ЗАМЕТКИ О ГУМАНИЗМЕ
"Действительно свободный и образованный человек должен бы по своему желанию уметь настроиться то на философский лад, то на филологический, критический или поэтический, исторический или риторический, античный или же современный, подобно тому, как настраиваются инструменты в любое время и на любой тон". (Ф. Шлегель).
«Свобода — это человечность, возведенная в абсолют». (Г. Манн)
Хорошо сказано. Но до какой свободы (и до какого жизненного состояния) нужно дойти, чтобы уверовать в возможность общепринятого социального гуманизма, признать его общечеловеческой ценностью.
Гуманизм, как ни назови его, — секулярным, светским, эволюционным, социетарным, религиозным, буржуазным ли, — кабинетная "наука о добродетелях", аретология. Гуманизм российский, практически, будучи обоснованным и организованным, он может приобрести только голословную или извращенную форму.
Было время, когда у меня, как у Ионы Козыря из Глупова, в мозгах пробел образовался, прекрасный по идейной сути и жалкий по существу. Так же, как у Ионы: "В голове мелькал какой-то рай, в котором живут добродетельные люди, делают добродетельные дела и достигают добродетельных результатов". Ионе " было приятно сознавать себя добродетельным, а, конечно, еще было бы приятнее, если б и другие тоже сознавали себя добродетельными. Это была потребность его мягкой и мечтательной натуры; это же обусловливало для него потребность пропаганды. Сожительство добродетельных с добродетельными, отсутствие зависти, огорчений и забот, кроткая беседа, тишина, умеренность — вот идеалы, которые он проповедовал, ничего не зная о способах их осуществления". Хорошие идеалы! Пожить бы при них. Забылось, в то время студенту: где живу, — отсюда и оптимизм не в меру. Забылось, что природные наши свойства, с дремлющим в них "корнем гуманности", обросли массой "наносных атомов". Иона Козырь, пионер российского гуманизма, — тоже забыл: "В полдень вывели Ионку на базар и, дабы сделать вид его более омерзительным, надели на него сарафан (так как в числе последователей учения было много женщин), а на груди привесили дощечку с надписью: бабник и прелюбодей. В довершение всего квартальные приглашали торговых людей плевать на преступника, что и исполнилось. К вечеру Ионки не стало".
Проблема не в том, что невозможно быть гуманистом. Будь, если хочешь и можешь. Для обычного человека, не подвижника, быть гуманистом означает стать другим, а это непосильно. Профессиональные гумановеды предлагают ему вдумчиво ознакомиться с их книгами, манифестами, программами, стать уважительным, честным, добрым, терпимым, отзывчивым, чутким, сострадательным, благодарным, справедливым, порядочным (и т. д. и т. п.), все это приять в качестве нравственной и жизненной опоры, забыть индивидуальный и повседневный опыт существования, за которым стоят не только нажитые годы, но и тысячелетия.
Добродетели хороши как кубики, уложенные в коробке с названием "Гуманизм", там они представляют понятный и цельный объем. А без коробки — рассыпаются, валяются, как попало. Если и связаны "системными" ниточками, то не каждый способен увидеть их, ибо не начитан, слепец, о научном гуманизме и гуманистах, не бывает на их заседаниях. Если эйфорически и пристально вглядываться, то коробка, набитая книгами, статьями, докладами, раздувается пузырем, левитирует и, отдаляясь, видится радужным планетарным яйцом.
Добродетели — это замечательно, каждый знает. Но у социальной истории человечества — более каверзные задачи, и не только навозные (в смысле исторического перепревания), история непредсказуема, схожа с землетрясениями и вулканами. Увлеченность гуманизмом как теорией, этот гуманизм, по щедринскому выражению в "Истории одного города", можно называть профанацией в сочетании с бессмертным наивом "О водворении на земле добродетели".
"Всегда эта страна представляла собой грудь, о которую разбивались удары истории. Вынесла она и удельную поножовщину, и татарщину, и московские идеалы государственности, и петербургское просветительное озорство и закрепощение",— грустил М.Е. Салтыков-Щедрин в 1881 г. (здесь уже можно добавить: вынесла и революцию, и сталинщину, и войну с фашизмом, и всю советчину с ее застоем, и перестройку вынесла радужную, многообещающую). "Все выстрадала и, за всем этим, осталась загадочною, не выработав самостоятельных форм общежития. А между тем, самый поверхностный взгляд на карту удостоверяет, что без этих форм в будущем предстоит только мучительное умирание".
Об умирании немало публицистов вопиют, пораженчески или патриотично, с упованием на божью милость. Появились и гуманисты, вдумчиво горюющие о стране, организованные, научные, узревшие в гуманизме альтернативу власти.
Гуманизм — это хорошо. А организованный? Не придется ли и его вынести, пережить, этой стране.
Ведь что такое гуманизм?
В России это — романтизм.
Идеализм. Мечта благая…
Она как женщина нагая,
всегда живая, но больная,
бредет по жизни, полагая,
что мы поймем ее, внимая,
что остановимся, блуждая.
Мы смотрим, слушаем, моргая,
и понимаем, что блажная,
и вновь, кивая, уважая,
ведем в сарай, слегка пиная,
пусть отдохнет в своем сарае,
во сне улыбчиво страдая.