Обо мне пишут...

Виктор Ушаков Сахалинский
Региональная газета «Сахалинский моряк»: новости соседей
Невельские события с Юлией Ким

Город в лицах

«Я другого мнения, поэтому в тени»

В календаре праздников есть одна неофициальная, но очень интересная дата – 3 марта. В этот день писатели и журналисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник. О том, как и чем живёт современный писатель-журналист, я узнала из беседы с невельским поэтом и публицистом Виктором Ушаковым.


… Только в море себя нахожу…
И теряясь в толпе пешеходов,
Сиротливо по суше брожу,
Как дворняга бродяжьей породы.

В. Ушаков

«Вот здесь и обитает современный «поэт и писатель» Ушаков»,* - улыбается Виктор Николаевич (далее В. Н. – моё сокращение), показывая мне свои «хоромы».
Но от роскоши в обычной двухкомнатной квартире разве что ноутбук да десяток-другой антикварных вещиц. На полках покоятся книги на различную тематику: от учебников по японскому языку до руководства по рукопашному бою. Друзья-товарищи поэта любят подшучивать над его «книгоманией»: мол, невозможно всё это прочесть. А Виктор Николаевич не только проштудировал все книги, но и в совершенстве знает их содержание. «Веду дневник наблюдателя. В планах написать цикл зарисовок», - делится со мной своей мечтой поэт.

Впервые муза посетила нашего героя, когда ему было десять лет. Мальчику приснился вещий сон: строчки, которые медленно превращаются в стихотворение. Проснувшись поутру, Витя перенёс на бумагу увиденное во сне четверостишие. Так, собственно, и появился на свет поэт Виктор Ушаков.

В чудесные школьные годы молодой человек писал примитивные, по-детски наивные стихотворения. Оттачивая собственный стиль, пытался подражать Пушкину и Лермонтову. При этом всё время приговаривал: «И я так сумею, и я так смогу». Тогда-то и вошла в жизнь юного поэта главная женщина всего его творчества – русская природа. Отблески закатов, отголоски степного ветра, шум осенней листвы, трескучесть лютых морозов – всё это отражено в произведениях В. Ушакова.

Окончив среднюю школу, Виктор уезжает поступать в Томский тнженерно-строительный институт (ТИСИ). Но будущий инженер ни на минуту не забывает о поэзии. Он записывается в студенческий литературный кружок. Конечно, старшие ребята поначалу посмеиваются над «наивом» сахалинского паренька, но Виктор не устаёт повторять: «Если стихотворения неумелые, но от чистого сердца, то они всегда будут привлекать читателя. А техника – дело наживное».

Шли годы. Инженер-строитель Ушаков вернулся на малую родину. Нужно было устраивать свою судьбу, поэтому о поэзии пришлось на время забыть. Будучи студентом, он грезил: «Через пять годков выпущу первый сборник стихотворений, ещё через пять – второй». Но в его творческие планы жизнь внесла свои коррективы. Первый и пока единственный сборник «Морские звёзды» увидел свет в 2001 году.
Рассказы и очерки писателя были опубликованы в литературно-художественном сборнике «Сахалин». В. Н. пробовал свои силы и в журналистике. Поэт-писатель-журналист утверждает, что многие стихотворцы начинают писать прозу, потому что со временем утрачивается острота впечатлений и способность фантазировать:

- Понимаете, писатель обязательно должен быть фанатом своего дела. На подлинном таланте много не заработаешь, поэтому настоящие писатели творят для души, самовыражаясь в собственных произведениях. Помимо таланта, человек должен обладать умением пробиться и всегда быть первым среди лучших.

- Так какая она – литература наших дней? – спрашиваю я у В. Н. он, подумав, говорит о том, что в современной литературе всё-таки коммерческая нотка берёт верх над талантом. Как горячие пирожки, раскупается так называемое лёгкое чтиво: детективы, женские романы и триллеры. Признаётся, что ему лично нравятся произведения, написанные в жанре фантастического реализма, и мемуары. Большой интерес у читателей вызывают «реальные истории», ведь каждому человеку всегда интересна жизнь других людей.

- Получается, что писателем может стать каждый? - не унимаюсь я.

Мой собеседник качает головой:

- Многие «таланты», написав одну-две книжки и вступив в Союз писателей, ошибочно думают, что уже достигли апогея. На мой взгляд, такие «писатели» лишь тешат собственное самолюбие.
И добавляет:
- Несмотря на наличие в нашей стране литературных университетов, научить писать произведения нельзя. Большинство выпускников таких институтов находят себя в журналистике.
Я соглашаюсь, но мне любопытно узнать одну вещь: по мнению Ушакова, писатель и журналист – два разных человека? В. Н. давно нашёл ответ на этот вопрос, поэтому отвечает сразу:

- Журналистика абсолютно не мешает увлечению поэзией и прозой, наоборот, приходят новые мысли и идеи. В первую очередь, журналистика дисциплинирует писателя, учишься редактировать свой материал, доводить его до ума. Если у человека есть способности, то он может быть и писателем, и журналистом…

В. Н. ещё долго рассуждал о предназначении человека и поэзии, говорил о бесталанности современных авторов, вспоминая талантливых, но забытых. Вот только грустнели глаза поэта, когда речь заходила о славе и широкой известности.
Прощаясь со мной, В. Ушаков признался:
«Чтобы тебя знали, нужно постоянно крутиться среди представителей литературной тусовки. Я такого мнения не придерживаюсь и, наверное, поэтому нахожусь в тени».

Так может, как говорил английский критик Сирил Конолли, «лучше писать для себя и лишиться читателя, чем писать для читателя и лишиться себя»?

Мой собеседник свой выбор сделал много лет назад, причислив себя ко второй категории собратьев по творческому цеху. Чтобы жить в согласии с миром и с собой.

***
10 марта 2011 года.

Перечитывая, думаю, какой наив и примитив. Ну, что поделаешь, это уже история.
Сразу оговорюсь, что должен сделать уточнения, внести некоторые поправки в данный материал, который напоминает игру в «испорченный телефон». (Проза в сборнике «Сахалин» не публиковалась). И литературных университетов вроде нет. Если только брать в переносном смысле, обобщающем. Есть Литературный институт им. Горького в Москве.

Со многим, что приписывается мне тогдашнему, сейчас не согласен и ставлю под сомнение, поспорил бы сам с некоторыми радикальными утверждениями из моих уст. Не так всё просто, а порой совсем не так, и намного сложнее обстоят дела.
И, конечно, слова «поэт, писатель» отношу к себе условно. В душе – да. Особо не обольщаюсь, никакой я не писатель. Манией величия не страдаю. К себе отношусь с определённой долей критики. И, трезво оценивая свои литературные достижения, считаю, ничего такого серьёзного ещё не написал, особых высот не достиг, чтобы называться писателем. И оправдать это звание ещё предстоит.

Только подбираюсь к своей теме – с каждым шагом, публикацией - отдельными штрихами, как цветными кусочками мозаики, для создания законченной картины. Если брать по большому счёту, пока есть скромные попытки в стихосложении, прозаические зарисовки, наброски, эскизы, литературные и путевые дневники в эпистолярном жанре. А что выйдет из этого, что получится, покажет время. Но планы далеко идущие, к себе манящие. 

***
Книги "покоятся" на полках не только по японскому языку, но и по китайскому тоже. Восточная древняя и современная поэзия и проза. Русская и зарубежная литература. Разнообразные словари и справочники. Альбомы по искусству. Много чего.
Рукопашным боем особо не увлекался, но книгами по теме живо интересовался, как и в других сферах и областях знаний, наук, философских практик.