Откуда это в нас? Не проходите мимо...

Александр Богранд
Однажды я решил для себя, что ни на какую злободневную тему писать не буду. Пусть пишут на злобу дня журналисты, комментаторы, блогеры и др. Их вполне достаточно, чтобы успевать описывать и давать разные оценки текущим событиям. У них больше фактов, контактов с разными людьми. Это их работа. Я же свою личную писучую задачу вижу в другом: стремиться докопаться до корней человеческой природы, до истоков того, что происходит вокруг или может произойти. А конкретные реальные события в большей степени требуют от их участников, конкретных реальных действий.
 Когда я решаю, что мне надо что-то сделать, я просто иду и делаю. Мужик сказал - считай он это сделал, это его половой признак. Возможно женщины от рождения имеют право быть сложными, непонятными, загадочными, запутанными, многословными, но мы, мужики, тут и нужны, чтобы все загадки разгадывать, все узлы распутывать, все структурировать и разъяснять. Ну и делать что-то реальное по мере сил. Каждый по своему.

 Мой рассказ или очерк состоит из нескольких, казалось бы несвязанных между собой реальных историй. Историй, в которых присутствует разная глубина и сила эмоциональных переживаний их участников. Я свяжу их между собой и объясню только в конце моего рассказа. Возможно написанное тут немного повлияет на чьи-то слишком горячие головы.
Хотя, вряд ли. "Горячие головы" такое, как правило, не читают.

Тем не менее ...

История 1. Соседка.

Заранее скажу, что пишу по остаткам своих воспоминаний из ее рассказа, исключительно то, что запомнил. И поскольку она рассказывала о себе давно, примерно, лет тридцать назад, то могу ошибаться в деталях. Но, только не в главном.
Вот что рассказала мне одинокая пожилая соседка по этажу.
Шла Отечественная Война. Произошла оккупация Белоруссии. Она, вместе с двумя детьми и мужем жила там в какой-то деревне. Ее муж, вместе с мужиками из той же деревни, регулярно уходил в партизаны и возвращался обратно. Немецкая администрация той местности узнала про это, и в деревню был выслан карательный отряд, который провел соответствующие карательные "мероприятия". Они утопили в колодце той же деревни двух ее детей, причем на ее же глазах. И кажется, большую часть жителей деревни сожгли заживо. Как она выжила, совершенно непонятно. Сейчас я уже плохо помню детали ее рассказа, т.к. прошло слишком много лет. Но, то, что зверство было, это точно. 
  Может быть ее даже специально оставили живой, чтобы она тут же сошла с ума. Месть партизан конечно же последовала. Они окружили и разгромили тот карательный отряд. Часть карателей прилюдно утопили в том же колодце. А часть сожгли живьем. Многие жители деревни, которые смогли убежать или спрятаться, ушли, опасаясь новых карательных операций. И были правы, потому что снова пришел другой карательный отряд, а потом снова партизаны и т.д.. Фильм Элема Климова "Иди и смотри" хорошо иллюстрирует рассказ нашей соседки. Зверство казалось было бесконечным и с той и с другой стороны...
 Соседка умудрилась пережить войну. Разум ее после войны еще не раз лечили. Но потом, все как то восстановилось. Поэтому она и смогла нам рассказать про свою судьбу. Когда она это рассказывала, ни слез, ни горя уже не было в ее глазах. Все было давно выплакано, пережито. Она снова вышла замуж и родила двоих детей: мальчика и девочку. Они стали, если не ошибаюсь, довольно известными еще в Союзе исполнителями народных песен: она певицей, а он, кажется, баянистом. Вот собственно и вся история.

История 2. Наглец.
 Шел 1996 год. Я уже успел развестись и снова жениться, если кому это интересно. Я полагаю, что мужчина может быть счастливым, если  только рядом с ним есть близкая и любящая его женщина. Без этого "живого ключа к счастью" (или наоборот, к несчастью, что тоже не редкость), мужчине быть счастливым совершенно невозможно, каким бы богатым, здоровым, жизнерадостным он не был. И женщины это интуитивно понимают или точнее знают наверняка. Поэтому мы, мужчины, готовы ради них на многое. Впрочем и для женщины, присутствие рядом с ней подходящего мужчины такое-же необходимое, но увы не достаточное, условие ее счастья.
 Итак, еду я как-то с женой в метро. В вагоне все сидячие места заполнены. Кое кто стоит, но таких немного. Напротив меня сидит пожилой седовласый мужчина, лет примерно семидесяти. Рядом с ним сидит еще пара мужчин помоложе, но тоже в возрасте. Едем. Все, как обычно.
 Вдруг к этому седовласому пожилому мужчине подходит с другой части вагона парень и нагло ставит одну ногу на сиденье между ним и его соседом. И стоит, и как бы вглядывается в схему метро, которая приклеена над их головами на стене вагона.
 Немного изумленный я смотрю на всю эту картину. Жду реакции этих немолодых мужчин. Пока не реагирую, поскольку не рядом со мной поставили ногу, а рядом с ними. Седовласый молча, медленно, неуверенно попытался руками убрать ногу наглеца с сиденья. Но, тот резко дернул ногой и еще сильнее вжал ее в сиденье. Мужики, что были рядом с ним хмурились, но ничего не делали. Как будто им было все равно. В общем, все это было странно и нереально.
 Тут я почувствовал, что пора вмешаться. Встал, подошел к парню, положил руку ему на плечо и просто сказал:"Ногу убери".
Он резко отдернул плечо, но ногу не убрал. Тогда я громко на весь вагон повторил: "Ногу убери!".
 На вагон я не смотрел, не знаю, что там было, как там реагировали. Про себя подумал так: "Ну что же парень, ты сам сделал выбор. Да и я, впрочем, тоже...". Но, не успел я сделать даже маленького движения, как через буквально долю секунды, был оттеснен в сторону тремя молодыми парнями, которые уже не разговаривали с ним, а резко развернув его на себя, заученными движениями били его в нос, в бровь, в лоб, короче куда хотели. Он пытался махать кулаками, но ни в кого не попадал. Его кулаки бессильно рассекали воздух. Несколько последних ударов посадили его на пустые, от разбежавшихся пожилых мужчин, сиденья. Собственно за 10-15 секунд мордобой кончился. Да, вспомнил еще одно. Едва он начался, как в том же конце вагона, откуда подошел "наглец", вдруг поднялся какой-то довольно крупный парень и стал громко говорить "В чем дело?! Отойдите! Сейчас сам разберусь!". Говорить-то он говорил, но почему то подходить не спешил...
 Все закончилось. Парни отошли к своим девушкам. Оказывается они ехали компанией. На ближайшей остановке вся компания вышла.
 "Наглый" парень сидел один напротив нас с женой, подняв лицо кверху, прижимая к разбитому носу платок. Текла кровь. Голова его слегка покачивалась. Видимо сотрясение какое-то он все же получил. Все пожилые мужики, включая седовласого, еще во время мордобоя быстро разбежались в разные концы вагона. К "наглому" подошел тот крупный парень, который хотел "сам разобраться". Стало ясно, что они ехали вместе. Они о чем то начали тихо разговаривать. Мы с женой, сидя напротив них, проехали с ними дальше ровно столько, сколько нам было нужно. Я был напряжен, но не думал, что он или они оба будут после этого на ком-то срывать свою злость.Но был готов ко всему. А вот переходить в другое место полупустого вагона я не собирался из принципа. Так и ехали, смотря на этих двоих почти в упор. Но, видимо им было не до нас. Через несколько остановок они вышли. Я вздохнул, можно было расслабиться. Что было, то было...

История 3. Футбольный фанат.
  Шел примерно 2003 год. Москва славится своим метро. Конечно, это самый надежный и вместительный вид транспорта. И когда футбольные матчи заканчиваются, все болельщики разъезжаются по домам именно на метро. Однажды я возвращался вечером с работы. В районе станции метро Октябрьская, в полупустой вагон, в котором я ехал, влетела шумная компания, кажется из четырех человек, возрастом около двадцати пяти лет. На шее каждого из них висели, если не ошибаюсь, красные шарфы. Ясно, что это были футбольные фанаты, возвращавшиеся после матча. Они сначала выкрикивали что-то типа "Спартак чемпион! Оле-е, оле, оле, оле! Россия, вперед!".
Обычное дело. Ничего такого нового, неожиданного. Ну, еще они немного дубасили друг друга. Так, для развлечения. Хватали друг друга за головы, запихивали подмышку, и "любя", постукивали кулачками друг друга по ребрам. В общем развлекались, не скучали.
  Один из них отделился от компании и пробежался вдоль вагона, благо он был полупустой. Пробежка видимо ему понравилась и он побежал обратно. Компания смеялась. Тут "бегун" не вынимая рук из рукавов куртки, накинул ее себе на голову и снова побежал, но у же громко крича: "Слава России!". Потом обратно с таким же возгласом. В какой-то момент он остановился напротив одного мужчины средних лет и стал глядя на него кричать "Слава России! Слава России!". Мужчина сначала смотрел на него, потом отвел глаза. "Бегун" покричав еще пару раз, снова побежал вдоль вагона. Вернувшись к своей компании, он снял куртку с головы, выхватил  у одного из них свернутый  флаг России без флагштока, и снова понесся по вагону, держа над головой два конца развевающегося флага, выкрикивая несколько раз "Слава России! Слава России! Слава России!". Он еще минут десять гонял туда-обратно с флагом, выкрикивая этот лозунг. Иногда он останавливался напротив кого-нибудь, глядел тому в глаза и орал "Слава России!". Когда он пробегал мимо меня я абсолютно спокойно, с интересом провожал его своим взглядом, глядя на него совершенно открыто. Но, почему то, он не останавливался напротив меня и не орал этот лозунг именно мне.
 Когда я смотрел на него, он был мне на самом деле очень интересен. Я таких еще не видел! И видимо именно этот мой интерес не позволял ему орать передо мной. Но, честное слово, иногда, когда он в очередной раз пробегал мимо меня, мне хотелось подставить ему подножку, чтобы он сладко растянулся вдоль вагона! Видимо, он меня все же напрягал, когда пробегал мимо. Но, я заглушил в себе этот "благородный" порыв, подумав, что вообще-то он ни к кому явно не задирался, что кричал-то он вполне хорошие сами по себе слова: "Слава России!". И хотя, его действия постепенно выводили меня из комфортного состояния, но, делать ему подлянку, подножку я отказывался. К тому же он с компанией, которая неизвестно как к этому отнесется.
 Вот так я размышлял, глядя на этого идиота, пока он бегал. Потом они все же вышли на какой-то станции.
 Я задумался. Почему же он вызывал у меня недовольство и раздражение? Ну казалось бы, пусть себе бегает и кричит. Меня же не убудет от этого? Конечно нет. Но вот ощущение сильного дискомфорта было. Был в нем непонятный скрытый намек на угрозу, который чувствовался.
  Много позже, когда я был в США и ехал в метро Лос Анджелеса, я встретил там аналогичное существо. Нет, не футбольного фаната. Другого, но тоже "иного". На нем были брюки-комбинезон с лямками через плечи. Сначала он сидел смирно. Но через одну остановку он вдруг стал снимать лямки, потом опустил комбинезон до уровня попы, т.е. ниже трусов и стал ходить в проеме между противоположными боковыми дверями, что-то непрерывно то ли бормоча, то ли напевая и делать разные телодвижения. Когда уставал, то присаживался на сидение, где рядом сидела девушка и читала книгу. Она была в очках и совершенно не обращала внимание на этого "шатуна". Я сидел за ними и наблюдал развитие ситуации. Ее так и не было... Почему то там напряжение не возникало. У нас бы наши "бабки" его просто заклевали бы.

История 4. Плотик.

 Мне было примерно 12 лет, когда произошла эта история.
Я с братом и нашим другом, соседским мальчиком по этажу, облюбовали одну большую лужу. Они нередко появлялись в те времена у новостроек. Видимо всегда были какие-то незавершенные земляные работы. Ямы в земле были выкопаны, но шли дожди и все залило водой. Со временем они соединились и стали одной большой лужей, почти прудом.
 Вблизи "берега" лужи плавал самодельный плотик. Все дети в то время любили кататься на таких плотиках, упираясь палкой в неглубокое дно.
 Не успели мы его освоить, как появилась пара наших сверстников, ребят из другого двора, которые заявили, что плотик их, и чтобы мы катились отсюда подальше. "Выступали" эти двое вполне уверенно против нас троих, даже замахиваясь кулачками. Нам это не понравилось и завязалась драка. Вскоре они побежали, т.к. нас было трое и перевес был на нашей стороне. Довольные мы продолжили кататься на плотике.
 На следующий день мы пошли в школу. На перемене я стоял у окна в коридоре и смотрел на улицу. Вдруг услышал слова: "Это он?" и ответ "Да!". Я повернулся к подошедшей группе из примерно десяти ребят разного, старшего и младшего возраста и тут же получил несколько ударов кулаками себе в лицо от ребят, стоявших ближе ко мне. Мельком я увидел одного из тех двоих, с которыми мы вчера подрались из-за плотика и все понял. Но, все равно было больно и обидно. Обидно было из-за того, что все было нечестно, десять против одного. Закончив "процедуру", он ушли. Поскольку мой брат учился в этой же школе двумя классами младше, его тоже нашли и "поучили", как надо уважать "коллектив". После звонка, чуть опустив голову, глотая слезы, вытирая рукавом сопли и кровь, я сидел за партой второго ряда от доски, не обращая внимания на учителя рисования. Он что-то объяснял классу, иногда поглядывая на меня, но ничего у меня не спрашивал. Видимо ему уже что-то рассказали. Помню еще, что он одновременно работал учителем физкультуры. В общем так получилось, что никому до меня и до брата в этой школе не было дела. Через год после этого события меня и брата перевели в другую, новую школу, т.к. мы по месту жительства уже относились к ней. И все забылось. Как хорошо, что мы иногда можем что-то забывать.

Я мог бы привести еще несколько подобных и главное, совершенно реальных историй. Но, не буду этого делать. Здесь уже и так достаточно информации для некоторых выводов. Попытайтесь сами найти связь между немцами из карательного отряда, партизанами, "наглецом", "безобидным" футбольным фанатом, пассивными пассажирами метро, детской дракой. Что в них общего и чем они отличаются друг от друга?
И почему я всех хочу связать одной ниточкой?
...
Что? Не получается? Ладно, в любом случае выскажу свою точку зрения.

Но сначала цитаты из Википедии.

Агрессивное поведение, Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими.

Фанат (также фан, фэн; сокр. от фанатик, лат. fanaticus «одержимый, неистовый»),греч. «слепая вера» — человек, испытывающий особо повышенное влечение к определённому объекту (кумиру).

Группировка Ультрас — это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды — промо-атрибутикой, популяризацией своего движения
7 основных правил ультрас:

        Не переставать поддерживать команду, невзирая на ход матча и на результат;
        Не садиться во время матча;
        Посещать все возможные матчи своего клуба, несмотря на цены и расстояние;
        Верность заряжающему (человеку, стоящему там, где находится группа);
        «Отстаивать клубные цвета»;
        Помогать развитию ультра-культуры популяризацией движения;
        Быть преданным клубу.

 Их всех роднит присутствие агрессии одной личности над другой. Не всегда это явное физическое насилие. Иногда это ощущение какого-то эмоционального давления, иногда манипуляции. Оставаясь без правильного отклика на ее даже малые проявления, она развивается, постепенно усиливается. Начиная со слабо ощущаемого эмоционального давления, она может со временем вырасти до явного, системного осознанного группового садизма.
 Вспомните фильм режиссера Элема Крымова "Иди и смотри", где парень расстреливает фотографию Адольфа Гитлера, которая вдруг начинает меняться от более позднего возраста, к более раннему, молодому. Вот его фото до прихода к власти, вот он еще юноша, а вот и подросток... И каждая смена фотографии - выстрел. Только на детской фотографии Адольфа, этот замученный, грязный, весь в слезах и ненависти паренек, вдруг остановился, перестал стрелять...
 Как такое могло случиться, что симпатичная кроха выросла в существо, которое отождествило себя, Человека, всего лишь с ролью, играемую в неком своем поначалу небольшом социуме. Неужели это удел всех: выбрать жизненную роль, отождествиться с ней забыв про все остальное и заиграться...?

Понимание, принятие и нужное полезное действие, вырастают только из привычки действовать осознанно, с пониманием, и даже с сочувствием к другой стороне конфликта.
  Но, нет, практически нет в нас этого от природы! От природы в нас есть инстинкты. Ударили нас, либо надо дать сдачи, либо убежать. Таково инстинктивное поведение. Ну еще можно молча "замереть". Т.е. не делать ничего ("кролик перед удавом" или "кролик в кустах"). 
Но, истинное Человеческое поведение, требует некоей работы над собой, с собой. Это только тренируется, "воспитывается" в себе.
Люди, в отличие от животных, могут говорить, объяснять. И хотя это умение пока еще редко помогает в быстротекущих ситуациях, тем не менее наша мысль и речь часто дают правильный выход из конфликта, если удается противную сторону перевести к диалогу. Желательно к творческому.
И тому пример последняя, 5-я история.
 
История 5. Конкуренты.
Этот случай произошел уже в годы перестройки.
Примерно в 1990 году, захваченный, как и многие, рыночной стихией, я решил подзаработать. Мои родственники из Владимирской области подсказали, что хорошо можно заработать на сигаретах. В то время они там были в дефиците. Закупив в одном ларьке, у знакомого моего брата, несколько больших коробок сигарет и папирос, а так же взяв "напрокат" Запорожец у сестры, я поехал туда вместе с братом. Остановившись у родственников, я на следующий день встал в ряды торговавших на рынке, оплатив предварительно место. А брат досыпал, нахватавшись "зайчиков" от  сварочных работ.
  Установив цену чуть пониже, чем у конкурентов, я стал быстро распродавать сигареты.
  Все шло отлично! Но, когда через несколько часов я распродал уже половину товара, ко мне вплотную подошли три странных типа, цыганского вида и сказали:" Эй ты! Или ты валишь отсюда сейчас, или к вечеру будешь бит! Вон, видишь того парня, что торгует сигаретами? Это наш продавец. Из-за тебя у него не идет торговля. Ты все понял?"
 Пару секунд я молчал. По своей природе я очень свободолюбивый и не люблю ни малейшего давления на себя. Но и голова у меня все таки тоже работает и иногда неплохо управляет моим поведением. Не знаю, что меня побудило, но я вдруг решил поговорить с ними доходчиво, вместо того, чтобы или сразу сматываться или показать им что я тоже крут... Внутренне я был почему то очень спокоен.
 "Послушайте. Если вы думаете, что я тут один, вы очень ошибаетесь. В этом городе у меня куча родни. Если что со мной случится, будете пенять только на себя" - сказал я и помолчал несколько секунд.
 "Давайте лучше сделаем все по другому. Мой приезд сюда временный. Сегодня я должен продать все, потому что завтра утром я возвращаюсь обратно в Москву. Я живу там, а не здесь. Но, даже если я буду торговать допоздна, я все равно уже не продам весь свой товар. А кроме меня этим никто из моей родни тут заниматься не будет. Поэтому я предлагаю вам через несколько часов снова прийти сюда и выкупить у меня все остатки".
Они помолчали несколько секунд, немного удивленные таким поворотом дел. Потом уже посмотрели на меня более дружелюбно и начали со мной торговаться.
 Через несколько часов, когда рынок уже стал закрываться, они снова пришли. Я им продал по договоренной цене остатки товара. Они забрали его и ушли. Потом они даже приезжали в Москву и я им помогал доставать сигареты.
 В общем мораль этой истории простая. Находчивость, диалог и творческое сотрудничество помогли мне не только избежать ненужной драки, но и все это привело к появлению новых друзей.
 Очень,очень мешает в нашей жизни шаблонное, рутинное не творческое, не созидающее ничего, инстинктивное и часто пассивное поведение.
Жизнь, это не только постоянное творчество. Сама жизнь, часто становится невозможной без проявления творчества, находчивости, догадки. Эти качества всем нам надо постоянно в себе поддерживать и развивать, точно так же как и стойкость. Другими словами: ум и находчивость надо развивать и поддерживать всю свою жизнь.

Подводя итог этим пяти реальным историям, хочу сказать следующее.
Инстинктивное или осознанное проявление той или иной формы насилия, это та ниточка, которая объединяет всю эту группу, а может и всех нас в одну цепочку. И школьную, детскую "бригаду, банду", которая "охраняет свою территорию". И "безобидного" футбольного фаната, который смелеет от того, что ему никто не перечит. И "наглеца", который наверное вырос из футбольного фаната, и который уже идет на явный конфликт, желая подавить волю других, чтобы диктовать свою. И партизан, которые вместо того, чтобы просто расстрелять карательный отряда, проявляли к ним, как они считали "адекватную" жестокость, не понимая, что эта их жестокость, снова вызовет ответную жестокость другого карательного отряда и колесо сансары завертится еще быстрее... И солдат и офицеров из карательного отряда, немецкой и иной национальности, которые вообще делали нечто совершенно невозможное, проявляя жуткую жестокость к невинным детям, женщинам и старикам, которую и зверством то назвать сложно. Скорее садистским коллективным сумасшествием. Зверь такие вещи не делает. Он дитя природы. И его оружие: клыки, зубы, когти и т.д., неотделимы от него. А у "людей" их оружие, очень даже может быть отделено от них и даже может быть бесконечно умножено. И тогда возникают негодяи с оружием, которые могут легко подчинить себе и вас, и меня, и всех, всех, всех... А вырасти они могут из вполне мирного любителя футбола, детского инстинктивного желания "охранять свою территорию". А может и еще раньше...

В каждой истории можно найти два антипода, две противоположные сущности. И они могут поменяться местами. Думаю, что даже паренек из фильма "Иди и смотри" будет так же зверствовать, как и карательный отряд, если появится ситуация, где он сможет отомстить за всех. Казалось бы справедливость будет тогда восстановлена. Но, нет! "Лодка качнется в противоположную сторону", "весы судьбы" снова перекосятся и насилие повторится. В системе отношений между людьми всегда нужен либо демпфер, тормоз, некоторая инерция, либо явное осознанное поведение, которое отличается пониманием ситуации, ее принятием и пониманием мотивов недружественной стороны. Нужно стремиться выходить на диалог всегда.

В заключении хочется добавить.
Не проходите равнодушно мимо того, что вам не нравится. Выскажитесь. Сделайте что-то реальное, пусть немного.Не делайте вид, что вам все равно. Потому, что не существует нормального общества без обратных связей. Откликайтесь своими реальными действиями на все.
Бойтесь, это нормально! Всегда все чего-то побаиваются, но делают. И будьте внимательны к себе и вашему окружению.
 Не поступайте чисто инстинктивно! Да, мы наполовину животные. Но, мы наполовину и Люди, Человеки! Животные инстинкты в обществе людей должны быть пропущены через призму осознанности.
А иначе, кто мы тогда? И что мы тут делаем, на этой земле?

Не проходите мимо!



Приложение.

Из Википедии.
Агрессивное поведение, Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Словарь. Синонимы и антонимы

Опасный -  Безопасный
Враждебный - Дружественный
Нападающий - Защищающий
Отталкивающий - Притягательный (Приятный)