Глава третья. Какой Вы... учитель?

Георгий Марсианин
               
   «Встречают по одёжке, а провожают по уму!» - так и есть. Первая встреча с учениками всегда испытание. Как примут, как оценят в первые минуты встречи – всё важно. Школьная жизнь вся из встреч и разлук. Каждый год кто-то с кем – то  встречается впервые, надолго, возможно навсегда.  Так же и расстаются те, кто годами привыкал друг к другу, иногда трудно, тяжело, неохотно. Это и ученики, и учителя, и родители учеников. Баловни семьи, первоклашки, впервые в жизни переступают школьный порог. От первого впечатления ребёнка о школе, о друзьях, об учителях, зависит всё: и будущие отношения со сверстниками, с учителями. От первого впечатления зависит: и желание учиться, и душевное состояние, и среда ежедневных  отношений, детская среда обитания,  на ближайшие десять или более лет. Здесь формируется человек, гражданин, с его характером, взглядами, индивидуальностью. Раскроются ли его способности, талант, душевные качества, или навсегда погаснут, так и не вспыхнув яркой звездой на всю оставшуюся жизнь, зависит от первой встречи и первых впечатлений. Посмотрите люди на себя со стороны, вас формировала, высекала, лепила и шлифовала семья и школа. И даже не столько семья, сколько школа. И даже не столько семья и школа, сколько детская среда, окружение и улица.  Первое знакомство ребёнка с учителем, особенно интересно первоклашке. Перед учителем – ребёнок. Это ещё не ученик. Он только «выглянул» из  семейного «гнезда». Он ничего не знает об отношениях с другими людьми, с взрослыми и такими же детьми, как он. Самый ответственный момент жизни для всех. От первых минут общения этих людей зависят все поведенческие установки у детей, родителей и учителей.
  Первое знакомство учеников с новым учителем для детей любых возрастов самое главное в школе. Они с нетерпением ждут его появления. Каков он, новый учитель? «Встречают по одёжке…», по внешности учителя происходит первое, устойчивое впечатление. Это гораздо серьезнее, чем думает кто-то. Учитель обязан быть привлекательным. Его внешность и одежда должны строго соответствовать его возрасту. Двадцать, тридцать, шестьдесят пар глаз увидят у вас всё до мелочей: оценят, какой на нём костюм или платье, какие пуговицы, какая обувь и чистая ли она? Дети, беспощадны, для них причин не существует. Им важно, какое лицо. Особенно, какие глаза, губы, зубы, нос, рот, волосы, причёска. Они отметят, как ходит учитель, как встаёт и садится. Они отметят все изъяны. Вам невозможно утаить от них ни один из ваших пороков. Самое главное, как этот учитель говорит, какая у него речь. Не думайте, что ваши слова-паразиты останутся без внимания. Из этих слов позднее сформируется кличка и прилипнет к вам навсегда. У любимых учителей кличек не бывает. Если у вас дурной запах изо рта, его почувствуют ученики, сидящие сразу за учительским столом, и будут крутить носом, возможно не сразу, но обязательно. Если у вас резкие духи или одеколон, об этом узнают все родители. Попробуйте менять наряды, и об этом будет известно всем, и начнутся поиски причин. Не думайте, что это безобидное действие высоко оценят дети и родители. Это осудят. Острый ребячий ум оценивает все, и эти оценки нередко становятся причиной конфликтов между учителем и учеником. Учитель не понравился. Почему?  Много говорит на уроке? Плохо. Мало говорит? Тоже плохо. Говорит только по делу – плохо. Говорит не по теме? Если в меру, то хорошо, если без меры – плохо. Вы никогда и ничего не сможете утаить от учеников, поэтому не следует иметь что - нибудь для утайки. Личная жизнь не должна быть открытой, «прозрачной», для учеников и родителей. Терпите, вы работаете в школе. Не можете терпеть, не умеете быть покладистым, уходите. Это специфика школьной работы. О вас сплетничают? Привыкайте и умейте реагировать и переносить. Зло сплетничают, сам виноват, дал какой-то повод. В школе «из мухи делают слона», не будьте «мухой», «не жужжите»!!  Ещё в городе личную жизнь как-то можно скрыть, в селе – невозможно. Репутация учителя обязана быть безукоризненной. Никогда не обсуждайте при учениках никого из живущих рядом людей, тем более других, отсутствующих в данный момент учеников, родителей, или учителей. Это может стать началом серьёзного конфликта и оправданий вам не будет. И в глаза говорить не всегда можно то, что думаешь о ком-то, особенно при первом знакомстве. Школа, это чистилище для всех и детей, и взрослых, и учеников, и учителей. Хорошая школа очищает людей от любой скверны, плохая школа – уродует всех, обнажает пороки. В плохой школе, где отношения напряжены до предела, преобладают защитные свойства. Защищаются все от всех. Ещё великий педагог Ян Амос Коменский определил в своём труде «Законы хорошо организованной школы», в средневековье, основные правила и законы школы, не потерявшие своей актуальности и сегодня. Я ещё обращусь к этим законам в своё время и покажу вам их.
   Школа, где мне предстояло работать, была не просто школа, это одновременно и семья для «подранков» детей, «опалённых» жизнью. У многих из них не было родителей, и они никогда не знали материнской ласки, родительского внимания. Их никто специально не готовил в школу, их не нежили материнские руки. Каждый из нас появлялся в этом сложном и противоречивом мире и видел, добрые, лучистые глаза мамы. Жизнь начинается с её ладоней, от её груди и тепла. В то время она нам кажется такой прочной и надёжной опорой, будто ничто не может угрожать маленькому человечку, заглянувшему в этот мир. Мама, мамочка, это всё! Мамочка, это целый мир от первых улыбок и шагов, до первых открытий и полётов в небо, до первого собранного твоими руками предмета, до первой написанной тобой симфонии. Мамочка, это начало философии и литературы, мамочка, это генералы, маршалы, солдаты и матросы, мамочка, это любые достижения и успехи человеческой природы. От доброты матери и доброты первой учительницы зависит доброта человеческая. Нет матери, рождающей зло, есть общество, делающее человека зверем. Даже у зверей, мать учит детёныша защищаться и спасаться, собирать корешки и ягоды, учит охоте. Зверем её детёныша делает природа, среда обитания. Не бывает матери без любви. Высокое чувство рождает человека и сопровождает его в детстве. И всего этого лишены дети без родителей. Какими же замечательными человеческими качествами должны наделяться те, кто работает в детском доме! Школа, где мне предстояло работать, была особенной именно потому, что в ней сидели рядом за одним столом дети из родительского дома, и дети из детского приюта. Эту разницу они чувствовать не должны и зависело это, в первую очередь, от директора.               
 Какой директор, такая и школа. Умный, добрый, энергичный человек, отлично владеющий профессией педагога, и школа процветающая, прогрессирующая. Посредственный директор, и школа с проблемами. Плохой директор, страдают все.  Директора назначают сверху. Если в районе часть директоров – «хромые утки», надо менять районное руководство, но этого не сделают никогда, потому, что далее всё  - политика, или область недопустимых значений. И тогда все ждут перемен: повышения начальства по службе, перемены по служебной лестнице, или … траурного церемониала.
  Вторым лицом любой школы является завуч. Для самой школы, это, на самом деле – первое лицо. От завуча полностью зависит режим и порядок школы. Впервые попав в любую школу, ещё не поговорив ни с одним человеком, вы можете сделать о ней серьёзные выводы по трём признакам. Посмотрите расписание уроков, и вы увидите лицо завуча. Посмотрите со стороны на организацию начальной школы, и вы увидите весь педколлектив. Посмотрите школьный туалет и порядок в нём, и вы уведите всю школу, во всех ипостасях.  Стержень любой школы на планете – её организация.  Организованная группа людей, детей и взрослых, для обучения и воспитания, есть школа. Организованность идёт от природы вещей: муравейник, пчелиный рой, стая рыб или птиц, стадо животных. Хорошо организованное общество людей не противоречит понятию свободы личности и прав человека, если в этом обществе царят мудрые законы, защищающие и личность, и общество.
    Полежаев был хорошим директором. Не помню случая, чтобы он говорил с кем-то на повышенных тонах, кого-то обидел, оскорбил или унизил, будь то ребёнок, учитель, воспитатель или другой служащий этого большого и сложного хозяйства. Он с каждым мог найти общий язык. Это особенно было важно потому, что в детском доме были дети младших возрастов. Он был отцом всех детей и учителем всех учеников. Внешне не очень заметный и не слишком привлекательный лицом, Николай Григорьевич преображался, когда беседовал с человеком. Его большой и улыбчивый рот обнажал  ровный ряд белых зубов вместе с дёснами, и посветлевшее от улыбки лицо привлекало своей доброжелательностью и открытостью. Как невозможно было скрыть зубы за этим ртом, так и душу за его серыми открытыми глазами. Он был весь на виду, ему доверялись все.
   Прямой противоположностью директору был завуч Иван Иванович Шапаев. Они будто дополняли друг друга. Великолепный математик и педагог Иван Иванович был человеком сдержанным, немногословным и точным в суждениях, делах, определениях. Крупный, полноватый в меру мужчина, хорошо слаженный, Иван Иванович был резковат, мог отчитать, мог наказать иногда и жёстко, мог выгнать и пошуметь. У Шапаева были точные, безукоризненные и  неисправляемые расписания уроков в школе. Не помню случая, чтобы он изменял их без уважительной причины. Причинами же могли быть государственные праздники или другие чрезвычайные обстоятельства. Порядок во время уроков в школе  был отменным. Было заметно, что к детям из детского дома Иван Иванович был более внимательным и чутким, несмотря на свою строгость. Потом, через годы, уже имея немалый педагогический  и жизненный опыт, я часто вспоминал замечательный педагогический опыт Ивана Ивановича Шапаева, достойный уважения и глубокого почтения. Я бывал на его уроках математики и удивлялся как, затратив минуты три на организацию класса, он плавно и незаметно переходил от одного этапа урока к другому, захватывая интерес и внимание учеников к, казалось бы,  совсем неинтересной информации о формулах сокращённого умножения или логарифмах. Надо пробудить интерес ученика!! Легко сказать пробудить! Попробуйте пробудить, если мысли  подростка или юноши витают где-то далеко от класса и школы!! Попробуйте! Посмотрел бы я на вас, как вы это сделаете!? А Шагаев владел сознанием учеников, как волшебник! И это на математике!! Мне хотелось уметь, так как он, вести урок. Я искренне желал быть похожим на Ивана Ивановича, но мне не удавалось. Подводила излишняя болтливость.  Иван Иванович улыбался уголками глаз и на полном серьёзе говорил: «Мешает философский опыт! Надо накапливать учительский. Вы не старайтесь всю физику рассказать в один урок. По кусочку, по кусочку, но проглотить должны этот кусочек, как таблетку хинина, чтобы запомнилось на всю жизнь!» «Я к Юрию Павловичу хожу на урок, как в театр! Таких замечательных демонстраций по физике я не видел на  уроках у других учителей!» - восхищался эмоциональный директор. «Сколько Вы задач решили за урок?! Две!?  А надо не меньше пяти, разной сложности! Да ещё устное закрепление нового! Да ещё домашнее задание! Демонстрация это хорошо, замечательно, наглядно и убедительно, но не увлекайтесь. Помните о времени на уроке. 45 минут урока растянуть невозможно. Их необходимо точно рассчитать. Точно рассчитать!» - повторял Иван Иванович.