Как мы нужны друг другу

Маргарита Школьниксон-Смишко
В конце июня Роза успокаивает Лео:

"Дциодциу, единственный, дорогой, любимый, не расстраивайся, не теряй надежды ни в себя, ни в меня. Мы же хотим соединиться, и ты увидишь как работа и вся жизнь пойдёт. Я здесь уже одно за другим всё перепробовала, и ко всему довольно быстро охладела: отношениям в партийных кругах, которые стали мне даже противны, мечте семейной жизни с детьми, польскому кругу, флирту и т.д. Я тоскую только о спокойной жизни в работе и любви с тобой, мой единственный любимый."

2-го июля Роза пишет:

"Сегодня я посмеялась над твоим письмом, потому что заранее знала, что упоминание о флирте тебя сильно возбудит...
Ах, ты понятия не имеешь, как я жду твоего приезда и какие планы себе строю, касающиеся нашей будущей жизни! По-моему, мы должны просто по-райски жить. Потому что чего нам не хватает? Может быть голубизны неба?" 

3-го июля в Цюрих летит очередное письмо:

"Дорогой Дциодциу! Как ты мне нужен! Как мы друг другу нужны! Правда, никакая другая пара не имет такой задачи в жизни, взаимно друг из друга делать ЧЕЛОВЕКА, как мы! Я это постоянно чувствую,  и тем больнее переживаю нашу разлуку. Мы оба постоянно внутренне «живём», тоесть мы изменяемся, мы растём, и из-за этого постоянно возникает внутренняя борьба, неуравновешенность и дисгармония отдельных сторон наших душ, поэтому нужно постоянно делать внутреннюю ревизию, чтобы восстановить порядок и гармонию. И так постоянно приходится заниматься собой, чтобы не потерять из виду главное, а это по-моему мнению: сделать что-то нужно в жизни, положительное и творческое, коротко говоря, для этого необходим контроль другого, близкого человека, который всё понимает, но который находится вне гармонии ищущего «я». Я сомневаюсь, что ты что-то из этого понял, потому что это сравнимо с алгебраическими знаками.
Это однако уже сотый член в цепи мыслей и чувств, которые были пробуждены во мне вчерашним очень болезненным событием. Уважаемая редакция «Лейпцигской народной газеты» прислала обратно мне одну статью (безобидного содержания: о войне в Китае) с вежливым дополнением о ненуждаемости моего сотрудничества с ними.
Что это раньше или позже произойдёт, я с самого начала знала, когда наши личные взаимоотношения оборвались, и потому что я Шонлак прекрасно знаю. Последней каплей была, конечно, пауза в моей работе, хотя я и обосновала её своей болезнью...Но конечный результат принёс мне огромную боль. Ты сам сможешь всё понять,  хотя и пессимистически окрасишь всё в чёрный цвет. Кроме политической для меня возникает и материальная проблема, как и где зарабатывать?! Но не будем терять головы и хладнокровия, в жизни и политической работе есть и более серьёзные проблемы.
Целую сотни раз. Твоя Р."