   Директор нас сразу же поддержал и воскликнул:
- Замечательно вы всё придумали. Всё это действительно мощное средство влияния на детскую среду целое полугодие. Ведь есть же цель! Есть цементирующая весь детский коллектив задача и её выполнение зависит от организации и организаторов. Замечательно! Поддерживаю всё и обязательно. Что вам необходимо из материальных средств?
- Нам потребуется помещение, где мы могли бы лепить маски и мастерить  разные изделия к костюмам.
- Помещение есть. Это просторный чистый и удобный подвал главного корпуса. Я сегодня же распоряжусь, чтобы его приготовили, а насчёт материалов, напишите список и отдайте Анне Петровне. Я её предупрежу. Будем использовать также нашу мастерскую трудового обучения. Итак, мы решили, думается, начать большое воспитательное мероприятие. Вскоре у нас после уроков закипела работа. В подвальном просторном помещении я, вместе с помощниками из ребят старших классов, раскладывал на столах кучками глину, поставили в помещении бак с водой и кружками.  Всё приготовили к назначенному времени. Шумно появились подростки. Набрался целый класс. Я их организовал, как на уроке, и объяснил суть дела. Мы лепим из глины копию маски. Ту основу, на которую будем клеить мокрую бумагу с жидким клеем. Бумага облепит форму, каждую вмятину и выступ и когда высохнет, может отделиться от основания, если между бумагой и глиной будет вещество, не позволяющее бумаге прилипнуть к глине. Тогда маска легко снимется. Снятую маску обклеиваем чистой белой бумагой и ждём, когда высохнет. Затем маску раскрашиваем акварельными красками по желанию, но так, чтобы поверхность не была похожа на грязь. Какие будут вопросы?  Вопросов нашлось много и тогда я, обращаясь ко всем, сказал:
- Друзья!  Теперь я объясню вам, как лепить основу. У каждого из вас на столе есть кучка глины. Когда я закончу объяснение, и мы приступим к работе, то увлажним глину. Это необходимо затем, чтобы замесить и превратить глину в комок, так как делается это с хлебным  тестом. Влажный ком глины мы старательно перемешиваем, мнём, катаем, колотим о поверхность до тех пор, пока этот комок не превратится в однородную мягкую, податливую, массу. Она должна приобретать такую форму, какая нам необходима. А теперь следите за моими руками. Я стал замешивать глину, залив немного воды и объяснять по ходу, как надо делать. Воду надо добавлять постепенно всё больше увлажняя комок. Теперь приступаем все к работе над основой. Подсматривать друг у друга вид маски необязательно. Все маски должны быть разными. Иначе не будет интересно. Мы договаривались, что каждый из вас поработает в библиотеке и подберёт себе тему. Не так ли? Поднимите руки, кто не выполнил это задание?
  Поднялось несколько рук.
- Ладно – сказал я – не буду спрашивать, почему вы не выполнили. Будете работать со мной на своих местах. Я подойду к каждому и объясню. А теперь внимание всем!  Вначале следует придать форме приблизительные размеры своего лица. Для этого существует измерительная сантиметровая лента. Её надо приложить так вот – и я показываю на примере. Детали маски каждый из вас делает самостоятельно. Кто-то изображает птицу, кто-то зайца, кто-то сказочный персонаж. Если не получается, я помогу каждому. Теперь приступаем к работе. Работать с творческим коллективом детей нелегко. Они одновременно работают, говорят, ругаются, кричат, подсматривают друг у друга, задают вопросы и делают ещё много всего.
- Ты останешься без маски при такой работе! – говорю я кому-то из них.
- Ну и пусть! – отвечает он, а сам смотрит, как у соседа. Я подходил к каждому и объяснял, показывал, убеждал.
   Когда маски были сделаны, мы их высушили, покрыли «черновым» слоем, опять высушили и только потом приступили к основной работе. Задолго до наступления праздника все маски были готовы, раскрашены. Готовили костюмы. Шили, примеряли. Работа кипела. И вот приблизился праздник. Подготовили спортзал. Установили ёлку, нарядили. В зале были лоджии и там должны разместиться приглашённые. Мы позаботились, чтобы звуковые колонки не заглушали праздник и поэтому разместили их в верхней части зала. Был старательно разработан сценарий ёлки для малышей и старшеклассников. Я так подробно рассказываю обо всём потому, что кто-нибудь при подготовке у себя такого же праздника воспользуется опытом. Возможно у многих это получалось лучше, чем у меня. Важно то, что новогоднему празднику в любой школе и всегда надо придавать особое значение. Я это ещё и к тому, что любой школьный праздник надо готовить особенно старательно. Детство самая памятная часть жизни. Дети запоминают всё и надолго. Если запоминаются детали школьной жизни, то особенно яркие. И если вы хотите оставить след в памяти человека навсегда, то особенно старательно делайте всё это в школе. В школьной жизни нет мелочей. Есть кропотливая, старательная и трудная школьная работа, формирующая личность. Праздник прошёл у нас замечательно и уверен, что его участники запомнили это на всю жизнь. А это память детства, прочная и благородная. Кем бы и каким бы не стал человек потом, эти минуты он запомнил навсегда. Пришёл 1969 год.