Глава восьмая. Неожиданная встреча

Георгий Марсианин
   

- Мы с тобой видимся только вечером дома - ворчал Мишенька, всё дела да дела! Ты всё с ребятами, да приборами…
- Ты прав, «сыно-ка» - сказал я – такую несправедливость надо устранить!
- А почему «сыно-ка», - улыбаясь, спросил Василий Михалычь.
- Я когда-то его маленького носил в ясельки и когда он начал говорить, то, прыгая по ковру, и, радуясь, что за ним пришёл папа, лепетал: «Сынока, сынока ждёт папу!!» Я брал его на руки, и мы уходили домой! Теперь «сынока» вырос и мы встречаемся только вечером, да и то я обычно усаживаюсь за планы, а он укладывается спать, и мы опять мало общаемся. Дети учителей, самые несчастливые: родители вечно заняты и в школе, и дома. А те, у кого ещё и хозяйство…вообще не могут уделять внимания своим детям.
- Да...а…а – протянул Василий Михалычь – все мы в одинаковом положении. Мишенька, разумеется, прав. Я бы Вам посоветовал съездить в Горький, погулять, развеяться.
- Нам и покупки кое, какие совершить бы надо: обувь, одежду, бельё.
- Вот, как раз и поэтому…
- Решено, сынок, завтра же едем, пока есть время, посмотрим Волгу, сходим в кино, полакомимся мороженым!
- Ура!!! Едем, едем, папа!
  Добираться нам в Горький двумя автобусами: вначале до райцентра, а потом в «столицу». Таким же образом и обратно. Для Мишеньки это была настоящая радость, да к тому, же и целый день общения с отцом. Такие минуты настоящее счастье. Он задавал мне десятки вопросов и получал на них ответ. Он гордился отцом и любил вместе купаться в реке или море. Всегда просил меня: « Ну, прыгни папа с вышки! Ну, нырни!» И когда видел, как отец, взмахнув руками, как крыльями, свечёй уходил в воду, восторгался и восклицал: «Вот мне бы так!!» «Будешь ещё лучше меня нырять и плавать сынок !» - отвечал я ему. В первую очередь дело, поэтому пошлялись по магазинам. Потом сходили в кино на дневной сеанс и посмотрели  фильм «Щит и  меч». У нас ещё оставалось время до отправления автобуса, и решили погулять по городу. Отправились к памятнику Чкалову. Оттуда прекрасный вид на заволжские дали, будто с высоты птичьего полёта. На скамеечке сидел седой человек. Я попросил разрешения присесть, он кивнул. Мы с сыном смотрели на природу и тихо переговаривались. Я изредка косился на соседа, и лицо его показалось мне очень знакомым. На лацкане его пиджака сверкнула звёздочка «Героя труда». Промелькнула мысль: «Так это, наверное…»  И я обратился:
- Извините великодушно, Вы, не Павел, ли Васильевич Шмаков?!
- Он самый…, а чем обязан таким вниманием?
- Я радиолюбитель со стажем, читатель журнала «Радио» с 1948 года и встречал ваши фото на страницах журналов. Вот и запомнил. Для меня великая честь оказаться рядом с Вами и пообщаться.
Я представился профессору, и мы разговорились.
- Какой же круг ваших радиолюбительских интересов? – спросил Павел Васильевич.
- Он широк: от акустики, до телевидения. Но телевидение, мой особый интерес.  В недалёком прошлом, я самостоятельно собрал телевизор из бросовых деталей. Он служил нам долго. Не так ли сынок?
- Да, папа.
- Потом я преподавал философию в мединституте, но по семейным обстоятельством пришлось уйти на другую работу. Теперь в сельской школе преподаю физику.
- Вот как! Это интересно! – сказал профессор.
-  Мне нравилась работа в институте, и я никогда бы не ушёл. Я мечтал получить ещё профессию врача, но так сложились личные обстоятельства. Я решил посвятить себя применению телевидения в сельской школе.
- Замечательное решение. Я всегда думал о том, чтобы создавать телевидение именно для сельской школы. Там сложнее условия для обучения и воспитания детей. И как Вы намерены использовать телевидение.
- Я создал ученическое научно-техническое общество «Электрон». Это, разумеется, игра с детьми, но в этой игре – постижение, проявление интереса к точному знанию и технике. Мы, с кружковцами, построили необычную классную доску. На ней смонтирован в развёрнутом виде телевизор класса УНТ-47. Он работает и в режиме «осциллограф». На этой доске можно: писать мелом, смотреть учебные телепередачи, транслируемые Центральным телевидением и на уроках физики наблюдать эпюры, осциллограммы. Ещё я мечтаю построить телекамеру, чтобы расширить функциональную возможность этой доски.
- Это правильное решение и к тому же реальное. У телевидения большое будущее во всех направлениях жизни людей. Вы выбрали правильную цель, и она обеспечена успехом. К сожалению, я вынужден откланяться. Дела. Мои минуты отдыха исчерпаны. Будете в Ленинграде, милости прошу ко мне на кафедру. Там у нас может быть больше возможности для предметного общения. Я готов в пределах моих возможностей поддержать сельского учителя физики с его энтузиазмом. Профессор медленно поднялся и также медленно стал уходить, приветливо кивнув нам с Мишей на прощанье.
 Я ещё некоторое время оставался под впечатлением этой встречи и был, словно в оцепенении, пока Миша не спросил:
- Кто этот дедушка? А…папа?
- Это великий учёный нашего времени, Павел Васильевич Шмаков. Помнишь мою беседу на занятиях кружка, где я рассказывал о том, как создавалось телевидение?
- Как же! Ну, конечно помню!
- Так вот один из создателей мирового телевидения только, что разговаривал с нами, сынок. Совсем недалеко отсюда, вот на этой земле почти в одно и то же время родились два великих сына России: Владимир Козьмич Зворыкин и Павел Васильевич Шмаков. Зворыкин родился в 1882 году, а Шмаков в 1885 - ом. Зворыкин в семье промышленника, а Шмаков в бедной крестьянской семье. Но нам с тобой сыночек кажется, пора отправляться на автовокзал. Домой мы вернулись затемно, перекусили, чем могли, из купленных припасов и улеглись спать.