Ностальгия. Рига, улица Чакa

Эмма Брамник-Вульфсон
Круги всегда замыкаются... Из мемуаров памяти

Почти все советские честные скромные  труженики  десятилетиями жили в  коммуналках, как и мы в Риге . Семья  Плепле стала нашими соседями  по квартире, когда их  Мишке  не было  и полутора лет. А  через несколько лет  умерла его  красавица мама Рита.Зубной врач. Ей было 29 лет. 
               
В квартире пять комнат. В трех жили мои мама-папа,пока был жив, плюс четверо Брамников, старших и разнополых младших. В двух других комнатах -Давид и Миша Плепле.

 Так, одной семьей , как родные, мы прожили почти 15 лет. Главная  жизнь проходила на нашей  уникальной  кухне в 22 квадратных метра. Но дело не в квадратах.
 Здесь  вместе росли  трое детей: Гена и Лара Брамник и Миша Плепле. Когда мы , взрослые,  уходили на работу, со всей малышней »боролась  и воевала» моя мама.  Баба Маня,  как ее прозвали  мои дети,  стала и Мишкиной  бабушкой.                Под  ее руководством-присмотром  за одним столом ели. Не слушаясь, с шумом гоняли на  трехколесном велосипеде  по всей квартире, били  мячи по стенкам  в коридоре.

Почти 15 лет ежедневно точно к  13.45  дня хлопала входная дверь  и раздавался  стук опускающейся  задвижки  почтового ящика во входных дверях - в квартиру  входил Давид -точное время по часам  сверять излишне. Точно к 13.45  потому, что через две-три минуты начиналась передача  радио «Свободы» или «Голоса Америки»-(не могу вспомнить какой из них).
 
Одна из «Спидол», самого популярного в Союзе радиоприемника, в его комнате всегда  была настроена на эту станцию. Только миг, чтобы нажать кнопку, и   из радиоприемника неслись  позывные программы.               

В последние дни 1972-го  Давид и Миша,папа и сын Плепле , уехали в Израиль.
Перед выходом из квартиры  Давид  в  последнй раз , по инерции, проверил почту.

...Так случилось, что через несколько дней после  их отъезда  в другой мир ушла моя мама,Баба Маня. И наша шумная квартира осиротела.

Было много хлопот , пачки заявлений, справок прежде, чем  мы получили еще две комнаты, где жили Плепле. Но еще долго Саша и я не могли засыпать в  тишине, жить без привычного  шума и гама.

Саша даже «пожаловался  на это  своему профессору  Вилису Пурмалису, который много поездил по зарубежью

-Ты просто не знаешь, как должен жить Хирург твоего уровня!- « успокоил он  Сашу.

...Письмо от Мишки из Израиля : «Как я скучаю!Как часто вспоминаю вас, дорогие дядя Саша и тетя Эмма!Скучаю по веселым вечерам и застольям за общим круглым столом. По Вашей  «всеобщей борьбической борьбе» с нами, малышней,   как говорил мой любимый дядя Саша.  По  нашей родной Бабе Мане,  по Генчику и Ларочке. Как бы я хотел снова оказаться на нашей  шумной  кухне  Как я люблю всех вас, мои  родные Брамнички!".               

...Почти через 10 лет, уже отцом собственных детей, Миша  прилетел  в Ригу, из Израиля  привез камешек  на могилу матери. »Вот и замкнулся круг»,  с грустью сказал он, вернувшись с  кладбища...

ххх

Львов-Лос Анжелес
В 1950-х годах мы с Сашей  гостили у его родных во Львове. Тогда Яна, дочь Миры, кузины, поступила в английскую школу. Так получилось, что  именно  я  отвела 1 сентября Яну  на  первый праздник в ту школу.               
 С тех пор много воды утекло. Мы -одна самья,часто встречались: львовяне отдыхали  у нас в Риге, Юрмале,  Элее ,куда  Сашу, уже доктора А. Брамника  после окончания мединститута направили руководителем и хирургом местной больницы... Потом львовяне  уехали в Америку, обосновались в Лос –Анжелесе,  мы перезванивались.

А недавно , почти  через полвека  Яна «проснулась», п снова позвонила мне. Она уже сама давно бабушка Ее мама Мира  умерла.  Мы   с Яной  долго говорили, вспоминали былое. Вспомнили и то, что я отводила ее первый раз в первый класс...