Проходят дни великого страдания... 2

Тургенолия
     Поначалу жизнь у Клары складывалась вполне удачно: вступление в ряды КПСС, Высшая Партийная Школа, должность второго секретаря обкома комсомола. Ступенька за ступенькой поднималась она к заветной цели.
 
     К тридцати годам произошло то, что всегда когда-нибудь да случается в жизни любой женщины: Клара влюбилась. Правда, злые языки судачили, что любовь эта была с карьерным расчётом. Пускай себе сплетничают! А какой по-вашему должна быть любовь ответственного комсомольского работника? Только в своей среде; зачем впускать в свою жизнь чужаков.

     Но разразился большой скандал. Клара не сумела избавиться от никому не нужной беременности: её высокопоставленный избранник был вполне выгодно и счастливо женат и ничего менять в своей жизни не собирался. Хорошо ещё, что отец Клары к тому времени давно почил (мир праху его), а то какой был бы позор для семьи - мать-одиночка! Родилась девочка, Галя. После декретного отпуска Клару перевели с понижением в должности в соседнюю союзную республику.

     Здесь-то она и познакомилась с Владимиром: немного моложе её, из семьи ссыльных. Ну и что такого? На дворе начало шестидесятых, уже отгремел ХХ съезд КПСС. Никто не осудит, это теперь модно,
даже, можно сказать, экстравагантно. К тому же Володя прилично зарабатывает, отличный хозяин, мастер на все руки и к Гале относится очень хорошо. А брак с женой-партработником - отличный довесок к его реабилитации: он всю жизнь должен быть ей благодарен за то, что она его осчастливила! Хотя, если быть до конца откровенной, то замужество и её в своём роде реабилитирует: она наконец-то станет порядочной замужней дамой и никто больше не посмеет злословить на её счёт.

     Клара научила Галю, чтобы та называла дядю Володю "папой". И ему будет приятна такая привязанность девочки, и в глазах людей они - крепкая советская семья.

     Первый их общий ребёнок, мальчик, родился с тяжёлым врождённым заболеванием и прожил совсем немного.


     Затем в их семье появился Илья. Няньчилась с маленьким Ильёй бабушка Стефа, полностью освободив Клару от пелёнок, горшков и ночных бдений, так что наличие второго ребёнка партийной работе вовсе не помешало.

                ***

     Про Дедушку  Илья никогда не задавал вопросов своим родственникам. Тут было всё и так понятно. Но вот где могилка бабушки Стефы? Он точно знал, что похоронили её на местном кладбище и частенько просил родственников сводить его туда. Но те почему-то всё время отнекивались, ссылаясь на занятость.

     Лет в двенадцать Илья совершил первую самостоятельную вылазку на кладбище, исходил его вдоль и поперёк, но ни на одном памятнике, ни на одной табличке его зоркие глаза не приметили родного имени. Потом были ещё несколько безрезультатных походов туда, в одиночку или с мальчишками. Ну кому могла так помешать Бабуля, что могилка её оказалась безымянной? После её кончины пропало её золотое обручальное кольцо с драгоценным камнем, книги, с которыми она не расставалась, другие немногочисленные вещицы и даже фотографии - ничего не осталось на память единственному любимому внуку.

     Исчезли даже документы, написанные по-русски с дореволюционной орфографией и ещё на каком-то иностранном языке. В 1982 году после смерти Владимира Илья, не найдя этих документов, спросил у Клары где они, на что та категорично отрезала: "У меня их нет!"
   
                ***
          
         продолжение следует