Островский. Гроза

Фонд Ника
Первая поло­вина XIX в. Вымыш­ленный приволж­ский городок Калинов. Обще­ственный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-само­учка Кулигин бесе­дует с моло­дыми людьми — Кудряшом, приказ­чиком бога­того купца Дикого, и меща­нином Шапкиным — о грубых выходках и само­дур­стве Дикого. Затем появ­ля­ется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кули­гина расска­зы­вает, что его роди­тели жили в Москве, дали ему обра­зо­вание в Коммер­че­ской академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у мате­рин­ской родни, чтобы полу­чить часть наслед­ства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно заве­щанию, если Борис будет к нему почти­телен. Все его уверяют: на таких усло­виях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалу­ется Кули­гину, что никак не может привык­нуть к жизни в доме Дикого, Кулигин расска­зы­вает о Кали­нове и завер­шает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Кали­новцы расхо­дятся. Вместе с другой женщиной появ­ля­ется стран­ница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Каба­новых за особую щедрость к стран­никам. «Каба­новы?» — пере­спра­ши­вает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», — пояс­няет Кулигин. Выходит Каба­нова в сопро­вож­дении дочери Варвары и сына Тихона с женой Кате­риной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям прой­тись по буль­вару. Варвара отпус­кает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, остав­шись вдвоём с Кате­риной, бесе­дует с ней о домашних отно­ше­ниях, о Тихоне. Кате­рина расска­зы­вает о счаст­ливом детстве в роди­тель­ском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она пере­жи­вает в храме, вооб­ражая ангелов в солнечном луче, пада­ющем из купола, мечтает раски­нуть руки и поле­теть и, наконец, призна­ется, что с ней проис­ходит «неладное что-то». Варвара дога­ды­ва­ется, что Кате­рина кого-то полю­била, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это пред­ло­жение приводит Кате­рину в ужас. Появ­ля­ется сума­сшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Кате­рина страшно пуга­ется, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие, проис­хо­дящее в доме Каба­новых, начи­на­ется разго­вором Феклуши с горничной Глашей. Стран­ница расспра­ши­вает о домашних делах Каба­новых и пере­даёт басно­словные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими голо­вами «за невер­ность» и т.;п. Появив­шиеся Кате­рина и Варвара, соби­ра­ющие Тихона в дорогу, продол­жают разговор об увле­чении Кате­рины, Варвара назы­вает имя Бориса, пере­даёт от него поклон и угова­ри­вает Кате­рину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Каба­ниха и Тихон, мать велит сыну строго нака­зы­вать жене, как жить без него, Кате­рину унижают эти формальные наказы. Но, остав­шись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пыта­ется дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову...» Вернув­шаяся Каба­ниха прика­зы­вает Кате­рине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сооб­щает Кате­рине, что они будут ноче­вать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Кате­рина не хочет его брать, потом, поко­ле­бав­шись, прячет в карман.

Следу­ющее действие проис­ходит на скамейке у ворот каба­нов­ского дома. Феклуша и Каба­ниха бесе­дуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление прихо­дить стало», расска­зы­вает о железной дороге («змия огнен­ного стали запря­гать»), о суете москов­ской жизни как дьяволь­ском нава­ждении. Обе ждут ещё худших времён. Появ­ля­ется Дикой с жало­бами на свою семью, Каба­ниха упре­кает его за беспо­ря­дочное пове­дение, он пыта­ется ей грубить, но она это быстро пресе­кает и уводит его в дом выпить и заку­сить. Пока Дикой угоща­ется, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семей­ства. Выполнив пору­чение, с тоской воскли­цает о Кате­рине: «Хоть бы одним глазком взгля­нуть на неё!» Вернув­шаяся Варвара велит ему ночью прихо­дить к калитке в овраге за каба­нов­ским садом.

Вторая сцена пред­став­ляет ночное гулянье моло­дёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подо­ждать — «дождёшься чего-нибудь». Проис­ходит свидание Кате­рины и Бориса. После коле­баний, мыслей о грехе Кате­рина не в силах проти­виться проснув­шейся любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обни­мает Бориса). Коли я для тебя греха не побо­я­лась, побоюсь ли я людского суда?»

Всё четвёртое действие, проис­хо­дящее на улицах Кали­нова, — на галерее полу­раз­ру­шен­ного здания с остат­ками фрески, пред­став­ля­ющей геенну огненную, и на буль­варе, — идёт на фоне соби­ра­ю­щейся и наконец разра­зив­шейся грозы. Начи­на­ется дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который прини­ма­ется угова­ри­вать Дикого дать денег на уста­новку солнечных часов на буль­варе. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбой­ником. Стерпев брань, Кулигин начи­нает просить денег на громо­отвод. Тут уж Дикой уверенно заяв­ляет, что от посланной в нака­зание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, оборо­няться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встре­ча­ются Варвара и Борис. Она сооб­щает о возвра­щении Тихона, слезах Кате­рины, подо­зре­ниях Каба­нихи и выра­жает опасение, что Кате­рина призна­ется мужу в измене. Борис умоляет отго­во­рить Кате­рину от признания и исче­зает. Входят остальные Каба­новы. Кате­рина с ужасом ждёт, что её, не пока­яв­шуюся в грехе, убьёт молнией, появ­ля­ется сума­сшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Кате­рина не может более крепиться и прилюдно призна­ется мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Каба­ниха злорадно заяв­ляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; <…> Вот и дождался!»

Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалу­ется Кули­гину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Кате­рине: «Её надо живую в землю зако­пать, чтоб она казни­лась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин сове­тует простить Кате­рину, но Тихон объяс­няет, что при Каба­нихе это невоз­можно. Не без жалости говорит он и о Борисе, кото­рого дядя посы­лает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сооб­щает, что Кате­рина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не нало­жила!», и вместе с Глашей и Кули­гиным уходит искать жену.

Появ­ля­ется Кате­рина, она жалу­ется на своё отча­янное поло­жение в доме, а главное — на страшную тоску по Борису. Её монолог закан­чи­ва­ется страстным закли­на­нием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Отклик­нись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но пони­мает, что отказ Бориса вызван действи­тельно полной невоз­мож­но­стью уехать вместе с ней. Она благо­слов­ляет его в путь, жалу­ется на гнетущую жизнь в доме, на отвра­щение к мужу. Навсегда простив­шись с Борисом, Кате­рина начи­нает в одино­че­стве мечтать о смерти, о могиле с цветоч­ками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» — с ужасом воскли­цает она. Подойдя к обрыву, она проща­ется с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.

Сцена запол­ня­ется встре­во­женным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду броси­лась!» Тихон поры­ва­ется бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через неко­торое время Кулигин вносит тело Кате­рины. «Вот вам ваша Кате­рина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возь­мите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который мило­серднее вас!»

Бросаясь к Кате­рине, Тихон обви­няет мать: «Маменька, вы её погу­били!» и, не обращая внимания на грозные окрики Каба­нихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завер­ша­ется пьеса.