Ах, время! Оно не возвращается. Маврик и Фритьоф

Эмма Брамник-Вульфсон
  ЧУТЬ ЗАМЕТНЫЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

...Школьник  конца  ХХ века  не мог жить без самоката и велика, а сегодняшний школьник и даже детсадовец, без мобильника  и  без интернета

 НО ХОЧЕТСЯ ОГЛЯНУТЬСЯ НАЗАД

Как всегда  торопясь , выбегаю из из дома  уже  с многотысячным  по счету блокнотом,  если считать с 1947 года, с первой практики студентки факультета журналистики Латвийского университета.С тех пор  после камер  ФЕД, Смена, Зоркий, Чайка, ТТЛ, и  первой  «цифры»  Фуджи, сегодня и  фотоаппараты  по счету  уже десятый;двенадцатый. И четвертая "цифра». Да и та  уже устареиа. Примета времени.

Более 30 лет   я сотрудничала  на Латвийском  радио и только иечтала о мини- диктофоне, который   можно было бы взять в сумочку на интервью.               

1988 год.Я первый раз в Израиле.-Что тебе подарить, платье, обувь?-спрашивают   родственники.  –Нет, нет! Ничего  мне не надо!Большое спасибо, благодарность,что пригласили, что впервые воочию я увидела Израиль,эту удивительную, замечательную страну!               

-Но мы все равно  что-то подарим. Но что? Лучше  выбирай сама.

И у меня «лишние» шекели.В мыслях- только диктофон.Но какую  модель выбрать-их множество.Трудный выбор, но мечта  осязаема - и у меня появился  Jeneral electric. Сегодня же карманный Sony у меня  уже двенадцатый.

-Знаете, что вы мне подарили?-спросила  я провожающих на аэродроме. И  записала  их голоса.Так в моем архиве теперь и голоса тех, кого уже нет с нами.
С тех пор стало возможным не только точно расшифровывать тексты интервью, но и "слышать", понимать о чем молчал и думал собеседник.

...ВОТ ТОЛЬКО КОМПЬБТЕР СТАЛ МАЛЕНЬКИМ

 1998,2000-е годы.Гамбург.Редакция журнала Der Spiegel. Накануне   ХХ-го века здесь частым гостем был  Маврик Вульфсон, публицист из Латвии, у которого немецкий  язык родной, как и латышский, русский, идиш и  другие. Хорошее знание языка-это так важно для взаимопонимания  людей.
А теперь встреча втроем:

  -Как видишь, за десятилетия нашей дружбы  с тобой в моей « келье» почти ничего не изменилось, -  сказал при встрече  Фритьоф Майер,  известный  многолетний  политический комментатор  немецкого журнала. Кельей  коллеги называли  его маленький рабочий кабинет.На столах, подоконниках пачки, горы документов, бумаг и вырезок,на полках- тесно  от  его книг.- Вот только  компьютер стал маленьким, - пошутил тогда Фритьоф.- Ах, время!Оно не возвращается! Но с нами  остаются воспоминания  и  заметные приметы  прошлого.         

2005. 7 января, 86-й день рождения Маврика Германовича.Он ушел в 2004-м.На первую годовщину его памяти в Рижской Ратуше собрались около 500  его  почитателей, друзей-дипломаты,депутаты  разных уровней власти, государственные мужи,банкиры...

- Наш  Союз учредил конкурс  имени  известного журналиста, активного  политического и общественного деятеля Маврика Вульфсона. Конкурс для  дипломатов, публицистов и общественных деятелей, которые служат улучшению  взаимопонимания, взаимоотношений, сотрудничеству  и дружбе  разных стран и народов. Чему  служил сам  Вульфсон,- торжественно объявила тогда председатель  правления Союза журналистов Латвии Лигита Азовска.

   2006 год. 7 января. Дом журналистов Латвии в Старой Риге. Первое торжество вручения  наград им. М.Вульфсона( подобные торжества прошли также в 2007,2008 и 2010 годах).
   Первыми  Лауреатами конкурса СЖЛ стали  Фритьоф Майер, долголетний ведущий   публицист журнала Der Spiegel ,ФРГ; Ивета Шульце, посол Латвии в Чехии;Роберт Шуддебом, посол  Королевства Нидерланды  в  ЛР; Сергей Крук , журналист,  преподаватель ЛУ.

Капля  и Камень -образ приза, который увез домой, в Германию, Фритьоф Майер.Капля ( из серебра)- это смелость  Вульфсона,  которая  и пробила трещину в камне, еще недавно  непробиваемой советской системы.Автор, создатель искусно выполненного приза Юрис Гагайнис,   профессор Академии художеств  Латвии,известный дизайнер

- Такое признание  Союза журналистов  Латвии в память о моем многолетнем друге -большая честь  и высокая  награда для меня. Мы с Мавриком  были единомышленниками, много общались,хорошо понимая друг друга.Он был  Личностью, дружбой,сотрудничеством с которым  я горжусь. Об этом мой  доклад »Пророк в своем отечестве», который  я подготовил к сегодняшнему торжеству,-сказал Фритьоф в ответном слове призер конкурса им. М.Вульфсона 2006 года.-Жизнь, опыт пережитых им двух диктатур,преподали Маврику уроки,которые  очень пригодятся и восточной, и западной Европе.Те, кто не соприкасался с тиранами ХХ века, иногда слишком низко ценят свободу или злоупотребляют ею. Европейские страны,несмотря на их различную историю, должны помнить тех , кто в свою личную судьбу интегрировал раны, нанесенные этой историей.Несмотря на эти раны, они идут на  шаг впереди остальных.Словно пророки. Таким был и Маврик Вульфсон, Пророк в своем отечестве».(Подробнее  его доклад см. мои мемуары: Эмма Брамник-Вульфсон  "Я вышла замуж за романтика").

ххх

На снимке автора Фритьоф Майер в своей "келье".                Редакция Der Spiegel.Гамбург,ФРГ.2001.