О фрактальной структуре Великих Панафиней

Дмитрий Михайлович Николаев
С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:




В самый знойный день года, перед закатом жаркого, летнего солнца, группы эфебов от каждой из 10 фил Великого Города собирались у Агоры перед Гефестионом.
Здесь были и юноши, только что выбранные для государственной службы, ещё не прошедшие низших степеней посвящения, и уже опытные, начинающие отращивать бородки эфебы-старшаки, уже прошедшие службу на границе, уже охранявшие общественные стада в долинах, уже пасшие овец на севере, в горах. Самые старшие из них даже побывали на соседних островах, проплавав гребцами на триерах – будущий опытный воин все должен испытать, прежде чем может претендовать на государственные должности, пусть пока даже и не очень ответственные.

Как только солнце утонуло в долине за западной городской стеной, Наставник подал сигнал и часть самых молодых эфебов пошла за ним к Дипиломским воротам, к виднеющемуся недалеко от города галсу – скверу, где стоял окруженный деревьями гекатай – алтарь богини, имя которой даже нельзя произносить. За ним стоял четырехугольный каменный столб с нишей, в которой едва виднелась трехголовая статуя таинственной богини счастливых путей. Счастливых для тех, кого она полюбила. И грозной, смертельно опасной для своих врагов. Месть богини беспощадна… Никто чужой не должен был знать, и тем более произносить её имя… Для всех она была Артемида Прекраснейшая, Охотница…

Только под самой страшной клятвой, ещё детьми, после первого пострига, спрятавшись от взрослых в каком-нибудь темном углу, они шептали друг другу на ухо: «Геката…». Старый эпоним грозил малышам пальцем и говорил: всех, кто убежит без спроса за стены города Охотница со своими огнедышащими псами уведет к себе. И никогда уже он не вернется в свой теплый, добрый дом…
Три черных пса, вырываясь из кожаных ошейников, плелись за юными эфебами и тихо повизгивали, словно предчувствуя неминуемое…
После принесения жертвы ночной трехголовой богине, повелительнице дорог, летающей над пепелищами и кладбищами со своей страшной воющей, визжащей, хохочущей, плачущей свитой, притихшие юноши гурьбой поспешили за уверенно шагающим по дороге мимо покрытых мхом стел с ямами, мимо эскараев (каменных жертвенников с отверстиями для стекания  крови жертвенных животных, посвященных героям и подземным божествам) над могилами героев Марафона, Саламина, войн с эгейцами, миносцами, фиванцами и ещё совсем новых могил героев недавно победно закончившейся войны, Наставником… 
Всего 6 стадий отделяют их от конечной цели, всего полторы тысячи шагов, но как страшны эти шаги в нахлынувшей вдруг безлунной мгле, когда вокруг мелькают какие-то тени, когда совсем рядом, среди древних могил, снуют эти пугающие и завораживающие блуждающие огни.
«Богиня Геката, охрани!..»

Наконец, за уже потускневшими от времени и наступающего мрака обелисками показался абат – недоступный для всех непосвященных квадратный алтарь, вокруг которого стояли увитые плющем мраморные колонны и среди них в сумраке выделялась белая мраморная фигурка полулежащего бога с чашей в руке и в венке. 
«Дионис! Радуйтесь, греки! Это вечно юный бог вернулся!»
Как часто слышали юноши эти возгласы на весенних Великих Дионисиях…

Наставник молча указал рукой на трёх черных козлят, спокойно шедших среди юношей. Шесть эфебов ловко, уже почти привычно – так, как это каждый месяц делали их отцы, схватили животных, окропили их водой, и, неся их на руках, обошли жертвенник. Как опытный жрец, Наставник снова достал из кожаной самки у пояса ритуальный черный обсидиановый нож и показал, где надо прижать к краю темной ямы головы доверчиво глядящих в глаза юношей козлят. Трое других юношей, встав позади животных, подняли вверх тяжелые каменные молоты…

После того, как эфебы кровью из ямы начертили на своих лбах и щеках красные полосы, а три раба освежевали туши так ничего и не успевших понять бездыханных животных, все снова отправились за Наставником в ночную темноту.
Туда, где их поджидал ТОТ, дающий огонь. ТОТ, кто опаснее всех. ТОТ, кто осмелился восстать даже против всемогущего Зевса и остался после этого живым и прощенным. ТОТ, кто всегда предугадывает… ТОТ, кому рабы позади них ведут троих молодых черных бычков…
ТОТ, кто обитает среди самых древних могил, на самом краю мира, в самой чаще Священной рощи, и откуда они начнут свой ночной и уже нескончаемый факельный бег в настоящую, полную приключений и подвигов во славу Великого Города, жизнь …

***
В столице афинского союза государств V-IV в. до н.э., в городе Афинах, ежегодно отмечались различные общегородские праздники. Строго регламентированные, по-разному организуемые. Такими праздниками были летние Великие Панафинеи, осенние Пианопсии, весенние Великие Дионисии. Панафинеи был общеафинским праздником, завершающим первый месяц нового года и основным  праздником города. Ежегодно День рождения Афины – основательницы полиса – отмечались Малыми  (а один раз в 4 года, в третий год Олимпиады  – Великими) Панафинеями (;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; \Panatnnaia). 
Этот праздник приурочивался  к окончанию (новолунию) первого месяца года (гекатомбеона, июля), завершался общегородским жертвоприношением 100 быков (гекатомба) и пиршеством, на котором к мясу священных животных приобщались все почетные граждане полиса, делегации от всех демов, победители состязаний и гости из союзных государств.  В общей сложности на таком празднестве принимало участие до 20 тыс. жителей полиса (до 2 тыс. от каждой из 10 фил города).
Согласно устоявшимся преданиям, праздник посвящался победе в великой битве олимпийских богов с титанами, рождению богини Афины  Полиады (Городской) – покровительницы и основательнице города, победам над троянцами под Троей и над персами в морской битве у острова Саламин – главным эпизодам в истории греков, в которых, согласно общегреческой  мифологической традиции, принимала участие и богиня Афина…

Древние греки считали, что только во время трех видов социальной деятельности возможно было напрямую общаться с богами и высшими силами: (во время состязательных игр (поскольку сами боги не жили, а играли) \во время торжественного массового ритуального шествия \и во время жертвоприношений (бескровных и кровавых)).
Особо выделялось ритуальное шествие, поскольку именно в нём каждый член социума занимал место в соответствии со своим социальным статусом. А установление иерархии, структурирование общества (каждый должен ясно осознавать свое место в мире!) как раз и было делом, угодным богам. Каждое жертвоприношение, любая победа в игре, участие в ритуальном шествии к храму, рассматривались как дар богам, а не как повинность, обязанность. Люди дарят богам самое лучшее – боги, играючи, с помпой, дарят людям свое покровительство, свою защиту, свою благосклонность и силу… Древняя Греция – светлый Космос улыбающихся, одаривающих друг-друга  людей и богов, где даже смерть – жертва – всего лишь дар одних другим…

Малые Панафинеи были усеченным вариантом Великих торжеств и проводились три дня (26-28 гекатомбеона). В целом общая структура празднества включала (агоны – состязания, включая факельную эстафету на Акрополе \утреннюю процессию (помпу) граждан от священных врат (северо-западных) города к Акрополю \гекатомбу у восточного алтаря храма Эрехтейон, которая завершалась  общегородским пиршеством).
Основными ритуальными элементами праздника были именно (вечерний факельный агон и ночная панихида \помпа и переодевание в новый шафрановый пеплос статуи Афины \гекатомба и народные гуляния). В 5-4 в. до н. э. были введены мусические и атлетические состязания, усложнены военные и конные соревнования, добавлен агон триер (регата), которые предваряли основной ритуал обращения к богине – День Афины,  но не меняли его структуру.

Обязательным элементами празднества были гимны хоров богам и героям, воинские состязания молодых гоплитов, состязания апобатов (двуборье: гонка на колесницах и бег), эвандрия (конкурс красоты: выправка, воинские упражнения, скачки), лампадодромия (вечерняя факельная эстафета 400 эфебов (по 40 юношей от каждой из 10 фил) по лестнице, поднимающейся от Ареопага к Акрополю) с возжиганием победителем священного огня на главном алтаре в храме Эрехтейон, ночные женские хоры (панихиды), торжественная утренняя процессия (помпа) горожан с оливковыми венками и веточками в руках, сопровождающая пеплос (новую одежду для богини Афины) от северо-западных ворот (от Помпеона) к Акрополю, переодевание статуи Афины, гекатомба (жертвоприношение 100 быков у алтаря Афины (по 10 животных от каждой из 10 фил)), общегородское пиршество, факельные шествия и ночные гуляния с плясками и хоросами в филах города.
Панафинеи проводились сразу после завершения сезона жатвы и сбора урожая и во время шествия почетные старцы (таллофоры) несли оливковые ветви, девушки (канефоры) несли к алтарю Афины-покровительницы корзины с первыми начатками урожая, женщины несли амфоры с первинами оливкового масла, юноши-эфебы вели ревущих коров, овец…




Структура «Малых» (ежегодных)   и «Великих» Панафиней в г. Афины, посвященных  рождению богини Афины, победе олимпийцев над титанами и Дню города.

В целом, Великие Панафинеи проводились с 22 по 28 гекатомбеона и структурно членились на дни музических (с 22 по 24 гек.) и спортивно-воинских (с 25 по 27 гек.) состязаний и День Афины (28 гек.).

МУЗИЧЕСКИЕ АГОНЫ

Музические агоны проводились в театре «Одеон» на юго-западном склоне Акрополя (театр Диониса, где ставились трагедии, был на юго-восточном склоне).
Они включали три вида агонов: (состязания рапсодов, исполняющих отрывки из Гомера, Гесиода, народных сказаний \состязания  исполнителей на кифарах и авлосах \гимнические состязания  хоров (мужчины \юноши \дети), исполняющих гимны. Причем было три вида хоров: лирический, драматический и пиррихический (с исполнением воинской пляски с оружием, он был обязательным на этих панафинейских играх). В таких лирических хорах от каждой из 10 фил, участвующих в панафинейских агонах  пело не меньше 50 мужчин, причем участие в хоре считалось почетной обязанностью).
Победители награждались оливковым венком, украшенным золотом (до 1000 драхм) и лентой.
ВОИНСКИЕ АГОНЫ

Спортивно-воинские состязания и парады проходили 25-27 гекамбеона в «Панатинаикосе» («Стадионе») за юго-восточной стеной города восточнее храма Тихе. Они предваряли состязания молодых воинов и включали гимнастические состязания (классическое греческое 5-ти борье, здесь отбирались представители полиса на Олимпийские состязания, к которым готовились в течении 9-ти месяцев в области Олимпии, начиная с осенних Фесмофорий, т.е. одновременно с началом изготовления очередного пеплоса для Афины-Парфении).
Под наблюдением таксиархов и стратегов проводились групповые состязания молодых воинов, исполняющих пиррихий (танец со щитом и в шлемах), индивидуальные состязания в воинских упражнениях. Состязания рассматривались как жертва богам и предкам.
На гипподроме (ипподромосе) между городом-портом Пиреем (на юго-западе от Афин) и Афинами проходили состязания всадников (групповая выездка, скачки, скачки с препятствиями, метание копья на скаку, поединки); состязания колесниц (пара (бига), четверка (квадрига)) Победитель получал до 140 амфор масла. В разные годы виды конных состязаний варьировались. Завершалась эта часть праздника состязаниями апобатов (два спортсмена – возничий и бегун – мчались на колеснице, затем один соскакивал и бежал рядом с колесницей, затем они менялись). Это считалось высшей формой воинского искусства.
Судили все виды состязаний 10 (по одному от каждой филы) атлофетов-распорядителей.
Победители спортивно-воинских состязаний награждались карминного цвета амфорой с чернофигурной росписью (отдельно для каждого вида состязаний: на одной стороне амфоры изображался вид состязания, на другой – богиня Афина в ипостаси покровительницы данного вида состязаний) с маслом, оливковой ветвью от священной оливы в храме Афины и пурпурной лентой на плечо или бедро.
В предпоследний день Великих Панафиней (на Малые Панафинеи эти состязания не проводились) триэрархами организовывались регаты – состязания триер в афинской бухте возле Пирея (на юго-западе от Афин) у мыса Суния, после жертвоприношения Посейдону. Победители получали 300 драхм, а триэрархи 200 драхм за организацию состязаний. В «Стадионе» по 3 группы от каждой филы (мужи \юноши \дети) участвовали в эвандриях – своеобразном конкурсе мужской красоты, который включал эстафетное многоборье, демонстрацию обнаженного тела, военной выправки и умения,  скачки, исполнение пиррихия… Именно победители этого агона считались лучшими людьми (эталоном)  Афин, ими гордились, они приобретали высокий социальный статус.

 
ДЕНЬ АФИНЫ

«Дитя мое, бери пример с осьминожки и сумей приноровиться к нравам тех, к кому ты попадешь; постарайся под тем или иным видом казаться похожим на людей, среди которых ты будешь жить…»
Из др. греч. поэмы.

      «Лампадодромия»

На последние дни первого месяца афинского года гекатомбион приходится пик летней жары и средний минимум осадков. Но именно в это время в течение нескольких дней происходят грозы, сверкают молнии. Словно сам Зевс проявляет недовольство. Кажется, что он сражается с неведомыми титанами, мечет в них молнии, заливает их водой. И вдруг все прекращается…
Вечером этого дня, после заката солнца, когда начинался 28-ой гекатомбрион , по священной дороге от храма Прометея в Академии, мимо Агоры и по широкой каменной лестнице (длиной около 1000 метров), поднимающейся по западному склону Акрополя к заднему двору храма (Пропилеям) Афины устраивались факельная эстафета. До 400 юношей-эфебов (до 40 юношей от каждой из 10 афинских фил), совершив перед этим жертвоприношения возле дипиломскихй ворот Гекате, а возле входа в Академию Дионису, испросив у них благословение и принеся в Академии жертву у алтаря Прометея,  наперегонки несли восковые факелы со священным огнем с жертвенника перед статуей Прометея к золоченому светильнику городского храма Эрехтейон и к алтарю Афины .
Согласно древнегреческому мифу, титан Прометей вопреки запрету Зевса тайно передал людям, до того жившим в пещерах, три основных блага, три великих дара : (огонь \разум \искусства), к которым, как писал в поэме «Прометей прикованный» Эсхил, относились: зодчество, предсказания, математику, грамматика, одомашнивание животных, 9 муз, парус, врачевание, металлы и пр.  Всего около 40 видов деятельности, которые отличали человека от животных. Именно это и отражалось в факельной эстафете, когда сорок эфебов, передавая друг другу восковые факелы со священным огнем, старались добежать от храма Прометея в Священной роще к большому алтарю на Акрополе.
Нужно отметить, что в сами храмы древние греки приносили только бескровные дары, в основном (плоды \печенья \напитки). Жертвоприношения с кровью всегда совершались вне храмов и по строгому, общему для всех греков, давно устоявшемуся ритуалу.
С другой стороны, покровителем города Афины была солнечная, светлая (золото и слоновая кость) богиня Афина-Полиада, поэтому вечерние кровавые жертвы ночным, темным божествам должны были приноситься не только вне зданий городских храмов, но и вне пределов самого города. Одним из таких мест как раз и была Академия, располагавшаяся в огромной священной оливковой роще на северо-западе (темная, ночная сторона сакрального пространства) от города.
Другой особенностью древнегреческой культуры было особым образом сакрализированое время. Сутки отсчитывали с момента заката и до следующего заката. Используя лунный календарь (чередование 29 и 30 суток в месяце), отсчитывали месяц с первого дня безлуния (новолуния), причем первые сутки месячного цикла посвящался Аполлону\Гекате\Гермесу и олимпийским богам. Третий день посвящался Афине; четвертый – Гераклу; 6-7 дни Артемиде\Аполлону; 8 – Посейдону\Тесею; 9 – Гелиосу\Рее; 20 – Аполлону.  Последний день месяца снова посвящался Гекате, лунной богине, повелительнице огненных драконов. Здесь видна явно выраженная 3-х частная структура древнегреческого лунного месяца: 1, 9 и 20 дни посвящались солнечным (Аполлон\Гелиос) и ночным, хтоническим (Геката\Рея) божествам.
Таким образом, начало месяца отмечался жертвоприношениями Гекате, лунной богине, которой выставляли у дорог жертвенники, а с восходом солнца приносили жертвы Аполлону.  Кроме того, последние три дня каждого месяца, при очень слабой луне, в преддверии её исчезновения ночного с небосвода, посвящали усопшим и подземным богам и они считались самым тяжелым, темным временем хтонических сил. Именно в эти дни отменялись государственные работы, назначались различные увеселения и праздники. Таким образом, проведение ежегодных общегородских Панафиней было самым уместным именно в последние три дня первого месяца. Общая структура праздников в честь календарных покровителей была традиционной: (жертвоприношение и богослужения \торжественная процессия \гуляния (песни, пляски, пиршество))…

***
У алтаря Прометея ,  в оливковой роще возле Академии, афинский архонт-базилевс (персонально ответственный за лампадодромию), жрецы и эфебы (юноши 18-19 лет) умащенные в  гимнасиях маслом, одетые в черные плащи, ударом камень о камень высекали «живой огонь» и поджигали фитиль из тростника (или быстрым вращением палочки внутри тростника  поджигали его сердцевину). Затем приносили черного бычка (черных собак, самых низших в иерархии жертвенных животных, имеющих прямое отношение к земле, посвящали их хозяйке – зловещей Гекате) титану Прометею (затем  Гефесту , Эроту. Последней –  Гекате,) и совершали вечернее приношения ночным божествам: обмытым, украшенным венками лавра и присыпанным пряностями жертвам прижимали головы к земле, отрубали ударами сверху головы, кровь сливали в яму, а щетинку с голов бросали в огонь жертвенника. Освященной тут же, на алтаре, водой окропляли принесенные эфебами маленькие глиняные фигурки богов и людей (согласно мифу, Прометей сотворил людей из глины и воды).  Затем, во время гекатомбы, эти фигурки эфебов освящались на алтаре Афины – как ритуальное одухотворение Афиной людей, созданных из глины Прометеем.
Совершив жертвоприношение подземным, ночным божествам и титанам, подарив строго оберегающим огонь хтоническим божествам кровь чистых животных, юноши поджигали освященные (обходом вокруг алтаря, окроплением освященной водой) очищенные льняные факелы от огня жертвенного алтаря Гекаты и устремлялись на юго-восток по священной дороге к городу. 
Вдоль этой дороги от Академии (Гимнасии) через филу Керамик (покровителем этой филы как раз и был Гефест) к Дипиломским воротам (к Помпейону)  стояли стелы в честь героев всех войн, которые вели Афины с другими городами, стелы великим стратегам, почетным гражданам города (см. Павсаний, Описание Эллады). Побеждал тот, кто первым доносил на вершину Акрополя зажженный факел. Победившая фила получала 30 драхм и корову. В особо торжественных случаях – треножник.
Чем отличались греки от других народов, по мнению самих греков (см. у Аристотеля): энергией характера (этого не было у азиатов) и живостью ума (этого не было у римлян и  у северных народов). К этому нужно добавить ещё и любознательность. Греки считали, что боги-олимпийцы (а особенно Афина) даровали им разнообразные способности, уравновешенный характер, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям… Именно эти дары – жизненную энергию (огненный дух, дух непокоя, внутренний огонь, как они говорили), живость ума (хитрость, склонность к торговле, умение найти компромисс) и многосторонние способности к ремеслам и искусствам греки и ценили больше всего в самих себе и в других народах. Восполнению этого периодически угасающего в гражданах полиса внутреннего духа непокоя, духа риска, духа авантюризма (как писали коринфяне консервативным спартанцам, Фукидид) и уделяли они основное внимание. Поэтому весь их религиозный культ был переосмыслен именно в этой парадигме и был призван поддержать эти особые качества в афинском народе, передать их из поколения в поколения, стремясь воспитать гармонически и энциклопедически (в отличие от специализировавшихся только на военном искусстве спартанцев) развитую молодежь. Начатки любого умения могли пригодиться греку в постоянно изменяющейся судьбе…
С этой точки зрения метафизически факельная эстафета показывала, что переносимый мимо кладбища  героев огонь вбирал в себя героический дух и силу героев, и поэтому такой огонь – прошедших сквозь строй великих предков – содержал в себе жизненную силу и величие полиса. Одно ушедшее героическое поколение передавала свои достижения другому,  то – следующему. В самом городе эстафета проходила под крики и подбадривание жителей полиса – тоже передача жизненных сил бегунам и огню. В Агоре – городском рынке, мимо которого проходила эстафета – огню добавлялось умение торговать, находить компромисс, отстаивать свой интерес. А приближаясь к Акрополю  он уже становился Священным огнем, который призван ежегодно воскрешать угасающие силы (огонь на золотом алтаре) города. Огонь жизни, огонь разума, огонь искусств и ремесел – то, чем так гордились все афиняне – ежегодно поддерживался духом ушедших героев и полубогов… И передавался несущим его гонцам.
С другой стороны, передача огня от алтаря Прометея – как передача некоего тайного послания от предков живым, смысл которого был ясен только посвященным… И это послание несут ещё непосвященные, непорочные, но уже призванные на Малых элевсинских мистериях к служению во имя полиса «безбородые», уже внесенные в списки граждан новые члены родовых фратрий...
Для впервые увидевших такой вечерний факельный бег это было захватывающее, тревожащее таинственное зрелище: бегущая по главной улице ночного города толпа сосредоточенных юношей в черных плащах с горящими факелами в руках…  Ещё большее изумление вызывало у них то, что отстающих бегунов многочисленные зрители, стоящие на обочине священной дороги, под возгласы «эвайя» подгоняли специально принесенными для этого кнутиками  – так члены фил подбадривали своих нерадивых юношей.
Победители эстафеты кроме денег, получали ещё сосуд для воды (гидрию) и удостаивались чести зажигать на вершине Акрополя вечный огонь (в обновленном золотом светильнике в виде пальмы Каллимаха в храме Эрехтейоне, один из символов вечной священной оливы, которую вырастила Афина во время спора с Посейдоном) на алтаре Афины . 
После возжигания священного огня почетные старцы, победители прежних Панафиней, исполняли гимны богам-покровителям города, а эфебы исполняли пиррихии. Затем начинались весёлые ночные пляски и выступления женских хоров (женщин \девушек \девочек). Эти  общегородские панихиды проходили в первый день новолуния и поэтому город освещался только мерцающим светом множества факелов в руках эфебов… 
В этой части обряда проявляется характерное для греков метафизическое привязывание черного, вечернего, низкого с хтоническими, с ночными, лунными, женскими  божествами. Отсюда и жертвоприношение на закате, в новолуние ночным хтоническим божествам, и появление в структуре ритуала ночного агона женских хоров, славящих Артемиду, Кору и Гекату. Прометей – титан, подземное божество, ночью укравшее у олимпийских богов огонь и давший его людям… Эфебы – отроки, в течение двух лет выполняющие повинности рабского послушания стратегам и иерофонтам и которые за эти два года проходили полное посвящение в таинства Деметры\Коры (Малые и Великие элевсинские мистерии). Для них была характерна черная одежда. Им и поручалось исполнить роль гонцов Прометея – доставить на Акрополь священный огонь. В этой части ритуала как раз и отражается прометеевский миф о происхождении огня. С другой стороны, приобретаемые качества огня передаются и несущим его гонцам, новым членам городской общины…
По-сути вечерняя факельная эстафета эфебов, гимны почетных граждан и женские полуночные панихиды уже являлись началом, подготовкой основной и завершающей части древнего праздника рождения Афины, который включал ещё утреннее шествие (помпу) и дополуденную гекатомбу после передачи пеплоса в храм Афины.
Известно, что жертвоприношения дневным, солнечным богам (Афине, Зевсу, Аполлону) совершались греками утром, до обеда…
Перед восходом солнца за стеной города у Священных ворот (Дипилонские ворота у храма Помпеона, где хранились основная утварь для помпы, на северо-западе от Акрополя, в филе Керамики) ставилась повозка в виде корабля на колесах, где в качестве паруса был желтый пеплос, новая священная одежда шафранового цвета для Афины, на которой были вытканы сцены их гигантомахии (битвы богов с титанами), сцены из поединка Афины с Посейдоном, сцены из основания города. С тремя этими эпизодами и связаны жертвоприношения трем Афинам во время завершения Панафиней. Этот пеплос ткался в течении  9-ти месяцев (с осеннего  праздника Фесмофорий) группой из жриц-аррефор и четырёх девушек  (эргастины). Две из этих девушек на празднике Аррефорий участвовали в обряде обновления масла в золотом светильнике, а две другие эргастины на Великих Панифинеях как раз и сопровождали священное одеяние для Афины во время процессии к храму.
С первыми лучами восходящего солнца начиналось торжественное шествие (знаменитая афинская помпа) навстречу поднимающемуся солнцу (Аполлону) мимо кладбища героев Керамейкос, через Священные ворота, мимо Агоры и рынка на юго-восток, к сакральному центру города, к Акрополю…
 «Помпа»

С другой стороны, отмечая победу олимпийских богов над титанами, шла по «Панафинейскому пути» помпа (торжественная процессия), которая организовывалась за северо-западными священными воротами (Дипилонскими воротами) и к которой на Агоре (рынок) присоединялись делегации от всех демов города, после чего, проходя мимо Ареопага (здесь заседали судьи и Совет города), она поднималась по лестнице на западном склоне Акрополя и, обходя с двух сторон храм Афины (Эрехтейон, в нем хранился Палладиум, стояла гробница Кекропса, росла Священная олива Афины и стоял золотой светильник с вечным огнем, масло в котором возобновлялось раз в год), достигала главного алтаря перед восточным входом в храм и являла перед богами и гостями, прибывшими из различных городов-союзников, высшие достижения города.
Общая социальная структура процессии была четко определенна и строго соблюдалась: сначала шли граждане (с соблюдением социального статуса)  полиса, затем метеки и гости, а замыкали шествие рабы.
Впереди процессии особые служительницы из храмов Помпеона и Афины (аррефоры)  и 2 девушки-эргастины в белых хитонах везли повозку-корабль на колесах с мачтой и пеплосом вместо паруса. За ними сразу шли одетые в белое иерофонты, архонты и члены Совета города, фаллофоры (почетные граждане с оливковыми ветвями – победители прежних Панифиней); девушки-каннефоры (помощницы в будущем жертвоприношении) в белых хитонах и шафрановыми повязками на лбу несли на плечах корзины с оливами, ритуальными орудиями и благовониями.
Далее торжественно шла колонна победителей мусических (перевязанные красными лентами, с кифарами и авлосами) и спортивно-воинских агонов (атлетов \гоплитов \конников) в красных плащах-хламидах и победители регаты (она проводилась в предшествующие дни), которых возглавляли гимнасиархи, стратеги и таксиархи (гоплиты-полковники), гиппархи и филлархи (конники-сотники).
За ними делегации от всех демов во главе с демархами.
Следом шествовали женщины в белых, розовых или пурпурных нарядах, девушки и юноши с чашами для воды и масла (гидрофоры);
За ними в синем и черном следовали мужчины-метеки со скифосами (чаши для меда и пр.), жены и дочери метеков (скиандефоры и дифрофоры, т. е. несущие зонтики и стулья для каннефор); гости-союзники с дарами для полиса.
Эфебы в коротких черных  накидках-хитонах, проходящие первый этап посвящения, вели ревущих, здоровых, чистых, украшенных пурпурными лентами и оливковыми венками, с позолоченными рогами животных (коров, овец, коз), предварительно отобранных жрецами животных, которые и завершали основную процессию (помпу).
За ними следовали  пестрой упорядоченной толпой другие жители фил с хлебами, сосудами с водой, стульями, зонтиками (со всем необходимым для пиршества на вершине горы под палящим солнцем), гости из других мест. Завершали всю процессию  носильщики-рабы...
По традиции, итоги соревновательных агонов определяли порядок следования делегаций от фил.




Структура торжественной процессии (помпы) на Панафинейских праздниках.


Процессия подходила к лестнице (Пропилеи), на западном склоне Акрополя, пеплос снимался с мачты и дальше процессия торжественно поднималась на задний двор Парфенона. Здесь она разделялась и с двух сторон (вдоль северной – основной путь – и южной стен) обходила храм и вновь соединялась за большим алтарем у северо-восточной части  храма. К двум статуям богини (Афины-Гигиейи и Афины-Нике) подносили принесенные бескровные дары, а возле большого алтаря перед статуей Афины-Паллады (Девы) у распахнутых дверей  храма, в глубине которого сияла на солнце золотая статуя Афины, две девочки-эргастины передавали служителям храма свернутый как свиток шафрановый пеплос.

Метафизически, ночная факельная эстафета (с запада на восток с восхождением на вершину Акрополя) и полуночное жертвоприношение с возжиганием вечного огня, т.е. ночное движение против солнца – символ воскрешения богини Афины. Дневное шествие (помпа) против солнца – символ жизнеутверждения, возрастания сил в мире людей и богов, порыв от смерти к жизни, к божественному…














Структура празднования Дня Афина (28 гекатомбиона), процесса формирования торжественной процессии, последовательности жертвоприношения и последующих общегородских гуляний.

Приводимая структурная формула празднования Дня Афины естественным образом учитывает, что лампадодромия и панихида проходят ночью (северное направление от центра), что помпа начинается перед рассветом и завершается до обеда (юго-восточное направление), что гекатомба завершается после полудня, а пиршество до заката (юго-западное направление). Согласно древней традиции все должны покинуть храм солнечных богов до заката, когда храм опечатывается.

Мы рассматриваем любую структуру как циклически повторяющийся, стадиальный, поэтапный процесс её (становления \максимального проявления \распада),  отождествляя онтологический и структурный аспекты явления. Во многом именно такое и наблюдается при анализе структуры Великих Панафиней. Посмотрим, как это просматривается при анализе процесса формирования торжественной «помпы».
 День Афины начинался после заката солнца предыдущего дня (27 гекатомбиона), эпизодом лампедромии (факельного агона),  когда 400 эфебов (эфебы из 10 фил) зажигали факелы от священного огня во время вечернего жертвоприношения на алтаре Прометея в Академионе. Последующая эстафета происходила по священной дороге от святилища Прометея к лестнице правого склона мимо Пропилеи Акрополя.  Победители получали корову и право зажечь «вечный огонь» на вершине Акрополя, на обновленном золотом алтаре Афины в Эрехтейоне.

Следующими эпизодами являются исполнение почетными старцами гимнов богам и женские «панихиды», которые начинались в полночь и заключались в агоне торжественных хоров (девочек \девушек \женщин) из различных фил.
Перед рассветом молодежь под руководством аррефор и иерофонта вывозили из Помпейона повозку-корабль с мачтой и парусом «пеплосом». Там же к ним присоединялась колонна почетных старцев с веточками оливы, гоплиты, всадники и колесницы и апопты – победители предшествующих празднику состязаний.

Пройдя через священные ворота, Помпейон и храм 12-ти  Гор (покровительниц месяцев года, годового космогонического цикла) торжественная процессия попадала на Агору (Афинский рынок, площадь, где стояли гостиницы, большие скотные дворы, склады фруктов, овощей и зерна). Здесь в хвост  процессии пристраивались атлеты, делегации от всех демов города, женщины (в красных одеждах) которых несли корзины с фруктами, чаши с водой, амфоры с маслом и зерном (дары для храмов и для освящения). За ними пристраивались метеки и гости с дарами, и наконец, эфебы в черных плащах и с жертвенными животными, которые свозились из всех регионов Афинского союза и содержались на скотном дворе Агоры.

Уже практически сформировавшаяся процессия шла по дороге на юго-восток, к западному склону Акрополя мимо Ареопага, где ежедневно заседал Совет полиса. Возле каменной лестнице процессия останавливалась и везущие повозку снимали мачту с пеплосом. После них в голову колонны вставали одетые в белые одежды архонты, члены Совета, почетные граждане города (момент завершения формирования торжественной «помпы») и вся процессии начинала восхождение (наверх и на восток, по уже освященной факельной вечерней эстафетой лестнице) на вершину святой горы, на Акрополь.
Здесь завершался процесс формирования торжественной помпы и окончательно определялась её структура.

Древние греки издавна использовали символику корабля-полиса, корабля-храма, корабля-дома. Отправляясь в дальнее плаванье,  греки именно в пределах корабля сосредотачивали весь свои мир, все свое сакральное пространство. На нем от огня храма Прометея\Гефеста или Посейдона они зажигали светильник и ждали покровительства родных богов.  Поэтому не случайно, что для перевозки по стихии неспокойного мира (полиса вне храма) афиняне использовали повозку-корабль. Тот же вариант перевозки статуй и священных реликвий использовался и на февральских Анфестериях, и на Великих Дионисиях… По-видимому, после полуночи, во время женских панихид, перед использованием повозки-корабля, для защиты его от случайностей, в самом Помпейоне совершался какой-то ритуал очищения и освящения как корабля с мачтой, так и самого пеплоса.

Следующий эпизод – восхождение помпы на Акрополь и раздвоение процессии при подходе её к задней, западной стене Парфенона. Большая, главная часть процессии обходит храм вдоль северной стороны (пеплос, иерофонты, архонты, старцы, воины и делегации от дем, каннефоры, эфебы с животными, музыканты). Меньшая часть процессии (женщины, метеки, гости) обходят храм вдоль южной стороны. Так они и подходят к восточному алтарю перед храмоми. При таком порядке обхода начало процессии останавливается как раз посередине, перед алтарем, а справа и слева от жрецов и властей города выстраиваются дары и животные, при этом дары выставляются слева (как продолжение южной стены: жрецы выходя из храма как бы продолжают ритуал освящения) от входа в храм, на краю площадки, и не мешают дальнейшему ритуалу. С мачты снимается пеплос и сворачивается, как свиток, который передается двум девочкам-эрганам.

Такое выстраивание участников предваряет следующий важнейший эпизод праздника: передачу даров двум богиням и передачу свернутого пеплоса и даров жрицам Афины. Прежде чем передать дары в Эрехтейон и пеплос в Парфенон они очищаются и освящаются: жрица бросает в огонь алтаря ветку священной оливы и зерна ячменя; затем под водительством жрицы девочки с пеплосом на руках и каннефоры с дарами в корзине обходят большой алтарь со священным огнём, жрица окунает в чашу с водой из родника Священной рощи горящие угли  из алтаря. Это момент освящения воды, передачи её благодатной силы. После чего жрица окропляет этой водой пеплос и дары, бросает на них жаренные зерна ячменя и благовония. После освящения пеплоса и даров жрица, девочки и каннефоры в Эрехтейоне оставляют бескровные дары, а у входа в Парфенон передают жрице Афины освященный пеплос…

Здесь же у входа в Парфенон выставляются чаши с мёдом, корзины и амфоры с принесенными первинами нового урожая для освящения жрицами Афины… После последующего жертвоприношения эти первины урожая окропляются освященной водой, разбрызгиваемой веточками священной оливы  из храма Эрехтейона. Это момент наивысшего благословения полиса богиней. Получив благословение, горожане шли на общественную трапезу…
Ниже мы отдельно рассмотрим ритуал жертвоприношения (гекатомбу), а пока сделаем несколько замечаний.

Освящение даров богине осуществляется окроплением освященной огнём алтаря водой. Т.е. именно огонь в алтаре обладает максимальной благодатной силой. Это как раз и соответствует высказанному нами выше предположению о роли вечерней факельной эстафеты и огня из алтаря Прометея.

Обратим также внимание на следующий метафизический момент: в начале процессии у Помпейона был (корабль \мачта \пеплос). Затем возле лестницы убирают корабль, но присоединяются жрецы, архонты (великие посвященные), возле Эрехтейона из процессии убирают мачту, но богам передают дары и получают их покровительство. А возле алтаря Афины отдают богине «пеплос» и жертву крови, но получают её покровительство. Это и есть момент высшей связи с богиней-покровительницей, момент достижения наивысших защитных сакральных сил полиса.

Отметим также, что после ночного факельного забега от алтаря Прометея к Эрихтейону вся утренняя процессия формируется, двигаясь, по очищенной дымом факелов и освященной «благодатным» огнём дороге и уже в силу этого является частью сакрального действия, в котором все части (и пространства, и моменты времени, и события) равноправны.
Кроме того, выявленная цветовая символика сформировавшейся процессии раскрывает и её основную структуру (белое, жрецы, почетные граждане, дважды посвященные \красное, эпопты, гоплиты, посвященные \черное, эфебы, юноши, призванные).

      «Гекатомба»

Гекатомба – это передача (возрожденных ночью) жизненных и творческих сил от животных людям, от людей богам (Афине \Зевсу \Аполлону), от Афины – людям. Это пик жизненных сил в космосе. Мифы рассказывали, что Посейдон наслал на жителей острова Крит  свирепых быков, за то, что они перестали ему поклоняться. Геракл победил быков, тогда Посейдон переправил их на Пелопонес в наказание. Из-за гибели множества людей разгорелась война между Афинами и Миносом. Герой Тесей впервые загнал диких быков-убийц (марафонских)  на Акрополь и там принёс их в жертву Афине. Т.о., метафизически, гекатомба – это приручение, усмирение дикой, опасной, хтонический силы, передача этой силы Афине и ожидание  возвращения от неё обратно людям этой, уже усмиренной, преображенной, творческой силы…  Поэтому афиняне укрощенных, одомашненных быков приносят в жертву не Посейдону (бескровный жертвенник которого находится рядом, в храме Эрехтейон), а Афине, победившей Посейдона в споре за обладание Пелопонесом.
Ночной факел (красное\желтое) становится дневным пеплосом (желтое\фиолетовое). Поэтому последующий послеполуденный уход из храма (с восточной части Акрополя на западную и спуск к Ареопагу) символизирует постепенное будущее ослабление этих сил, залог скорого возвращения, повторения Панафиней.
Гекатомба – ритуальная смерть ста быков (расчленение быков-титанов, как аналог ритуального расчленения Диониса в культе Диониса) и передача их силы космосу (посвященным, богам), во время которой вся кровь собирается в чаши и уносится делегатами от демов.












Структура «Гекатомбы» на Великих Панафинеях


В целом, структурно общегородское жертвоприношение Великой богине состоит из: очищения (животных, жрецов и участников, очищения ножа, ритуальной воды, приправ) \собственно жертвоприношения (приготовления и освящения и заклания жертвы, сжигания крови, исполнения гимнов) \раздачи жертвенных даров (для храма, для жрецов, для участников помпы).
Рассмотрим более детально, как реализуется в динамике указанная структура массового жертвоприношения, гекатомба  , перед большим алтарем Афины у северной стены Парфенона, напротив храма Эрихтейона.
Перед участием в помпе, жрецы, которые участвуют в гекатомбе, проходят обряд очищения: с вечера принимают пост, утром облачаются в белые одежды, совершают омовение рук. Затем следят, чтобы отобранные жертвы были помыты, украшены оливковыми венками и дарами. Во время шествия жертвы идут в сопровождении музыки…
Как и при обычном жертвоприношении, здесь жертвенное мясо также частью сжигалось на алтарях, частью отдавалось жрецам храмов, частью раздавалось (по жребию) участвующим в процессии избранным представителям фил и отдельным участникам процессии.
На Великих Панафинеях каждого быка сопровождали три эфеба (это видно из фресок на самом Парфеноне). Двое из них удерживали быка за рога, а третий помогал жрецу совершать жертвоприношение .
Участию в помпе предшествовало не только очищение жрецов и орудий убийства, но приуготовление и очищение самой жертвы. Это происходило  на Агоре: проводилось испытание  животного поеданием ячменя и обливанием холодной водой, после чего помытое и украшенное оно участвовало в гекатомбе на Акрополе.
Поднявшись на Акрополь процессия попадала в Пропилеи – комплекс храмов и помещений на западной части Акрополя, куда вела лестница. Пройдя Пропилеи (с главным святилищем Нике-Бескрылой), участники помпы выходили на большую площадь между Пропилеями, западной стеной Парфенона (посвященного Афине-Деве, Зевсу, Гефесту\Прометею и богам) и западной стеной Эрехтейона (посвященного Афине-Полиухос (Городской) и Посейдону, главное хранилище сакральных предметов Акрополя). В центре этой площади стояла статуя Афины-Промахос (Воительницы, промахос –  «передовой боец», застрельщик), с копьем, щитом-эгидой и в шлеме. Перед ней участники праздника устраивали общегородскую трапезу после гекатомбы.
В самом Парфеноне стояла другая статуя из (золота \слоновой кости \дерева) Афины-Паллады (Девы). Именно ей девочки приносили освященный шафрановый пеплос и перед ней жрецы приносили жертвоприношения. Таким образом, на вершине Акрополя стояли три основных статуи покровительницы города, к которым во время праздника приносили дары.
Отметим, что восточная часть главного акропольского храма Парфенона была посвящена рождению Афины из головы Зевса, битве с титанами, олимпийским богам. Поэтому именно перед восточным входом совершали жертвоприношение. Северная часть – посвящена победе над троянцами (Троя находилась как раз на северо-востоке от Афин. Именно оттуда, через пролив Дарданелл пришли и персы, победе над которыми и был сооружен этот храм). А западная часть храма – победе над амазонками, победе Афины в споре с Посейдоном и созданию священной оливы (именно к западу от городских стен росла Священная роща), основанию города. Южная часть храма была посвящена битвам с кентаврами.

Структурно гекатомба  включает (очищение \умерщвление \молитву).
Очищение. Включает очищение жреца, очищение орудий убийства и очищение жертвы.  После передачи пеплоса в святилище храма Афины, каждое очищенное (вновь обмытое водой), украшенное оливковым венком и пряностями, осыпанное поджаренным ячменем животное обводили (освящение жертвы совершалось по часовой стрелке) вокруг жертвенника Афины с горящими древесными углями, вырезали на голове клок шерсти и бросали его в огонь (это называлось принесением первых плодов).
Умерщвление. Эта часть ритуала включает и освящение жертвы. При всеобщем молчании и под звонкие звуки авлоса жрец окроплял освященной водой (смесь воды \жженного ячменя \соли) быка и совершал над головой животного призывательную молитву к богине. После молитвы освященное животное отводили (для умерщвления) на Гекатомбеон (площадка севернее алтаря, напротив входа в Эрехтейон), ему задирали вверх (животное как бы обращалось к небесным богам) голову и под громкие звуки авлосов и вопли женщин (чтобы заглушить рёв испуганной жертвы) жрец перерезал ему шею.
Всесожжение крови происходило тут же. Кровь собирали в чашу, заранее принесенную женщинами данной филы, и тут же выливали эту кровь, мёд, неразбавленное вино и пряности на угли алтаря.  Последнее сопровождалось пением  всех участников данного жертвоприношения пеанов (гимнов) Великой богине с призывом принять душу и силу святой жертвы и даровать их самим участникам…
Такая последовательность вполне соответствует общей структуре древнегреческого ритуала жертвоприношения: (очищение \умерщвление \призывная молитва богам).
После умерщвления и вознесения молитв к богине, начиналась раздача освященных даров участникам церемонии. Сначала выделяли долю для богини: внутренности, берцовые кости, обёрнутые жиром и приправленные пряностями поджаривались на жаровне алтаря Афины. Богиня любит дым и аромат от сладкого и пряного . Затем помощники жреца быстро разделывали тушу, отделяли шкуру, голову, заднюю часть с хвостом и передавали их для жрецов храмовым служкам.
Большая часть оставшегося отдавалась делегации от дема. Другая часть выделялась  почетным гражданам филы, членам и гостям Совета… Всем участникам будущей общей трапезы передавали ещё и небольшие вырезки от поджаренных на огне внутренностей жертвы. Причащающиеся телу ритуальной жертвы отходили на свои участки возле статуи Афины-Воительницы между Пропилеями, Эрехтейоном и Парфеноном для участия в общей трапезе .
В архаичные времена это жертвоприношение (гекатомба) символизировало убийство наполненного жизненной силой бога (бык, древнеегипетский Апис – символ солнца, или, что ещё важнее в данном случае – символ титанов) ради его воскресения. Ради передачи этой силы космосу, богу и людям. После чего вновь возрожденной богине преподносят его сакральную шкуру (в данном случае – сотканный из его шерсти пеплос). И не случайно, за месяц до Панафиней, в храме Афродиты праздновался день воскресения Адониса.
Особую роль в ритуале выполняли девочки-аррефоры (10-11 лет). Отобранные жрицами-аррефорами 4 девочки участвовали в изготовлении пеплоса, который ткался из шерсти годовалых овечек, которых приносили в жертву на гекатомбе, причем в присутствии девочек: богиня-покровительница видела из каких овечек  и кто приготовит ей покрывало на следующий год. Две из девочек-аррефор за месяц до панафиней, в праздник Аррефорий уносили из храма Афины в закрытых предшествующих ларцах (или сркофагах) пепел панафинейских жертвоприношений, который хранился в святилище целый год. Они передавали его жрицам вне Акрополя и уносили обратно чистые ларцы, для будущей гекатомбы…
Затем устраивалось общегородское пиршество (гестиасия), на котором принимали участие только члены отобранных делегаций от каждой демы, почетные горожане и победители состязаний. Участники рассаживались на стульях (поэтому на фризе Парфенона служанки и несут стулья, а обычай возлежать установился гораздо позднее) вокруг статуи Афины, мыли руки.  Куски свежего мяса под веселые звуки авлосов, кифар, пляски детских хоров разрывались пальцами и весело поедались вместе с поджаренными внутренностями (метафизическая связь с богиней, которая в это время питается дымом и ароматом от жаровни), заедались хлебцами, жаренными зернами ячменя, приправами, плодами, фруктами, напитками, до этого освященными (окропленными святой водой) жрецами перед входом у храма Афины. Афина-Воительница должна видеть, как счастлив город, как сильны, красивы и талантливы её дети, как они счастливы участвовать в совместной с ней трапезе… Это был именно общественный пир, с его особой ритуальной структурой (по типу структуры симпозиума).
Иногда мяса жертвенных животных на гекатомбе было так много, что даже шли на нарушение обычая и разрешали участникам уносить его домой…
Все завершалось общегородскими факельными шествиями фил в свои районы и весёлыми ночными  гуляниями на местах.
Таким образом, основной ритуал празднества начинался вечерним жертвоприношением и ночным факельным шествием и завершался ночным факельным шествием и домашней трапезой. В этом проявлялась циклическая природа ритуальной архаической традиции.

Если гекатомба совершалась перед восточным входом в Парфенон вокруг большого алтаря (чтобы богиня видела – кто, какие дары и как приносит ей на жертвенный огонь), то общегородская трапеза, скорее всего, проходила западнее, на большой круговой площадке у северо-западного угла Парфенона. В центре этой площадки тоже стояла статуя Афины, вокруг которой ставили зонтики, кресла (первое кресло изготовил из золота Гефест для Геры и Зевса) и столики, которые приносили с собой служанки избранных горожан.

***
В определенной мере по своей структуре помпа повторяла 3-х частный обряд погребения, который начинался показом умершего у ворот дома (одетого в хитон, укрытого воинской хламидой или пеплосом, с венком на голове, с оболами Харона на глазах или в зубах).
На второй день до восхода солнца, совершив жертвоприношение родовому богу, устраивали траурную процессию на загородное родовое кладбище, которая состояла из 6-ти обязательных частей: 
впереди шла водоносица с амфорой (для возлияний);
за ней везли повозку с телом покойника (головой вперед, накрытого парадным пеплосом);
далее шли три поколения мужского пола (отец, дяди \братья \сыновья);
потом три поколения женского пола (мать, тетки \сестры \дочери);
за ними плакальщицы (метеки, рабы);
и завершали процессию флейтисты (10 музыкантов, по одному от филы).
Подойдя к месту захоронения, покойника укладывали в могилу, украшали, укладывали рядом с ним ритуальные дары, прикрывали лицо пеплосом и засыпали землей.
Ежегодно к могиле устраивали торжественное шествие в том же порядке, но в праздничных нарядах, а вместо флейт играли лиры (Афина не любила звук флейт, ей была мила лира), приносили на стелу ленты, венки, сосуды с  благовониями, совершали бескровные жертвоприношения, раздавали угощения для участия в общей трапезе на могиле. Лира должна была пробудить душу умершего, порадовать её встречей и общением с не забывшими её родственниками, утешить её перед очередным расставанием... Танцевать и петь у могилы запрещалось: только спокойные мелодии лиры и тихое общение с духом покойника…
 
***
Выше мы уже говорили о том, что последние три дня каждого месяца посвящались усопшим и подземным божествам, а последняя ночь месяца посвящалась Гекате .  С этой точки зрения  и возможно проложить параллель между Малыми Панафинеями (жертвоприношение в священной роще Прометею\Гефесту\Гекате и факельный бег, праздничная процессия к храму Афины, пиршество) и описанным нами ежегодным шествием к могиле предка…
Следующая ночь, с которой начинался новый месяц, также посвящался Гекате и Аполлону, и мы видим, что День Афины начинался с Гекаты и завершался ею, а утром следующего за Панафинеями дня приносили жертвы солнечному богу Аполлону…
Именно Геката, по мнению греков, покровительница кладбищ, «питала» детей (как поется древнегреческом в гимне Гекате), пробегающих мимо стел героев и великих предков их силой. А афинским эфебам, пробегающим мимо гекатейонов (маленьких статуй 3-х головой Гекаты с факелом и копьем в руках, вечером выставляемых горожанами вдоль священного пути),  она даровала путь в счастливую гавань, как и всем, кто отправился в дорогу ночью.
Таким образом, символика вечерней эстафеты становится понятной: Прометей дарует огонь, Гефест наделяет его и детей ремесленными талантами, Геката передает пробегающим по кладбищу дух героев, укрощает их страхи и вселяет в сердца юношей неукротимую энергию, дарует бегущим детям верный путь. И не случайно, поэтому, утром по этому проложенному ночью счастливому пути отправляется от Помпейона к Акрополю – к счастливой гавани богини Афины, дарительницы благ – «корабль» с охранительным пеплосом.
Кстати, остается не вполне проясненным вопрос: а что делали греки, если эфебам не удавалось донести этот огонь до алтаря? Повторяли эстафету или переносили праздник на следующий день?
Жрицы Гекаты были вакханками, жили в оливковой роще, в долине, и поклонялись Дионису в образе быка. Появление быков на Акрополе, в святилище солнечных богов и принесение их в жертву на вершине горы метафизически означало победу небесных, дневных олимпийских богов над хтоническими, подземными, ночными. Ежегодное летнее принесение титанов и Диониса-быка в жертву Афине – ради благополучия полиса. Верховенство летнего, дневного солнечного культа над зимним, ночным, лунным. А само празднество Дня Афины – воспроизводит сам исторический процесс перехода от культа лунных божеств к культу богов небесных, солнечных.
И при всем этом именно эти, побежденные, изгнанные за пределы города, но существующие лунные, хтонические, таящиеся в ночи среди древних погостов и святилищ божества даруют городу силу, дух, энергию жизни…
После победы культа олимпийских богов культ Гефеста частично вытеснил культ Прометея. По греческой теогонии, Гефест – сводный брат Афины и Гекаты, и внучатый племянник Прометею. Таким образом, передача огня в архаичный период культа – от Прометея Афине (или Гекате) – это передача даров от старшего поколения младшему.
В новое время, при подмене Прометея Гефестом, огонь передавался от Гефеста  Афине, т.е. между богами одного поколения. Таким образом, для того, что бы сохранялась идея стадиальной эстафеты, вынуждены были использовать факт, что первый царь города Афин – Эрехтей, был сыном Гефеста и любимым племянником (а, возможно, и внебрачным сыном: Изида, не имеющая детей, воспитала Анубиса, как сына)  Афины-Девы, которая воспитала его как родного сына, научила его земледелию, бескровным жертвоприношениям, выращиванию олив, строительству храмов и городских стен. Именно Эрехтею Афина возвела после его смерти храм (Эрехтейон) – самый древний храм на Акрополе, главное святилище города. Именно сюда и стал доставляться «живой огонь» из  Священной оливковой рощи.
В Эрехтейоне, помимо древнейшей деревянной (из Священной оливы) статуи Афины (именно на неё надевали приносимый пеплос и перед ней горела золотая лампада с неугасимым огнем), в западной части храма стояли ещё алтари Посейдона\Эрехтея и Гефеста\Бута – брата Эрехтея), а рядом находился родник Посейдона. Храм обслуживали 6 аррефор  – жриц Афины, которые изготовляли пеплос, выращивали священную оливу, совершали возлияния во время жертвоприношений – и 4 девочки.
Таким образом, эволюция  метафизики ритуала передачи огня проходила следующие этапы: изначально передача была от деда (титана земли Прометея) – внучке (небесной богине Афине), теперь огонь передавался ещё и от внука (подземного бога Гефеста) – правнуку (царю Эрехтею, его символом был змей-охранитель Афины). Для завершения цепочки остается добавить ритуал передачи даров от небесной богини – подземному богу (от Афины к Гефесту), что и происходило во время гекатомбы на алтаре перед храмами Парфенон и Эрехтейон, когда за соблюдением ритуала сверху строго следили Зевс, Гера и остальные боги-олимпийцы (их изображения как раз и были на восточном фронтоне этих храмов).

***
В долине реки, текущей за западе от Афин с севера на юг, и по берегам которой росла  Священная роща, на северо-западе от Акрополя когда-то находился алтарь хтонического бога (Посейдона-Конного), который были разрушен, а сама Священная роща сожжена.  Затем, с началом возрождения Священной рощи, города и смены его покровителя, он был возрожден вместе с утверждением новых алтарей (Афины-Конной \Тесея) . Впоследствии чуть ближе к городу были поставлены алтари (Гермесу\Гераклу). И, наконец, на выходе из самой Академии (поселение в Священной роще) установили жертвенники (Прометею \Музам \Эроту), от которых и начинался факельный забег.
По мере приближения к городской стене, слева от бегущих стояли стелы великих героев прошедших битв за Афины, царей, олимпиоников.
Справа от бегущих сначала появлялся жертвенник Дионису-Элевтерию (Дионис был побратимом своего деда Прометея), затем, ближе к городу, алтарь Артемиды-Прекраснейшей (Гекаты , здесь совершались тайные жертвоприношения богине ночи – Гекате), покровительницы рощ и долин, ночного мрака и погостов. Сразу после городских Дипиломских ворот стоял городской Помпейон (откуда утром начиналась торжественная помпа), а  справа, почти напротив – алтарь 12 Хор, после которых бегущие попадали на Агору – главное место общественной жизни города Афин.
Над Агорой, рыночной площадью, мимо которой пробегали факелоносцы и проходила торжественное шествие во время Панафинеи возвышался величественный храм Гефстион, посвященный покровителям ремесленников, кузнецов, гончаров и где стояли алтари (Тесея \Гефеста \Афины-Эрганы (Работницы)). 
Святилище Гефесту находилось в северной части храма, а Афине-Эргане – в южной. В восточной части храма стояли скульптуры Гефеста с (молотом \наковальней \клещами) и статуя Афины-Эрганы. В особый праздник – Гефестий (отборочные состязания для основных праздников) – также проходил агон юношеских хоров, затем проводилась факельная эстафета (10 фил по 40 эфебов, расставленные на дистанции по 25 метров) с возжиганием огня на алтаре Гефеста. Греки считали, что огонь, доставленный самыми быстрыми гонцами – наиболее «чистый». Т.е. факельная эстафета рассматривалась ими как способ очищения огня для ритуальных обрядов. Затем к Гефестиону приходила торжественная процессия во главе с гиеропеями, 200 граждан полиса, метеков, гостей, эфебов с 3 быками (дар от метеков).  Свершались жертвоприношения и все завершалось общей трапезой. В целом, и здесь повторялась основная структура, характерная для ритуальных греческих торжеств…
Двигаясь дальше, факелоносцы (и помпа) приближалась к Ареопагу (Суд Ареса), к горе, на которой по преданию, был первый суд богов (над Аресом, убившем человека) и у которой афиняне когда-то победили амазонок (поэтому на  многих южных стенах акропольских храмов, обращенных к Ареопагу, фрески изображали битву лапифов с кентаврами, покровителями амазонок). Они пробегали мимо жертвенника Эриниям (богиням судьбы), жертвенников (Геи \Аида \Гермеса и Афины-Ареи (Искупительницы, прежде был алтарь Ареса)).
Поднявшись по лестнице к Пропилеям, они проходили мимо жертвенника Ники-Бескрылой, затем  мимо храма Артемиды и, наконец, приближались к Парфенону и Эрехтейону. Факелоносцы, таким образом, пробегали мимо следующих главных алтарей:
За городом: (Прометею – Дионису – Гекате).
                Т.е. хтонические божества.
В нижнем городе: (Гефесту – Эриниям – (Аиду\Аресу))
                Т.е. низшие олимпийские боги.
На Акрополе: (Нике – Артемиде – Афине).
                Боги, относящиеся к свите Зевса.
Это указывает на то, что по мере приближения от Священной рощи с северо-западной стороны к Акрополю, статус огня, который передавали по эстафете, возрастал. С другой стороны, это подтверждает и высказанные  нами соображения о значении  огня для панафинейских ритуалов и об изменении его свойств.
После гекатомбы участники возвращались мимо жертвенника Посейдона (в Эрехтейоне) и статуи Афины-Воительницы. Уходя после пиршества, он проходили мимо алтаря Аполлона\Пана и после Пропилеи спускались по лестнице в нижний город.
Как видно из описания у Павсания «священного пути», который проходят  участники во время Панафиней, почти все значимые отрезки этого пути были привязаны к тем или иным ритуальными (и связанными с ними мифологемами) обрядам, призванным защитить город и его жителей.

***
 
За порядком на празднике следили мастигофоры во главе с архонтом-бизилевсом и иерофонтами.
За конскими состязаниями наблюдали гиппархи и филлархи,
С подготовкой празднества связывались четыре вида ординарных (разовых) литургий  (общественных обязанностей), возлагаемых на богатых граждан. При подготовки Панафиней такими литургиями были: хорегия (постановки рапсодов, хоров, музических и гимнических агонов, наградой хору танцоров на празднике Великих Панафиней служила телка), гимнасиархия (подготовка атлетов, молодых воинов, пиррихии), лампадархия (предполагала устройство конских скачек или лампадодромии - состязаний в беге людей с зажженными факелами); триерархия (подготовка и проведение регаты, состязания триер накануне помпы; это была чрезвычайной и самой обременительной литургией, она состояла в обязанности снарядить специальную команду от филы, корабль, призы).
Другие виды ординарных литургий (гестиясис –проведение филой вскладчину пира на празднике; аррефория – изготовление из дорогой шерсти пеплоса девочками-аррефорами \афлофетами \булле; канефория  – обеспечение девственниц-помощниц жрецов от каждой филы корзинами  с ритуальными предметами для гекатомбы и помощницами из женщин-метеков; эвандрия, эвоплия, эвтаксия – литургии, связанные с организацией различных военизированных конкурсов мужской красоты, победители которых становились фаллофорами в помпе; гиппотрофия – содержание коней, организация и проведение антиппасия, ритуального конного сражения между филами на ипподроме возле Пирея: спортивный поединок двух, в каждой из которых были всадники из пяти фил, призом был треножник: )  были не такими обременительными, хотя и назначались при подготовке Великих Панафиней.
Из городской казны выделялись определенные средства, и если устроители тратили больше, то по решению властей, им частично компенсировали затраты. Труд десяти атлотетов (судей) также оплачивался из казны.

***
В заключение отметим различие между структурой Панафинейских и Олимпийских празднеств.
Олимпийский игры проводились в честь Зевса в середине месяца гекатомбеона, в первое полнолуние  после летнего солнцестояния (Панафинеи – перед вторым новолунием) в области Элиде, возле Олимпии (Писатида) между горами Олимп и Кронос.
Олимпийский праздник продолжался 5 дней и состоял из трех основных частей: (открытие: священнодействие, клятва судей, клятва участников \состязания \закрытие: награждения, 6 алтарей и гимны, пиршество).
Большое жертвоприношение на алтаре Зевса в храме Зевса, где помещены главные статуи (Зевса/Геры/Реи) совершалось утром первого дня празднеств, в  нем  участвовали: (элланодики (устроители-судьи) в пурпурном с лавровыми венками, жрецы из Элея, жрецы храма Зевса \участники \феоры (послы от полисов) и зрители). Во время открытия была клятва судей, участников и отцов мальчиков-спортсменов у алтаря Зевса Оркия в здании совета, стоявшем в Альтисе.
Атлетические состязания шли под сопровождение музыки. Второй день после жертвоприношения и приветствий проводились состязания мальчиков.
Затем шли агоны: (длинный бег \бег \двойной бег \бег в доспехах \борьба \кулачный бой \панкратион – бой без правил).
В третий день проводились (верховые скачки \гонки колесниц на мулах \гонки колесниц: пары, квадриги)
На четвертый день организовывалось самое почетное соревнование, учрежденное ёще самим Гераклом, 5-ти борьем: (бег \прыжки в длину \метание диска \метание копья \борьба).
Выделим основные структурные части отдельных дней олимпийских состязаний, которые, возможно, близки к таким же элементам и в панафинейских играх. Каждый день состязаний начинался с небольшого жертвоприношения (Мойрам) на алтаре стадиона специальными жрецами; выхода элланодиков в сопровождении глашатаев и спортсменов; фанфар и представления спортсменов; жеребьёвки; состязания; вручения элланодиком пальмовой ветви победителю.
На завершение, в последний, пятый день Олимпиады, проходило торжественное награждение победителей, одетых в пурпурные  (красные) одежды: глашатай объявлял и представлял победителя, вручал лавровый венок.
Затем все победители от стадиона шли к храму Зевса: (структура процессии: элланодики в пурпурном с венками \победители в пурпурно-красном с венками \послы и зрители в пестром) на  жертвоприношение на 6 алтарях, из которых каждый был посвящен двум богам, где их встречали жрецы в белом. Исполнялись победные песни и гимн в честь Геракла и его родственника Иолая.
Празднества в Олимпии заканчивались торжественным пиром возле храма, который община г. Эллей давала в честь победителей.
По возвращении в родной полис, победителя, облаченного в пурпур, торжественно встречали. Совершалось жертвоприношении в храме родного города, затем, оставив на алтаре венок (как победный дар богу и для хранения), для победителя устраивался пир, гимнические агоны хоров и общегородские гуляния.
Сравнивая структуру Олимпиады с Великими Панафинеями, видим, что на Олимпиаде полностью отсутствовали музические агоны, структура спортивных агонов в обоих случаях похожи. В отличие от Панафиней, основное жертвоприношение на Олимпиаде совершалось в начале празднества, а не в конце. Структуры  завершения в обоих праздниках также похожи.

_________________

Павсаний, Описание Эллады, Кн.1, гл.31.
Т.Б.Гвоздева, «Великие Панафинеи: история, структура, общественное значение», М., 2001 г.
Л.И.Акимова, «Сакральное пространство древнегреческого праздника: Великие Панафинеи», 2008 г.
П.Гиро, Частная и общественная жизнь греков, 1915 г.
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1270652732#o22
В.В.Латышев, Очерк греческих древностей, 1889 г.
http://centant.spbu.ru/sno/lib/index.htm
Ф.Ф. Зелинский, История античной культуры, 1915 г.
Л.Д.Бондарь, Афинские литургии  V-IV в.до н. э., СПб. 2009 г.
А.Ф.Лосев, «Гефест», МНМ, т. 1, с. 299-300