Авантюрист сталинской эпохи

Александр Козлик
      Николай Максимович Павленко родился в 1912 году в семье мельника, в селе Новые Соколы. Кроме него было еще шестеро  братьев и сестер. Будучи 16-летним парнем, он ушел из дома в  город и устроился на работу, приписав себе 4 года. Поступил в инженерно-строительный институт, но проучился всего два года и бросил. Николай был парнем смекалистым и когда встретил на своем жизненном пути двух сотрудников НКВД, Керзона и Сахно, быстро сообразил, что он него требуется и стал на них «работать». Участвовал в разоблачении троцкистов  Волкова и Афанасьева, за что его рекомендовали на работу в Главвоенстрой, пригодилась учеба в институте.  Николай успешно справлялся  с работой прораба, старшего прораба, заведующего стройучастком.  Работа на стройках, ненамного отличалась от нынешнего времени: те же приписки, воровство материалов. Николай в этой среде чувствовал себя, как «рыба в воде».
  Войну Николай Павленко встретил уже  в звании воентехника 1 ранга. Воевать он не захотел и как только представилась возможность, бежал в тыл, подделав документы.  Некоторый период времени он скрывался у родственников в Калинине, но затем, решил создать свою войсковую часть. По тем временам, это был очень авантюрный план, если учитывать всеобщую подозрительность, поиски шпионов и террористов, которых немцы пачками забрасывали в наш тыл.  Тем не менее, Николай Павленко сколотил вокруг себя, подобных ему людей и приступил к организации. В поле его зрения попался некий Л. Рудниченко, который мог в течение небольшого периода времени подделать любую печать или штамп. Хорошо зная всю документацию войсковой части, Николай Павленко с помощью Рудниченко, подделал все необходимые документы, присвоил себе звание военного инженера 3-его ранга и объявился в военной комендатуре, как командир строительной части «Участок военно-строительных работ Калининского фронта» («УВСР-5»). Имея все необходимые документы, Павленко  стал заключать с различными организациями договора, выполнять строительно-дорожные работы, а все деньги, поступившие на счет части, делил со своими подельниками, которые числились у него офицерами.  Комендатура направляли к нему солдат, отставших от своих частей, и все  они полагали, что служат в настоящей части. Своим внешним видом и уверенностью, Николай Павленко умел завоевывать доверие  и многие организации, с удовольствием пользовались его услугами. Одному начальнику он бесплатно отремонтировал дом, другому сделал дорогу, третьему дал взятку.
  Таким образом, в 1942 году Николай Павленко сумел зачислить свою часть в 12 Район авиационного базирования (РАБ) и поставить всех своих бойцов на все виды довольствия, переименовав ее на «УВР-5» и двигался следом за наступающими войсками. Когда подходили в границе СССР, Николай Павленко набрал в свою часть свыше 200 бойцов и за счет этого, значительно увеличил объемы выполняемых работ: он заработал по договорам около миллиона рублей.  Таким путем, эта войсковая часть достигла Берлина.  Тут они уже превратились в банду, одетую в форму советских солдат. Чтобы как-то предотвратить свое разоблачение, Николай Павленко, даже расстрелял двух мародеров перед строем, но это не помогло и пришлось срочно покидать территорию Германии.
  Но просто так он не уехал. С помощью взяток и обмана,  Николай Павленко добился предоставления железнодорожного вагона с 30 вагонами, на котором вывез грузовики, трактора, легковые автомашины, десятки тонн муки, сахара и других продуктов.  По фиктивным документам о совершении «ратных подвигов»  своими бойцами, получил 230 боевых наград, которые раздал своим подельникам. Себя же он наградил двумя орденами Отечественное войны 1 и 2 степени, орденом боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.
  Прибыв в Калинин, Николай Павленко  создал и возглавил гражданскую строительную артель «Пландорстрой». Но все друзья разъехались, «демобилизовались», по различным городам Союза. Работа не ладилась, и он бежал, прихватив  300 тысяч артельных денег. Приехал во Львов и стал собирать своих подельников. Вновь призвал своего  Рудниченко, изготовил печати и штампы,  так  появилась новая организация «Управление военного строительства» («УВС-1»).  С 1948 по 1952 год Николай Павленко заключил 64 договора на сумму 38 717 600 рублей, по фиктивным счетам он получил свыше 25 млн. рублей. Обладая огромными суммами денег, не считаясь с дачей взяток по любому поводу, он пользовался большим влиянием среди партийно-государственной элиты. Но великий «случай», вершитель многих судеб,  поставил на этом точку.  В тот период времени, во всех организациях и учреждениях распространялись облигации государственного займа.  Чтобы создать видимость настоящей войсковой части среди своих работников, Николай Павленко закупал «на черном рынке», облигации и распространял их  среди вольнонаемных. Одному из них, дали облигации на меньшую сумму, чем он заплатил, кто-то по жадничал из своих, и работник написал жалобу в военную прокуратуру.  Там запросили  Министерство обороны, МВД и органы госбезопасности о наличии данной войсковой части. Ото всюду пришел отрицательный ответ.  Ее не было, а часть существовала, мало того, штаб находился в Кишиневе,  со всеми необходимыми атрибутами:  знаменем, охраной в форме, дежурными  и так далее. Во главе был полковник Павленко Николай Максимович, который известен всему городу и постоянно общался со всей элитой.
  К тому времени  организация Николая Павленко представляла собой разветвленную сеть по всей западной части СССР и насчитывала свыше 300 человек, только «офицеров» у него было около 50 человек. Операция по ликвидации войсковой части была засекречена, как и вся бригада, расследовавшая данное уголовное дело. В один день были задержаны все, так называемые офицеры, солдаты и сержанты. Был арестован Николай Павленко и все его ближайшее окружение. В войсковой части были изъяты: 3 ручных пулемета, 8 автоматов, 25 винтовок, 18 пистолетов, свыше 3 тысяч патронов, 62 грузовика, 6 легковых автомобиля, 4 трактора, 3 экскаватора, бульдозер, множество печатей и штампов, различные  поддельные удостоверения. В квартире у Павленко были обнаружены  генеральские погоны. Видно, он считал, что пора стать генералом.
  Между тем, следует отметить, что качество проведенных им работ, было всегда отличным. Работы принимал он лично, выявленные недостатки немедленно устранялись,  и платил Николай Павленко всегда наличными, и зарплата рабочих превышала,  значительно, чем в аналогичных строительных организациях.
  Уголовное дело расследовалось свыше двух с половиной лет. Перед судом предстали Николай Павленко  и 16 его «офицеров». Приговорен был Павленко Николай Максимович к высшей мере наказания, расстрелу, остальные – к различным срокам лишения свободы: от 5 до 25 лет.