Тургенев. Отцы и дети

Фонд Ника
20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, соро­ка­трех­летний, но уже немо­лодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на посто­ялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил универ­ситет.

Николай Петрович был сыном гене­рала, но пред­на­зна­ченная ему военная карьера не состо­я­лась (он в моло­дости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнат­ного чинов­ника и был счастлив в браке. К его глубо­кому горю, супруга в 1847 г. скон­ча­лась. Все свои силы и время он посвятил воспи­танию сына, даже в Петер­бурге жил вместе с ним и старался сбли­зиться с това­ри­щами сына, студен­тами. Последнее время он усиленно занялся преоб­ра­зо­ва­нием своего имения.

Насту­пает счаст­ливый миг свидания. Однако Аркадий появ­ля­ется не один: с ним высокий, некра­сивый и само­уве­ренный молодой человек, начи­на­ющий доктор, согла­сив­шийся пого­стить у Кирса­новых. Зовут его, как он сам себя атте­стует, Евгений Васи­льевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петро­вича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снис­хо­ди­тельным тоном (это слегка коробит отца) стара­ется сгла­дить возникшую нелов­кость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начи­нают ощущать взаимную анти­патию. Зато дворовые маль­чишки и слуги гостю охотно подчи­ня­ются, хотя он вовсе и не думает искать их распо­ло­жения.

Уже на следу­ющий день между База­ровым и Павлом Петро­вичем проис­ходит словесная стычка, причём её иници­а­тором явля­ется Кирсанов-старший. Базаров не хочет поле­ми­зи­ро­вать, но все же выска­зы­ва­ется по главным пунктам своих убеж­дений. Люди, по его пред­став­ле­ниям, стре­мятся к той или иной цели, потому что испы­ты­вают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искус­ства, а в науке важнее всего прак­ти­че­ский результат. Он даже гордится отсут­ствием у него «худо­же­ствен­ного смысла» и пола­гает, что изучать психо­логию отдель­ного инди­ви­дуума незачем: «Доста­точно одного чело­ве­че­ского экзем­пляра, чтобы судить обо всех других». Для База­рова не суще­ствует ни одного «поста­нов­ления в совре­менном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспо­щад­ного отри­цания». О собственных способ­но­стях он высо­кого мнения, но своему поко­лению отводит роль не сози­да­тельную — «сперва надо место расчи­стить».

Павлу Петро­вичу «ниги­лизм», испо­ве­ду­емый База­ровым и подра­жа­ющим ему Арка­дием, пред­став­ля­ется дерзким и необос­но­ванным учением, которое суще­ствует «в пустоте».

Аркадий стара­ется как-то сгла­дить возникшее напря­жение и расска­зы­вает другу историю жизни Павла Петро­вича. Он был блестящим и много­обе­ща­ющим офицером, любимцем женщин, пока не встретил свет­скую львицу княгиню Р*. Страсть эта совер­шенно изме­нила суще­ство­вание Павла Петро­вича, и, когда роман их закон­чился, он был полно­стью опустошён. От прошлого он сохра­няет лишь изыс­кан­ность костюма и манер да пред­по­чтение всего англий­ского.

Взгляды и пове­дение База­рова настолько раздра­жают Павла Петро­вича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снис­хо­ди­тельно разби­вает все «силло­гизмы» против­ника, направ­ленные на защиту традиций. Николай Петрович стре­мится смяг­чить спор, но и он не может во всем согла­ситься с ради­каль­ными выска­зы­ва­ниями База­рова, хотя и убеж­дает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправ­ля­ются в губерн­ский город, где встре­ча­ются с «учеником» База­рова, отпрыском откуп­щика, Ситни­ковым. Ситников ведёт их в гости к «эман­си­пи­ро­ванной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принад­лежат к тому разряду «прогрес­си­стов», которые отвер­гают любые авто­ри­теты, гоняясь за модой на «свобо­до­мыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «ниги­лизме» остав­ляют далеко за собой и Аркадия, и База­рова. Последний Ситни­кова откро­венно прези­рает, а у Кукшиной «зани­ма­ется больше шампан­ским».

Аркадий знакомит друга с Один­цовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заин­те­ре­со­вы­ва­ется. Интерес этот отнюдь не плато­ни­че­ский. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Один­цову, но это чувство напускное, тогда как между База­ровым и Один­цовой возни­кает взаимное тяго­тение, и она пригла­шает молодых людей пого­стить у неё.

В доме Анны Серге­евны гости знако­мятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздра­жаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обще­стве Кати.

Чувство, внушённое База­рову Анной Серге­евной, ново для него; он, так прези­равший всякие прояв­ления «роман­тизма», вдруг обна­ру­жи­вает «роман­тика в самом себе». Базаров объяс­ня­ется с Один­цовой, и хотя та не тотчас же осво­бо­ди­лась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокой­ствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уезд­ному лекарю, живу­щему непо­да­лёку, и Один­цова не удер­жи­вает гостя. В дороге Базаров подводит итог проис­шед­шему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позво­лить женщине завла­деть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать База­рова не могут нады­шаться на своего нена­гляд­ного «Енюшу», а он скучает в их обще­стве. Уже через пару дней он поки­дает роди­тель­ский кров, возвра­щаясь в имение Кирса­новых.

От жары и скуки Базаров обра­щает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свиде­телем поцелуя стано­вится Павел Петрович, кото­рого до глубины души возму­щает поступок «этого воло­са­того». Он особенно него­дует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нрав­ственным убеж­де­ниям, Павел Петрович вызы­вает База­рова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что посту­па­ется прин­ци­пами, Базаров согла­ша­ется стре­ляться с Кирса­новым-старшим («С теоре­ти­че­ской точки зрения дуэль — неле­пость; ну, а с прак­ти­че­ской точки зрения — это дело другое»).

Базаров слегка ранит против­ника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшу­чи­вает над собой, но при этом и ему и База­рову неловко. Николай Петрович, от кото­рого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благо­родным образом, находя оправ­дание для действий обоих против­ников.

Послед­ствием дуэли стано­вится и то, что Павел Петрович, ранее реши­тельно возра­жавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам угова­ри­вает Николая Петро­вича совер­шить этот шаг.

И у Аркадия с Катей уста­нав­ли­ва­ется гармо­ничное взаи­мо­по­ни­мание. Девушка прони­ца­тельно заме­чает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окон­ча­тельно поте­рявший надежду на взаим­ность Один­цовой Базаров пере­ла­мы­вает себя и расста­ётся с ней и Арка­дием. На прощание он говорит бывшему това­рищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либе­ральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утеша­ется обще­ством Кати, объяс­ня­ется ей в любви и уверя­ется, что тоже любим.

Базаров же возвра­ща­ется в роди­тель­ские пенаты и стара­ется забыться в работе, но через несколько дней «лихо­радка работы с него соско­чила и заме­ни­лась тоск­ливою скукой и глухим беспо­кой­ством». Пробует он заго­ва­ри­вать с мужи­ками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обна­ру­жи­вает. Правда, и мужики видят в База­рове что-то «вроде шута горо­хо­вого».

Прак­ти­куясь на трупе тифоз­ного боль­ного, Базаров ранит себе палец и полу­чает зара­жение крови. Через несколько дней он уведом­ляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Один­цову прие­хать и попро­щаться с ним. Он напо­ми­нает ей о своей любви и призна­ется, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда База­рова по насто­янию роди­телей прича­щают, «что-то похожее на содро­гание ужаса мгно­венно отра­зи­лось на померт­вевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой дере­вен­ской церкви венча­ются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом доволь­стве ощуща­лось и искус­ственное, «точно все согла­си­лись разыг­рать какую-то просто­душную комедию».

Со временем Аркадий стано­вится отцом и рьяным хозя­ином, и в резуль­тате его усилий имение начи­нает прино­сить значи­тельный доход. Николай Петрович прини­мает на себя обязан­ности миро­вого посред­ника и усердно трудится на обще­ственном поприще. Павел Петрович прожи­вает в Дрез­дене и, хотя по-преж­нему выглядит джентль­меном, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдель­берге и якша­ется со студен­тами, изучает архи­тек­туру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помы­ка­ющей, и, как он уверяет, продол­жает «дело» База­рова, подви­заясь в роли публи­циста в каком-то тёмном журналь­чике.

На могилу База­рова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвре­менно усоп­шего сына. Цветы на могильном холмике напо­ми­нают не об одном спокой­ствии «равно­душной» природы; они говорят также о вечном прими­рении и о жизни беско­нечной...