Искусство начинается в саду

Татьяна Бутяйкина
***
В нашем саду весна и, как всегда, цветёт сакура, распускаются тюльпаны, шафраны, гиацинты. И каждый раз, гуляя по саду, ждёшь чего-то, боишься уйти, пропустив какой-то волшебный миг. Я знала, что должно было случиться чудо! В нашем саду теперь живёт искусство. Может быть, оно всегда здесь было? Просто ждало своего часа, своего дня и того человека, который бы увидел, почувствовал, что именно здесь и должен возникнуть Театр. Когда в Театре спектакль, сад кажется таким светлым, радостным, праздничным. В нашем саду снова слышны молодые голоса артистов, желанные звуки музыки, а зрители выходят из Театра после спектакля счастливые и радостно вдыхают чистый и наполненный ароматом цветов и весны воздух.
Миллионы раз спрашиваешь себя: «Неужели тебе не хочется проникнуть в этот новый мир, узнать тайны Театра, остаться в нём, спрятаться в темноте и, наконец, увидеть, где же начинается искусство?» Но нет... Театр, как и сад, открыт для всех, но хранит в себе много загадок, пытаясь разгадать которые, ты каждый раз получаешь новый ответ.

1. Вечер в С.А.Д.у

- Когда гуляешь по Ботаническому саду впервые, надо быть очень внимательным, иначе можно заблудиться, - сказал мне экскурсовод. Но я всё же решила остаться и ещё немного походить по саду, одна.
Весна в саду – это чудесное время! Жизнь здесь как будто начинается заново. Ты становишься свидетелем её рождения. Несмотря на то, что в саду было много людей и они о чём-то говорили, смеялись, фотографировали первые цветы, я слышала только тишину сада и ощущала покой, гармонию в душе.
- Природа, скажи, откуда в тебе столько красок? Как в тебе всё прекрасно! – хотелось кричать мне.
Вот смотрю на магнолию... Она нежно-белая, такая тонкая и ранимая. Её назвали «Звёздчатой». Да, действительно, похожа на звёздочку. Интересно, умеет ли эта магнолия светиться в темноте? Ветер так безжалостен к её лепесточкам, он теребит их, гнёт. Ветер, перестань, пожалуйста, не надо больше... Разве ты не видишь, какая магнолия хрупкая и беззащитная? А может быть, это ты так её любишь? Любовь ведь всегда разная. Бывает, что ради любимых всего себя человек готов отдать, и всё сносить, терпеть он будет и любовь свою никогда не позабудет. Любовь не только холодит, в душе дрожит и кожу мелкими мурашками покрывает, не только лепесточки гнёт, но и потом любовь тебя бросает.
Хотя это только выдумка моя. Мне это только кажется. А между тем, похоже, заблудилась я, и все ушли из сада. Куда же мне идти? И ветер что-то разыгрался, шею сильно холодит и волосы мне все взъерошил. Куда бы спрятаться от ветра мне? Войду в оранжерею. Пригнувши голову, придерживая чёлку, берусь за ручку двери и вхожу. Какое оживленье! Вот куда все скрылись!
- Вы в оранжерею или на спектакль? – спрашивает меня высокий, седой дядя, которого я поначалу немного испугалась, но в голосе его чувствовалась доброта и радушие. Безумно хотелось соврать и сказать, что я пришла на спектакль. Но когда ко мне обращаются тепло и по-доброму, я теряюсь и говорю всё, как есть. Седой дядя отошёл от меня. Сколько времени прошло, а я до сих пор не знаю его имени.
К моему удивлению, я оказалась в театре. Раньше мои друзья и знакомые говорили, что у меня богатое воображение и что я мечтательница. Но отныне я в это не верю. Даже в самых необыкновенных мечтах я не смогла бы представить себе, что из оранжереи Ботанического сада можно попасть в театр. Меня очень заинтересовало всё происходящее, и я решила во что бы то ни стало остаться. Вспомнила, что мама просила меня позвонить и сказать, когда и на какой электричке я поеду домой. Но я не собиралась делать ни того, ни другого.
Делая вид, что мне нужно сфотографировать ещё несколько растений, я задержалась в оранжерее. Скоро стихли голоса зрителей и в фойе погас свет. «Спектакль, наверное, уже начался», - грустно подумала я, решив, что ждать больше нечего. Билета у меня не было, поэтому оставалось только отправиться к выходу. И вдруг я услышала, как кто-то бежит по направлению к оранжерее...
Прежде чем продолжить рассказ об увиденном, следует заметить, что рядом с оранжереей, в которой я находилась, была ещё одна, вход в которую можно было увидеть через стеклянную дверь. В эту вторую оранжерею вела узенькая дорожка из трёх деревянных досок, а с левой стороны от этой дорожки слегка проглядывали растения.
...И я увидела двоих молодых людей – небольшого роста девушку в длинном платье и строго одетого юношу. Они завернули во вторую оранжерею и побежали по узкой дорожке. Я слышала, как девушка смеялась, словно ребёнок, они что-то говорили и продолжали бегать то вперёд, то назад по деревянным доскам. Затем парень и девушка куда-то пропали, и всё затихло... Я медленно вышла из оранжереи и направилась к выходу из сада.
Парень с девушкой, конечно же, оказались актёрами. А то, что я увидела, было частью театрального действа – так начинался спектакль «Аркадия», первая постановка молодого Театра С.А.Д....


2. Он, Она и Театр

- Какой дивный сад! Когда я здесь, мне хочется думать только о хорошем, и все люди мне кажутся добрыми, светлыми, родными. Взгляни – все счастливы! – говорила Она, и глаза её действительно были наполнены радостью. Но по лицу и дрожащему, звонкому голосу девушки нетрудно было понять, что Она плакала в своей жизни так же часто, как и смеялась.
- Тебе нравятся эти тюльпаны? – снова заговорила Она. – Они нежные и красивые. Их лепестки напоминают мне крылья бабочек, такие же кругленькие, с яркими полосочками. Кажется, будто кругом освещённая палящим солнцем зелёная трава, а на ней много-много разноцветных бабочек. Лепестки у тюльпанов как живые, особенно когда слегка вздрагивают при слабом ветерке. А тебе что здесь нравится? Почему ты молчишь?
Он подошёл к ней и тихо-тихо прошептал, приблизив губы к её ушку:
- Я вижу здесь только тебя...
Она порывисто взяла его за руку и сказала:
- Идём!
- Куда?
- Сейчас увидишь. Идём же! Скорее!
Она повела его по изгибающимся дорожкам сада, мимо главного, длинного пруда с чистой, прозрачной водой и небольшим фонтаном, а потом мимо Черепашьего бассейна. Впереди была оранжерея. Но, почти вплотную подойдя к ней, девушка неожиданно повернула направо.
- Смотри, - сказала Она. – Театра... С.А.Д....
- Настоящий театр в саду? – удивлённо спросил Он.
- Да... Ты только подумай: это же новая жизнь внутри жизни сада. Если бы здесь не было Театра, его непременно нужно было бы придумать. Давай зайдём внутрь.
Она и Он вошли в помещение. В фойе горел свет, но кругом было тихо.
- Аквариумы... Как я их люблю! – вдохновенно сказала Она. – Камушки, а вокруг них водоросли, напоминающие игольчатые звёздочки. Смотри-ка, рыбки, маленькие-премаленькие, почти с мизинец.
Она ходила и рассматривала аквариумы. Он медленно подошёл к ней и робко спросил, боясь потревожить её радостное, слегка возбуждённое состояние:
- А где же театр?
- Здесь, - улыбнувшись, ответила Она. – Вот за этой дверью. Там, наверное, сейчас идёт репетиция нового спектакля. Слышишь? Кажется, заиграла музыка... И все актёры в ярких, красочных костюмах. Может быть, они ставят какую-нибудь сказку?
- Но я ничего не слышу, - говорил Он, поводя плечами.
- А мы и не должны ничего слышать. Это можно только представить...
Она заворожённо смотрела на дверь, ведущую в зрительный зал, и неторопливо, полушёпотом говорила:
- Рождение театра и нового спектакля происходит в полной тишине. Настоящее искусство не любит постороннего шума и громких слов. Днём любому человеку здесь всё кажется пустым, молчащим и одиноким, но вечером Театр оживает, преображается, обновляется, пышно расцветает, словно сад весной. Все зрители и гости Театра становятся друг другу друзьями, они счастливы. Их душа ждёт чуда, волшебства, и оно совершается у них на глазах...
Он осторожно дотронулся до пальчиков её руки, нежно провёл по ладони. Она медленно повернула к нему своё лицо и увидела его глаза, светящиеся, может быть, от слёз, может быть, от счастья, а может быть, от предвкушения нового чуда...
- Я... давно хотел... тебе... сказать... – немного дрожа и запинаясь, произнёс Он.
- Что?..
Оба молчали.
Она взяла его руку, прижала к своей розовенькой щёчке, разгорячённой от волнения, и прошептала:
- Вот так...

7 мая 2014 г.