Миф об исламском Возрождении

Юрий Язовских
В последнее время достаточно часто можно встретить упоминание об исламском Возрождении (Золотом веке ислама), которое на Востоке началось на несколько веков раньше, чем в Европе.

Действительно, в исламском мире в Средние века произошел реальный расцвет науки и культуры, но не следует путать понятия "наука и культура в исламском мире" и "исламская наука и культура", поскольку ислам к этим достижениям человеческой мысли и рук имел косвенное отношение. Культура и религия всегда связаны, но никогда расцвет культуры не вызывался религиозными причинами.

Обратимся к настоящему Возрождению 14-16 веков, которое связывается с начавшимся на Апеннинах расцветом живописи, скульптуры и архитектуры. В это время произошел возврат к античным канонам в искусстве и архитектуре по сравнению с предшествующими веками. Европейское Возрождение никогда не называлось христианским, хотя начало этому процессу было положено в городах Италии, а римская церковь очень активно финансировала деятельность скульпторов, живописцев и архитекторов. И это правильно, поскольку причина наступления новой культурной эпохи не носила религиозного характера.

Все дело в том, что выдающиеся ученые, мыслители, архитекторы и писатели появляются там, где их работа становится нужна обществу в лице разнообразных состоятельных заказчиков: государства, аристократов, церкви... При отсутствии надлежащего финансирования никакого культурного подъема ждать не стоит. В средневековой Европе заказчики произведений искусства появились после накопления богатств такими городами, как Венеция, Флоренция, Пиза, городами Ганзейского союза… В исламском мире богатые заказчики  появляются в результате арабских завоеваний, которые привели к основанию нескольких исламских государств: самыми влиятельными и богатыми из них были Багдадский халифат (Аббасидов), который существовал с 750г. по 1258г., и Кордовский эмират (халифат) на Пиренейском полуострове.

…В истории Евразии есть несколько центров, где в определенные периоды наблюдался культурный подъем, сопровождавшийся массовыми научными открытиями, гениальными изобретениями, резкими скачками в строительном деле, достижениями в философии и  литературе. Самые древние из этих центров: Египет, Двуречье, Ближний Восток и Восточное Средиземноморье на западе Евразии, Китай на Востоке и Индия на юге. В каждом из них периоды культурного подъема сменялись длительными временами упадка, когда достижения предшествующего периода были забыты и многое из того, что было открыто и создано учеными, архитекторами, скульпторами и другими мастерами через много веков приходилось открывать и придумывать снова. Или же заимствовать у соседей.

Если говорить про западную Евразию, то в 4-м тысячелетии до н.э. вперед вырвались города-государства Шумера в Двуречье, затем пальма первенства переходит к Египту, после чего археология фиксирует культурный  подъем на Крите, вновь в Двуречье (Персия), и почти одновременно — в греческих полисах по всему Средиземноморью. После греческого культурного подъема, продолженного Римом, мы фиксируем более чем пятисотлетнее затишье и новый ренессанс культуры начинается снова в Двуречье - в Багдадском халифате.

Неправильно не только связывать "исламское Возрождение" с религией Мухаммеда, но и называть это Возрождение "арабским". Собственно арабы к достижениям этого культурного периода имеют малое отношение. Ученые, изобретатели, литераторы, архитекторы и прочие творцы с Востока чаще всего имели неарабское происхождение. Чтобы подтвердить этот тезис, назову некоторых наиболее известных деятелей науки и культуры тех времен. 

В Багдадском халифате особенно активно развивалась филология. Коран считался священной книгой и должен был изучаться только на арабском языке. То же самое касалось всех приложений к Корану. При этом арабский язык развивался не арабами. Один из первых филологов, который начал заниматься систематикой арабской грамматики — Сибавейхи  был персом и родился на территории современного Ирана.  Филолог Халиль Ибн Ахмад был родом с юго-востока Аравийского полуострова (современный Оман), но вряд ли был арабом - арабский язык не был его родным языком.

В 9 веке работали астрономы, геометры и механики три брата Бану Муса — персы по происхождению. Автор знаменитого труда по медицине "Канон" Авиценна родился в 980 г. рядом с Бухарой на окраине исламского мира. Помимо медицины Авиценна занимался и другими науками: он считается автором около 450 трудов в 29 областях знаний.

Выдающийся ученый 10 века  Альфарабиус родом из Средней Азии — он тоже не араб. Врач, философ, астроном и физик Ар-Рази был персом. Перс из Хорезма Ал-Хорезми прославился как выдающийся математик, астроном и географ. Ученый 10-11 веков Альхазен, который написал большой научный труд по оптике и занимался астрономией, родился в Басре (современный Ирак) — точных данных о его происхождении нет. Крупнейший математик и астроном 10 века Абу-л-Вафа родом из окрестностей Тегерана — он, скорее всего,  перс.

Выдающийся изобретатель, математик и астроном 12 века Аль-Джазари – выходец из Междуречья (ныне его родина находится на территории Турции). Судя по его портрету (если он прижизненный), арабом он не был. Уже в наше время Аль-Джазари получил прозвище "да Винчи арабского мира". Он сконструировал водяные часы, коленчатый вал, водоподъемные машины, фонтаны, музыкальные автоматы и даже робота.

На крайнем западе Евразии возник другой культурный центр - в Кордовском эмирате (чуть позже, чем в Багдадском халифате). Уже в 10 веке бербер Аббас ибн Фирнас первым в мире сконструировал планер и пролетел на нем; в 12 веке в Кордове работал астроном Альпетрагий (Ал-Битруджи), но наибольшую известность из ученых и деятелей культуры Кордовского эмирата получил философ 12 века Ибн Рушд (Аверроэс). Никто из них арабом не был. Единственный из андалузцев, про кого мы можем сказать, что он имел арабское происхождение, - выдающийся хирург 10 века Абу Аль-Касим, который жил в  Кордове и написал энциклопедию по медицине в 30 трактатах.

Кордовский эмират пал под натиском своих северных христианских соседей в 13 веке. И тогда же, в середине 13 столетия, монгольские войска разорили земли сегодняшнего Афганистана, Ирана и Ирака. Это означало конец "Золотого века ислама", а точнее - "подъема науки, литературы и искусства в исламском мире в эпоху Средневековья", хотя отдельные ученые в исламском мире, разумеется, появлялись и позднее. После периода культурного подъема Восток погрузился в настоящее Средневековье, в котором пребывал вплоть до 20 века.