Безответная любовь. Небольшой роман

Петров Михаил Михайлович
1.
  С Верой Андрей познакомился в литературном кружке. Она писала стихи, и Андрей пытался сочинять рифмованные строчки. Жили они в разных концах города и поэтому встречались только на литзанятиях.
 Однажды в летнюю пору, когда нещадно палило солнце, Андрею захотелось освежиться. Он подошёл к киоску с надписью «Мороженое», и  попросил у продавщицы мороженое в вафельном стаканчике.
- Я бы Вам посоветовала новейшее эскимо, очень полезное и не очень охлаждающее горло. Ведь в жару  можете заработать ангину.
 Андрею до сердечного волнения показался очень знакомым  голос. Он пригнулся и заглянул в окошечко.
- Вера! – радостно воскликнул он, – Вы что тут делаете?
-Ой, Андрей, это Вы?
- Я, как видите.
- Я здесь работаю. А Вы как оказались в этом районе?
- Я здесь живу.
- Ну и ну, - засмеялась она, - никак не думала, что Вы забрались в такую даль.
- А я в свою очередь удивлён, что Вы торгуете мороженым.
- А что в этом удивительного? Работа как работа. Надо где- то трудиться. Кстати, Вы- то, где и кем работаете? – спросила Вера, - мы до сих пор глубже не познакомились друг с другом.
- Работаю вот тут в дендрарии, рядом с Вашим киоском.
- Чем там занимаетесь?
- Разводим разные сорта деревьев и цветов.
- Андрей, - прервала его Вера, - заходите в мою каморку. Тут есть,  где поместиться, а то за Вами уже очередь выстроилась.
- Согласен.
Андрей вошёл через открытую дверь в киоск и опустился на мягкий стул с мягкой спинкой.
С того памятного дня он стал часто захаживать к Вере, в её каморку. Поговорить у них было о чём. О стихах, о книгах, о жизни. Он был вдовец и дома его никто не ждал, а Вера была замужем, имела детей и внуков, которым, как рассказывала она, бабушка была всегда нужна.
  Рабочий день  у Андрея был ненормированный, сделав положенное задание, он мог быть свободен и поэтому часто просиживал в киоске с мороженым, беседуя с интересной женщиной.
  Андрей познакомился с Верой год назад, в мае, когда она впервые пришла в кружок. Руководитель для знакомства попросил Веру прочитать несколько своих стихотворений. Она безо всякого стеснения, откинувшись корпусом назад, чётко и громко продекламировала:
1.
Новое платье надела. Красавица!
Причёска и губы, чтобы понравиться!
И босоножки ножки обняли.
Какую вы даму, мой друг, потеряли!
2.
Играет музыка. Танцуем.
Ты нежно приобнял меня.
Мы в этот миг с тобой рискуем
Не потушить  того огня,
Что в наших душах вдруг проснулся.
Кружится зал и голова.
Плеча тихонько ты коснулся…
Нам не нужны сейчас слова.
3.
Волнует ветер жёлтую листву,
Берёза, подбоченясь, хвалится нарядом.
А я сегодня вспоминаю осень ту,
Когда по лесу мы шагали рядом.

Листва шепталась  под ногами, как ручей.
Что спел нам песню, полную тревоги.
Расстались мы с тобой. Сейчас ты чей?
А может быть, мы оба одиноки?



 Андрей сидел как пришибленный. «Вот это поэзия!- думал он,- где ему тягаться талантом с этой хорошенькой поэтессой, с её образностью и красотой стиля. Стихами Андрей занялся недавно. Раньше писал прозу. Вере об этом не говорил, а когда она узнала, очень удивилась. А узнала она об этом уже в конце года.
Дело было так: Андрей посещал библиотеку N8, где заведующей работала Любовь Николаевна Александрова. Она в своём рабочем кабинете обнаружила стопку его книг и предложила в декабре сделать презентацию этих книг. Он согласился и пригласил на эту презентацию Веру.
  Вначале выступила заведующая библиотекой и рассказала его биографию. Потом высказал своё мнение о книгах автора Борис Соловьёв – старейший читатель библиотеки. А в заключении Андрей почитал несколько своих юморесок. Потом фотографировались с присутствующими читателями, пили чай с конфетами и пирожными.
  А в начале нового года Андрей пригласил Веру в ту же  библиотеку на презентацию книги стихов «Пока душа поёт» Анны Михайловны Исуповой.
- Я восхищена стихами Анны Михайловны Исуповой, - сказала Вера, когда они шли из библиотеки, - мне не верится, что я когда – ни будь, выпущу книгу стихов, как Анна Михайловна.
-- А я уверен, что это скоро случится. У Вас такие замечательные стихи. Пишите, не ленитесь.
- Стихи надо писать, когда что-то очень сильно волнует.
- Ну, знаете, если будете этого ждать, то никогда ничего не напишите. Об этом в своей книге писал великий Чайковский. Он писал, что на вопрос: когда к нему приходит вдохновение, отвечал, что во время длительной работы, сидя за инструментом, когда в один из дней вдруг что- то стало получаться, он эту мелодию старался развить, вот тут-то появлялось вдохновение. А если  бы я лежал на кушетке и безвольно ждал вдохновения, то не написал бы ни одной стоящей вещи.
-А как Вы писали свои книги?
-Наверно так же,  как Чайковский. Хотя, откровенно говоря, не знаю. Как- то всё само собой получалось.

2.
 Однажды, когда Вера закрыла киоск на замок, и Андрей пошёл провожать её к автобусу, им повстречалась влюблённая пара, шедшая навстречу. Вера, увидев их, чуть убавила шаг.
-  Знакомые?
  -Нет, но молодой человек этой девушки всколыхнул память об увлечении моей молодости.
  -Расскажите, я ведь Вас совсем не знаю: кто Вы, откуда, кто Ваши родители, муж?
-Ну, что ж, слушайте. Я училась в техникуме советской торговли. Во всей нашей девичьей группе был один парень Толя. Высокий, стройный, мускулистый. Голову охватывала шапка каштановых кудрей. Крепкий, упрямый подбородок и орлиный взгляд чёрных глаз.
-  В такого парня каждая девчонка влюбится, - сказал Андрей, выслушав Веру.
- Вот, вот. Все девчонки были от него без ума!
- А Вы?
- И я тоже – без ума. Влюбилась так, что потеряла всякий покой. Влюбилась навечно!
  От этих слов Андрея немного покоробило. «Неужели я в Веру влюбился?» - подумал он, а вслух произнёс:
- Что же было дальше?
-А дальше, думаю, Вы догадались. Толе никто из девчонок не мог отказать. Однажды он и мне намекнул, но я как отрезала:
- Я стану твоей, если мы поженимся.
- Дура! – сказал он и ушёл.
- И любовь Ваша к нему прошла?
- Как бы ни так. Он не стал меня замечать. И я страдала от его холодности ко мне, все дни и все ночи. Похудела, побледнела, из рук всё стало валиться. Мама спросила: « Что с тобой, доченька?» И я ей всё рассказала.
- Так прямо и рассказали?
-Да. Так и рассказала всё без утайки. С кем же я могла поделиться своим горем?
- Что же было дальше?
-К мужу маминой подруги приехал из Казахстана товарищ. Развёлся с женой и приехал в наш город, где родился и провёл детство. Мама предложила с ним мне познакомиться. И что Вы думаете, Андрей? Как я поступила? Я вышла за него замуж!
-Как так? – Андрей даже остановился, - сразу после знакомства?
- Нет, конечно, не сразу. Погуляли, рассказали друг другу о себе и поженились. И вскоре я забеременела. А Анатолий, когда увидел мой округлившийся живот, расстроился, даже позеленел. С тех пор  стал меня избегать. А потом мы и вовсе потеряли друг друга после окончания техникума. А во мне вдруг открылась способность писать стихи. И в стихах я изливала всю любовь к нему, словно делилась с ним. Хотите почитать?
- Хочу. Очень.
- Ладно, завтра приходите в мою каморку и я Вам дам тетрадку со стихами, посвящёнными Анатолию.

3.
  Вера выполнила обещание и при следующей встрече вручила Андрею ученическую тетрадку, исписанную стихами.
Я хочу говорить о тебе
С подругами и незнакомыми.
Я хочу видеть тебя во сне,
С мечтами хожу я бредовыми.
Я ругаю тебя и хвалю,
По делу и без дела цитирую,
Я готова сойти с картины ню,
А пред тобою бравирую.

Я переделаю дел кучу,
Делами я себя замучу.
И, кажется, смогу я тучу,
Грозит дождём что надо мной,
Рассеять, и её не будет.
А от меня и не убудет.
Пусть обо мне судачат люди,
Что я давно больна тобой.

Ох, девчата, я не рада,
Полюбила нынче гада.
Гад такой красив и строен,
Как удав, всегда спокоен.
  Прочтя эти стихи, Андрей не мог уснуть всю ночь, повторяя строчки изумительных стихов  Веры, а под утро понял, что влюбился в эту женщину. Придя на работу после бессонной ночи, не мог ничего делать. Все мысли были о ней, о Вере. При пересадке куста азиатской розы, сломал основной ствол и погубил дорогой экземпляр, присланный в их дендрарий с юга. Пытаясь исправить слом, исколол шипами все руки. И ничего не добился. Андрей  получил выговор от заведующего дендрарием с обещанием лишить его премии.
  Андрей с детства любил всё живое: рыб, лягушек, ежей, птиц, лесных зверушек. Любил лес и когда мужики начинали двуручной пилой спиливать сосны, убегал, заткнув уши, чтобы не слышать этого звука зубьев пилы, врезающихся в ствол живого дерева. Для него лес, кустарники, цветы – всё было живое. Сломав ствол дорогой розы, он переживал не выговор начальника и не потерю премии, он переживал, что погубил жизнь розы…

4.
 
   Андрей перестал встречаться с Верой. Не заходил в её каморку, не провожал к автобусу. Даже перестал ходить на занятия литкружка, решив утопить в себе начавшуюся любовь к этой прекрасной женщине. Когда – то слышал, что  от любви лечатся временем и расстоянием. «Вот, - думал он, - этим методом и буду лечить себя».  А что подумает об этом Вера? Такой вопрос даже не пришёл в голову.
  И однажды, когда он самозабвенно прививал новый сорт к молоденькой яблоне, почувствовал каким – то шестым чувством, что кто- то за ним наблюдает. Вскинул голову. Перед ним стояла Вера, такая же красивая, такая же желанная, как и прежде.
-И куда Вы, Андрей пропали? – спросила она.
-Да вот, я тут.
- Я вижу. Я боялась, что Вы заболели, а Вы оказывается,  вполне здоровы, или я ошибаюсь?
- Ошибаетесь, Вера! Я действительно заболел неизлечимой болезнью.
-Туберкулёз? Рак?! – испуганно произнесла его приятельница.
- Хуже! Я полюбил Вас!
- Ну, это же не смертельно, - улыбнулась она.
- Вы любите Анатолия, я люблю Вас, поэтому решил лечиться старым дедовским способом от этой напасти.
- Каким, если не секрет?
-Говорят, что от любви лечит время и расстояние.
- Вот как! И Вы решили со мной больше не встречаться и позабыть меня. Позабыть наши встречи, прогулки, интересные беседы у меня в каморке, наконец, бывать в литкружке? Так вот слушайте меня внимательно. Слушаете?
- Да, слушаю.
- Вам не приходило в голову, что эти полгода, которые мы с Вами знакомы, не были нам скучны или неинтересными. Мы с Вами взахлёб читали друг другу стихи любимых поэтов, радовались жизни! Так вот, Андрей, всё это происходило от того, что мы с Вами нашли друг друга. Вы мне сказали, что полюбили меня. Я Вам верю, но и Вы мне не безразличны.
- Значит! – встрепенулся Андрей.
- Не торопитесь. Да. Я была влюблена в Анатолия, сильно влюблена. Но, если судить по Вашей теории о времени, то Вы, пожалуй, правы. Та любовь к Анатолию несколько затихла.
-Но не прошла? – с огорчением спросил Андрей.
- Да, пока не прошла.
- Вот видите…

5.
- А из-за Вас, Андрей, много страдало девушек, женщин?
-Таких было двое. К сожалению, обе уже покинули этот мир.
- Вечером расскажете о них, когда будете меня провожать к автобусу?
- Расскажу.
  Вера ушла, Андрей продолжал свою работу с прививкой яблонь. Эти привитые яблони готовились на продажу населению. Иногда садоводы приглашали Андрея на свои участки, чтобы обновить стареющие яблони новыми прививками. Андрей никому не отказывал в помощи.
  Вечером  после работы Андрей провожал Веру к автобусу и рассказывал о первой девушке, полюбившей его:
- Было это данным – давно, когда я окончил машиностроительный техникум и поступил работать на завод.
- Постойте, Андрей, я что- то не пойму. Вы мне сказали, что с увлечением работаете в дендрарии, и вдруг какой- то машиностроительный завод.
- В детстве я очень любил разводить цветы, сажать возле дома молодые деревца, приносимые из леса. Видя моё увлечение, мама ежегодно выписывала мне журнал «Юный натуралист», который я прочитывал от корки до корки. И вдруг – война!
- Как, Вы  застали войну? Сколько же Вам было лет?
- Когда война началась, мне было 13 лет, а через 20 дней исполнилось 14. Нам, школьникам, ежедневно давали в обед сдобную булочку, а на карточку я получал 300 грамм хлеба.
- Всего 300 грамм в день? И больше ничего?
-Маме, работавшей конструктором, выделили клочок земли на окраине нашего посёлка, мы там выращивали картошку. Она и спасала от голода.
- Вы познали, что такое голод? Бедные!
-Да, познал в полной мере. Поэтому, окончив 7 классов, я поступил учиться в машиностроительный техникум и стал получать карточку на 600 граммов хлеба в день, да плюс стипендию 390 рублей, на которую на рынке  можно было купить булку хлеба.
- Пришлось расстаться с мечтой натуралиста?
- Да пришлось. Поэтому сейчас, выйдя на пенсию, я пошёл работать в дендрарий.
- Мы немного отвлеклись. Вы мне хотели рассказать о девушках, любивших Вас.
- Хорошо, продолжаю. Так вот, начав работать, я обнаружил, что у меня все вечера и выходные дни свободны, и я решил продолжить своё образование дальше. Поставил себе цель – познать всю мировую литературу и прочитать хотя бы одну книгу каждого известного писателя. Начал с Бальзака, с его «Человеческой комедии». За год я ознакомился с произведениями многих беллетристов и даже слегка задел научные книги. Проштудировал «Биологию», познал работу человеческих органов, остановился на работе мозга и застрял. Прочёл работы Сеченова и Павлова, но ответа у них не получил: как работает мозг?
- Андрей, Вы оказывается такой разносторонний человек! Я Вами просто восхищена!
- Спасибо, Вера. С Вашего разрешения рассказ продолжу дальше. Однажды я встретил в посёлке свою одноклассницу Иру Рябову и начал расспрашивать её об одноклассниках: кто как устроил свою жизнь. Она начала перебирать имена, а когда сказала, что Гета Гладилина оканчивает медицинский институт, я её перебил вопросом: где живёт Гета? Ира мне растолковала, как найти одноклассницу.
- Я догадываюсь, что  было дальше.
- Думаю, что не угадали. Ну, слушайте дальше. Гета Гладилина жила в однокомнатной квартире с мамой. У них жила ещё подруга Геты по медицинскому институту Лида. Едва я переступил порог, сразу задал вопрос о человеческом мозге.
- Ну, Вы, Андрей, прямо заводной. Зашли в квартиру и  сразу же к делу.
- Да.  И представьте себе,  подруга Геты Лида тот час ответила на мой вопрос точно и ясно, что до сих пор ни один учёный в мире не раскрыл тайны работы мозга.
- И вы, огорчённый, ушли от них ни с чем.
- Не угадали. Лида оказалась таким интересным собеседником, что мы с ней проговорили до вечера, а пришёл я к ним в полдень.
- Вы нашли родственную душу?
- Верно, нашёл. И стал к ним похаживать. Гета и её мама в наши беседы не вмешивались. Занимались своим хозяйством, а мы с Лидой  не могли никак наговориться. Однажды я застал дома одну Лиду. Я сидел на венском стуле, когда Лида подошла ко мне, крепко обняла и чётко произнесла: « Андрей, я тебя люблю!»
- Как, так и сказала?
- Да, так и сказала.
- И что же Вы ответили?
- Ничего. Промолчал. Она обошла меня, встав лицом к лицу. С горечью произнесла: «У нас с Вами получилось, как у Татьяны с Евгением Онегиным».
- Андрей, ну как же Вы промолчали? Вам девушка призналась в любви, а Вы… ну, Вы меня расстроили!
- А что я мог сказать? Во- первых, я не знал ничего о том, что было у Онегина с Татьяной. Роман Пушкина «Евгений Онегин» тогда я ещё не прочитал.
- Да не в этом дело, Андрей! На Вашем месте я кинулась бы к ней на шею.
- Почему же, Вера, Вы не кинулись ко мне на шею, когда я Вам признался в любви? Молчите? Вот потому- то я и промолчал, что всё произошло неожиданно, и я растерялся.
- Что было потом?
- Потом была многолетняя односторонняя любовь  Лиды ко мне. Интересно, какова судьба Вашего возлюбленного?
- О, он устроился хорошо. Женился на деньгах. Тесть у него второй секретарь обкома партии, тёща тоже работает в секретариате обкома. У них две машины. Одну, новейшей марки, тесть подарил зятю, и устроил его директором гастронома в Невьянске. Так что Анатолий сейчас в масле катается. Я была у него в гастрономе.
- Постойте. Как были? Он ведь в Невьянске.
- Когда я езжу к себе на родину в Кировград, в Невьянске делаю пересадку. И ради интереса заглянула в гастроном.
- В Кировград можно попасть не через Невьянск. Там есть дорога от основной магистрали.
- Вы что, Андрей, ревнуете меня? Говорили, что моё прошлое Вас не волнует.
- Да, к прошлому. Сейчас не прошлое, а настоящее. Ладно, поступайте как Вам угодно! Вон подошёл Ваш автобус. Прощайте!

6.
  Прошло несколько дней,  и Андрей не мог выбраться из дендрария из-за большой  нагрузки по работе. Пришла, как и в прошлый раз, Вера и спросила:
- Вы разлюбили меня?
- Милая Вера, я Вас не разлюбил, но видите, что у нас творится.
  Вера, войдя в ограду дендрария, сразу была покорена разноцветьем, и поняла сразу, что здесь работы невпроворот.  А вопрос задала просто так: надо же было с чего-то начать разговор.
- Тут вот какое дело, Вера: в нашем городе в ближайшие дни состоится съезд женщин – предпринимателей. А чем порадовать прекрасный пол? Конечно – цветами! И директору дендрария был дан приказ из верхних кругов, чтобы перед входом во Дворец съездов всё свободное пространство было заполнено цветами.
- А какая  ваша задача в этом деле?
- Цветы, выращенные в теплицах, я осторожно выкапываю и пересаживаю в торфяные горшочки.
- Да, но их задача посложнее: они должны будут эти цветы увезти к Дворцу съездов и ночью всё это многообразие превратить в «персидский ковёр».
- Сейчас, Андрей, Вы выкапываете астры?
- Нет, это мак.
- Как мак?  Вон ведь мак в руках у той работницы?
- Тот мак имеет название «Мак Адмирал».
- А этот, который  Вы выкопали?
- Это мак «Пионовидный тёмно- красный».  Какой цветок Вы больше всех любите?
- Розу.
- Хотите,  я Вам расскажу легенду о происхождении названия цветка?
- Хочу!
- Тогда присядьте в это плетёное кресло, чтобы не устать слушать.
  Вера опустилась в большое кресло, сплетённое из тростника. И приготовилась слушать. Андрей, не прекращая своей работы, стал рассказывать:
- Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была всё- таки, наконец, поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал  тогда в свою очередь избегать  Флору.  И вот тогда- то, от неудовлетворённой страсти, она решила создать цветок, который и смеётся и плачет, и соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выросший  в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела воскликнуть: «Эрос!» (так звали греки Амура),  но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, только крикнула: «Рос». Росшие вокруг цветы, подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться Розой.
Так закончил рассказывать  легенду Андрей.
- Я смотрю у богов и у цветов, как у людей, любовь на первом месте, - улыбнулась Вера.
- Да, так устроен наш мир.
- Ладно, Андрей, я побежала, мой обеденный перерыв закончился. И у киоска, наверно, собралась очередь любителей мороженого.

7.
  На выходной день Андрей предложил Вере пойти с ним ко Дворцу съездов и посмотреть результат трудов сотрудников дендрария. Вера согласилась. Договорились встретиться в первой половине дня. Андрей пришёл пораньше и прохаживался вдоль фасада здания перед изумительным ковром из цветов и вздрогнул, когда услышал громкий возглас: « Ах, какая красота!» Перед ним стояла Вера.
- Понравилось? – спросил он свою любимую.
- Не то слово! – ответила она, - это что-то божественное, от которого невозможно оторвать глаз!
  Андрей был польщён и готов был расцеловать эту милую женщину за такой отзыв о работе его и всего коллектива.
- И как это всё вы высадили за одну ночь, ведь этот «персидский ковёр» очень большой?
- Да, двести шагов в длину и сто шагов в ширину. Чтобы высадить всё за одну ночь, наша руководительница Виола Гирфановна предложила все цветы располагать в ящиках и эти ящики привезти сюда и расставить на лужайке в особой закономерности.
- Вот как!  Вы тоже участвовали?
- Конечно. Мы с парнями были и грузчиками на машины, и разносчиками здесь по местам, на которые указывала Виола Гирфановна.
-А ящиков и не видно.
- Об этом позаботилась та же Виола – всё замаскировала.
- Вы так любовно говорите об этой Виоле, что я начинаю ревновать Вас.
- Ну, что Вы, Вера! Виола Гирфановна и Вы, Вера – талантливые женщины. Вы в поэзии, Виола в  цветах.
- Ну, Андрей, Вы смотрю – философ.
  Налюбовавшись цветами, Вера с Андреем пошли по бульвару в сторону площади.
- Вы, Андрей, прошлый раз рассказывали о девушке Лиде, влюблённой в Вас, а как звали другую, которая тоже Вас любила?
- Другую звали Юлей.  И она влюбилась в меня заочно.
- Как это? Расскажите!
- Юля с мужем и маленьким сыном сняли комнату в большом доме моей бабушки Марии Михайловны. Бабушка меня очень любила, и  когда Юля, придя с работы и закончив домашние дела, приходила посидеть, посудачить к Марии Михайловне, моя бабушка рассказывала о своём внуке, то есть обо мне. По её словам, я  такой я замечательный внук: и послушный, и ласковый, и дружелюбный, и внимательный. Всегда во всём  помогает ей. Если она заболеет, даст лекарство, приготовит обед, накормит её, вымоет посуду, подотрёт пол.
- Что было дальше?
- Потом, когда я, приехав к бабушке в отпуск, познакомился с Юлей, она призналась мне, что побыв со мной некоторое время, убедилась, что я именно такой, каким представляла меня бабушка.
- И сразу влюбилась в Вас?
- В любви ко мне она никогда не признавалась, но во всём её поведении со мной я догадывался о её чувстве.
- Интересно, в чём же это проявлялось?
- Во всём!
- Точнее.
- Она старалась, по возможности, быть рядом со мной, хотя у неё был муж и сынишка.
- А Вы чем отвечали ей?
- Равнодушием. Я с самого раннего утра уходил на рыбалку и возвращался поздно вечером.
- Это жестоко!
- Да, жестоко. Это я осознал сейчас, но уже ничего не вернёшь.

8.
  Андрею, как и многим влюбленным, казалось, что если он влюблён в женщину, то она обязательно должна ответить ему тем же, иначе и быть не может! Однако в жизни было куда прозаичней.
  Пересаживая цветы в дендрарии, он иногда оставлял работу и надолго задумывался над своей жизнью. Его жена не любила, с которой он прожил много лет, так как любила другого человека. Несмотря на это, они жили хорошо, никогда не ссорились. Он не был обделён её вниманием. И он был к жене внимателен.
  Что же касается Лиды и Юли, Андрей сейчас горевал о своём равнодушии к ним тогда, в молодые годы. Лида после окончания института была направлена на работу в город Реж. Уезжая, Лида взяла у Андрея его домашний адрес и они много лет переписывались. Вначале писали друг другу каждую неделю, потом стали  писать реже – один раз в месяц, а перед окончанием срока отработки, писать друг другу перестали. Андрей начал её понемногу забывать.  К тому же в их отдел прислали молодых специалистов, среди которых Андрею приглянулась маленькая шустрая девушка Наташа. И они подружились. И за день до того дня, когда Андрей с Наташей собирались пойти В ЗАГС расписаться, на квартиру, где жил Андрей с мамой, влетела Лида и выпалила:
- Андрей, давай поженимся!
 Мама Андрея сказала:
- Девушка, вы опоздали. Мой сын завтра  идёт в ЗАГС со своей подругой расписываться.
- Завтра? – переспросила Лида и твёрдо добавила – А мы с Андреем распишемся сегодня!
 На другой день, выйдя из ЗАГСа, Наташа бросила фразу:
- Это подарок Лёвке!!!
 Андрей догадался, что у Наташи до него был какой- то Лёвка.
  Лида оказалась однолюбом, и у неё не было никогда мысли, чтобы связать свою судьбу с другим мужчиной. Андрей иногда звонил в поликлинику Лиде, работавшей там хирургом, а так как их общие интересы к миру не исчезли, то находились общие интересные темы для разговоров. Лида писала маслом с натуры пейзажи, два раза Андрей слышал по радио,  как она читала свои стихи. Водила легковую машину.
  Сейчас ему особенно горько вспоминать последний звонок Лиды в конце декабря перед вступлением мира в новое тысячелетие. В этот вечер звонили их общие друзья, звонили много, поздравляли с наступлением нового года и нового тысячелетия. И всё шло хорошо, пока не позвонила сотрудница по работе Нелли Владимировна. Жена услышав, что её муж нежно поздравляет позвонившую, насупилась и недобро глянула на Андрея. Её ревность не имела границ. Андрей это знал, и всячески пытался избегать бесед с прелестным полом по телефону. Но на другом конце провода звонившие дамы, не подозревая, иногда ему говорили нежные слова, которые он всегда выслушивал с содроганием под недобрым взглядом жены. Раздался очередной звонок. Звонила Лида. И Андрей  струсил. Начал Лиде отвечать будто мужчине. Лида пыталась прорваться через поток его слов, адресованных неизвестно кому. Лида сказала ему:
- Послушай меня внимательно, у меня…
Что было у неё, Андрей не стал слушать, и быстро положил трубку на рычаг. Впоследствии он узнал, что Лида скончалась в январе нового тысячелетия. Видимо, чувствуя свой смертный час, она хотела сказать любимому последнее прости, а любимый не стал её слушать…
  С Верой Андрей продолжал дружить, но в последнее время встречи стали редки, так как её дочь поступила работать, и вся забота о внуках легла на плечи его любимой. К тому же, она уволилась с работы и перешла на полставки в библиотеку.
  Андрей с Верой стали перезваниваться по телефону почти каждый день, но беседовать длительное время не получалось. И всё же однажды встретились, и Вера попросила  подробнее рассказать о любви Юли к нему. Андрей согласился  и поведал ей следующее:
- Юля однажды призналась мне, что все дни думает обо мне, и чтобы избавиться от  этих дум и страданий, решила ещё родить ребёнка.
- Родила?
- Да, родила девочку и вся отдалась малышке.
- Думать о Вас перестала?
- Не знаю, нас ведь разделяло большое расстояние.
-  Если судить по вашей теории, что время и расстояние лечит от любви, она должна была Вас забыть.
- Юля была дружна с моей мамой. И иногда приезжала в наш город,  даже с ночёвкой. Я в такие дни уходил ночевать к своему холостому другу, а Юля  как- то с  обидой сказала мне:
- Зачем Вы ушли к другу, как - нибудь, устроились бы.
  Много позже я догадался, что Юля под видом дружбы с моей мамой, приезжала, чтобы побыть со мной.
- Видно, любовь у ней к Вам не прошла.
- Да, не прошла. И ещё подтверждалась тем, что она нам с мамой  на лето доставала путёвки в оздоровительный лагерь, окруженный лесом  на берегу пруда. Сказочное место!
- Завидую Вам.
- Да, хорошо было там. А Юля, когда муж у неё работал во вторую смену, приходила к нам ночевать.
- Интересно, что было дальше?
- Там лагерь состоял из шести семейных палаток. В каждой палатке была газовая плита, и можно было разместить четыре раскладушки. Догадываетесь, к чему я веду речь?
- Юля ставила для себя раскладушку?
- Верно. Вечером, закончив домашние дела, Юля шла по длинному мосту через пруд, по тропинке пробиралась через густой лес. И приходила в нашу палатку к ужину, чтобы поесть ухи вместе с нами за одним столом…
- Андрей, меня потрясает Ваше равнодушие к женщине, любившей Вас! Ну, как это можно?!
-  Вас удивляет? Разве я виноват, что у меня к ней не было никаких чувств.
- Неужели Вы никого не любили?
- Любил. Любил очень сильно и долго.
- Вы любили?! Это интересно! Кого и когда?
- Случилось это сразу после войны. Я шёл из техникума домой. У выхода на широком подоконнике сидела группа девушек. Они о чём- то говорили и смеялись. Я мельком глянул на них и, выделив одну, вздрогнул. Когда за дверью спустился по ступенькам на асфальт, меня обдало жаром, как при гриппе, хотя на улице в начале июня было довольно прохладно.
- Дальше, что было дальше? – нетерпеливо спросила Вера.
- Дальше ничего не было.
- Как не было? Вы сказали, что влюбились.
- Да, влюбился. Влюбился крепко и надолго, но из –за своей робости так и не посмел подойти к ней.
- Ну, хоть имя- то у неё узнали?
- Да, её звали Рида. Полное имя – Ариадна. Имя её мне назвал один из наших сердцеедов, который знал всех девчонок в техникуме. Так я ей и не признался в любви.

9.
  В следующей встрече речь повернулась к Юле. Андрей рассказал, что когда у Юли умер муж, то она на другой день после похорон приехала к ним. Впустил в квартиру  Юлю он. Наташа на балконе развешивала  выстиранное бельё  и звонка не слышала, потому что дверь на балкон была закрыта.
- Андрей, у меня умер муж, - сказала Юля, - давай поженимся.
- И Вы, конечно, растерялись?
- Нет, не растерялся, и сказал:
- Юля, Наташа мне ничего плохого не сделала, как же я её брошу? К тому же она сирота: ни отца, ни матери у неё нет.
 Юля опустила голову, чтобы не расплакаться, круто повернулась и ушла.
- Вновь Вы нанесли ей удар!
- Ну, а что было делать? Как бы Вы поступили на моём месте?
- Не знаю. Что Вы сказали жене о приходе Юли?
- Наташа ничего не слышала, ведь дверь на балкон была закрыта, и мне не пришлось лгать.
-  Как Юля ушла из жизни?
  У неё была подруга Зина, которая жила в центре нашего города, и Юля часто приезжала к ней. Ходила с подругой в театр, ночевала у ней. Потом Юля заболела.
- Чем?
-  Я не знаю, никогда не  спрашивал. Её часто направляли в областную больницу, и она в такие дни останавливалась у Зины. Когда я овдовел, два дня ночевала у меня.
- И Вы?!
- Нет, близости у меня ни с ней, ни с Лидой никогда не было. У меня двухкомнатная квартира. Я для Юли раздвигал диван во второй комнате, стелил простынь, клал подушку, одеяло. Всё, что нужно.
- Юля, наверно, была счастлива, что ночевала у Вас, у своего любимого человека?
-  Не знаю. Только утром, когда пили кофе, я спросил её,  как ей спалось.
- Жёстко, - ответила она, - вот приезжайте ко мне, у меня перина пуховая и насладитесь вполне.
- Приезжали к ней?
- Нет, не пришлось. Последний раз она приехала сразу в больницу. Ей должны были делать операцию, но отменили и отправили домой. Она зашла ко мне попрощаться. И вот я ей сказал такую фразу:
- У на с Вами, Юля, не было страстной дружбы.  Но, когда вспоминаю Вас, у меня всегда делается тепло на сердце.
  Когда Юля уехала, я позвонил Зине и сообщил, что ко мне приезжала Юля.
- Я знаю, она ко мне заходила, - ответила Зина,- и сказала, что Вы признались ей в любви!
- Вот так, не больше, и не меньше. Через неделю позвонила Зина и сообщила грустную весть: Юля скончалась.
- Андрей, какие замечательные женщины Вас любили, а Вы эту любовь упустили.

10.
  В тот день в библиотеке был выходной, и дочь Веры не работала, поэтому Андрей с Верой провели вместе много часов. А когда проголодались, Андрей пригласил Веру  в кафе, где они вкусно пообедали, запивая еду  чешским пивом из больших бокалов. Беседовали вновь о любви. Вернее, Вера задавала  вопросы, а Андрей отвечал.
- А Ваша любовь к Риде прошла?
- Да, сейчас прошла, а тогда я ходил за ней по пятам. Как увижу, так прячусь за кустами.  Следую за ней: куда она, туда и я.
- Нашли себе занятие: прятаться в кустах. И так продолжалось все годы?
- Нет. На майских и ноябрьских  демонстрациях я находил её в колонне и, пристроившись за ней, шёл  и наслаждался, глядя на любимую фигурку.
- И долго это продолжалось?
- Два года.
- Два года? И ни разу не подошли к ней?
- Ни разу. Мы учились в одном потоке, одновременно окончили техникум. Я поступил работать конструктором, она в лабораторию по своей специальности техником – термистом. Я нашёл её рабочее место и часто заходил к ним в лабораторию, видел её,  и, насмотревшись досыта, шёл к себе.
- И чем всё закончилось?
- Закончилось всё самым банальным образом:  она вышла замуж и уехала  вместе с мужем – украинцем в Киев. А время и расстояние делали для меня своё дело, и я постепенно забыл её и сердце моё на время успокоилось.
- На время? Это как понять?
- На время, пока не встретил Вас и не полюбил так же страстно, как Риду.
- Андрей, не надо говорить о любви. Давайте лучше дорожить нашей дружбой. У нас есть общий интерес к литературе, станем работать: я – над стихами, Вы – над прозой.

  Придя домой, Андрей взял  знакомый сборник стихов, автором которого являлась Вера, и погрузился с головой в поэтический мир своей любимой. Нет, не ему она посвящала эти стихи, и сердце Андрея заполняла ревность к тому, незнакомому Анатолию, к кому были обращены строки любви. Отложив книгу, Андрей долго лежал без сна в темноте, и перед тем, как заснуть, успокоил себя мыслью о новой встрече с Верой. Анатолий живёт где-то далеко, а он, Андрей,  совсем рядом, в одном городе, и может изредка видеться с Верой, общаться с ней, даже может позвонить.