На велосипеде в небо

Вик Юрич
В солнечный день августа, один хороший человек ехал на велосипеде, у него случился приступ эпилепсии, он упал в канаву с водой и захлебнулся. Быть бы ему в живых, только рядом никого не оказалось, ипадение стало роковым. Так неожиданно и необычноушел в другой мир чудак, которого в небольшом уральском городе прозвали -рыцарем неба и обочин, мужики в гаражах просто – Андрюха «Кулибин».
Явился на свет он в Башкирии,как оказался в этом городе никто не знал. Долгое время работалсварщиком на «грязном» производстве, и однажды собрал в гараже свой первый велосипед; занятие стало для него некой хорошей болезнью, и причиной смерти.
С того дня жителистали замечать странного велосипедиста:человека в очках, с пышными усами, в рабочем костюме цвета хаки, с карманом на груди, на ногах -кроссовки с тремя полосками, голову венчала кепка.
На дорогах города «всадников»было немало, но этого отличал странного вида велосипед,вернее велосипеды, что стали появляться под ним регулярно – со странными, с высокой спинкой, фанерными сиденьями, с педалями расположенными под рулем, иногда с самодельным прицепом. Он курсировал по городу зимой и летом, был не однократно замечен за его пределами на приличном расстоянии.
Появление его на параде 9 мая было встречено молчанием. Ехал он один, на странном велосипеде, в своей обычной одежде, спереди на руле висел рюкзак. В руках был флаг с гербом города. Он проследовал мимо замолчавших толп людей и трибуны с городским начальством. После его проезда, народ зашумел, обмениваясь впечатлениями, на шедшую колонну после «Кулибина» и приветствия с трибуны горожане уже не обращали внимание.
«Кулибин» не признавал автомобили, был даже их противником, предпочитая двигателям с вредными выхлопными газами, кручение педалей,с газами естественными,где двигателем являлся сам. Куда бы он ни двигался, его передвижение, со стороны, было наделено непонятнымсмыслом,придавало таинственность, и привыкнуть к его появлениям не получалось и было новостью. Многие горожане считали его странной личностью, крутили у виска пальцем, знающие – уважали.
Однажды произошел случай, который чуть не стал последним днем его жизни. Водители общественного транспорта обычно недолюбливают велосипедистов - автобусы крупны и неповоротливы, из-за маневрапассажиров мотает, и часто на остановках водителю автобуса выговариваютнедовольства.Водитель автобуса на дороге находится при равных условиях с велосипедистом и вынужден его объезжать, и значит «получать» от пассажиров, потому на одних маршрутах они часто встречаются и нередко враги.
Так было ис Кулибиным, который ездил по одной и той же дороге несколько раз в день, нажил себе врагов из «автобусников» - так он их называл. Но особенно отличался водитель на старом автобусе. Злобу он вымещал на пассажирах, тряся их на неровностях и наблюдая с удовольствием взеркало салона, на прохожих, которых окатывал из луж водой. Велосипедистов пугал, но этот не боялся и спокойно ездил по обочинам, и это его злило. Однажды летом он заметил «Кулибина»издалека, на «смешном» велосипеде. Андрей ехал по делам, в ушах были наушники, как вдруг почувствовал с ветром пронесшийся очень близко автобус, по какой-то причине принявший близко к обочине. Он не мог предполагать, что водители на такое способны. От близости борта его закачало, он упал, велосипедпролетел через него под откос. Злой водитель торжествовал, достал сигарету и закурил -настроение поднялось, а «Кулибин» лежал в туче пыли,распластавшись на обочине, из ушей вылетели наушники, разбитые очки лежали рядом. Мимо проезжали автомобили, никто так и не остановился, но притормаживали и внимательно смотрели.
Андрей вытащил велосипед на обочину, осмотрел его - исправен. Сунув плеер в кармансел на сиденье, надавил на педали и погнал по маршруту злополучного автобуса и вскоре свернул в пролесок, решив ехать наперерез.
В лесу было сыро, солнце здесь не властвовало, и умиротворение природы возвращало к нормальному состоянию, но Кулибин крутил педали, понимая, что дальше так продолжаться не может, ведь очередной жертвой злого водителя может оказаться кто угодно.Впереди просветлело, и в просвете деревьев появилась дорога и остановка. Было жаркое лето и дорожники спешили ремонтировать дорогу. У остановки,рядом с дорогой,они нагребли огромную кучу старого асфальта и «Кулибин» свернул к ней. Оставив велосипед, он вооружился двумя кусками асфальта и взобрался на самый верх. Через какое то время показался автобус. Он приготовился и в то время водитель заметил его - и испугался, но было свернуть некуда- обочина завалена щебнем, сзади давила колонна автомобилей, плетущихся по залитой битумомдороге. Первый кусок асфальта попал вкрышу автобуса, второй в дверь. Автобус пролетел мимо остановки, так и не высадив пассажиров, которые уже звонили, прося остановиться. Кулибин понимал, что поступил плохо, да эмоции взяли свое и не мог не наказать проказника.Уже послеон не видел на этом маршруте того водителя – который толи уволился, а может, попросился на другие маршруты.
Будучи человеком идейным и уже взрослым, Андрей почувствовал необходимость в последователях. Мальчишки наполнили его пространство жизни в кружке, при станции юных техников, с добрым названием «Самоделкин». Обход местных свалок и пунктов приемов сдачи металлолома давал массу запасных частей и узлов для будущих чудес велосипедной техники. Добрые люди, узнав о нужде, несли им останки старых велосипедов.
Гараж кружка стал Меккой для школяров. Он напоминал кладбище пришельцев: скелеты рам висели и лежали, стояли по углам и были заткнуты за трубы отопления, рогами торчали рули, в деревянных ящиках находились мелкие детали, колеса, часто без шин были наброшены сверху.В момент творческого озарения, над этой железнойкутерьмой появлялся «Кулибин», часто не один, всматривался, обходил с другой стороны, и опять смотрел. Заметив необходимую деталь, он вступал в бой с войском железок, откидывая ненужные части, и добравшись, вытягивал зародыш будущего технического чуда.
На свет начали появляться странные средства передвижения: велосипед, внешне напоминающий мотоцикл с коляской, для поездки вдвоем, аппарат с двумя колесам сзади и лыжей для управления спереди – для поездок в зимний период. В момент первой поездки новой модели,«Кулибин» стоял, немного согнувшись, и проникновенно смотрел в след уезжающим мальчишкам. Однажды за ворота гаража выкатилистранное устройство, четыре колеса которого были сделаны из камер грузовых автомобилей, накачанных до невероятных размеров, пассажир, он же и водитель-двигатель располагался между ними на раме и крутил педали цепной передачи, побеждаябездорожье.
Самым добрым изобретением стал велосипед для мальчишки, страдающимДЦП, который до этого никогда самостоятельно не ездил, икатался на нем по двору без посторонней помощи.
О «Кулибине» заговорили. В местной газете появилисьстатьи, был снят сюжет на областном телевидении. Вертевшие у виска горожане – замолчали.
А он, обосновавшись на дорогах и обочинах,уже глядел в небесную высь, что влекла его божественной чистотой, ветром и отдалением от мира, где его не понимали.
Поставил его «на крыло» друг, в прошлом летчик. И теперь в выходные и отпуска, сложив летную амуницию в прицеп велосипеда, он отправлялся на возвышенности, чтобы оказаться в небе.
Параплан стал его пропуском в небо, так как стоилне дорого, воздух не портил, свободно влезал в прицеп велосипеда. Первые подъемы рядом был друг, затем Андрей начал летать самостоятельно. Это было то, о чем он мечтал, к чему шел и готов был посвятить свои последние годы.
Он чувствовал, что скоро уйдет и жил на пределе сил, так просила его живая натура. Появление его очередной раз на майском городском параде было встречено с шумом, кто-то захлопал в ладоши,с трибуны егопоприветствовали и поздравили.

У храма толпился народ. Мимо проходили люди, спрашивали, кого хоронят. «Кулибина» -отвечали стоявшие. «А,это того, на велосипеде? «Что случилось?». «Утонул он».Проходящие мимо горожане останавливались и присоединялись к толпе, и скоро церковный двор оказался заполненным. У изгороди стояли велосипеды, их хозяева, мальчишки, стояли притихшие, плохо понимающие, что такое смерть, но понимающие, что осиротели.«Его воспитанники» - шептались собравшиеся, сочувственно кивая, - «кто теперь с ними будет-то»?
Казалось бы, нелепый случай, странная смерть. Возможно, на земле ему уже было тесно. Если умирает человек, обычный, ничем не примечательный, понимают - пришло время. Когда уходят «Кулибины», говорят - ушел рано, наверно от них ждут большее. С их смертью уходит непонимание, усмешки, травля и они вдруг становятся почитаемыми своими обидчиками. Их называют друзьями те, ктобил, пытаясь попасть под благодатную тень чудака. В чем же их сила, даже после смерти?
Просто они были свободны.